Алхимические символы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 08:55, реферат

Краткое описание

Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение.

Содержание

Введение 3
1 Общая история 4
2 Греческая и египетская алхимия 10
3 Арабская и восточная алхимия 18
4 Европейская алхимия 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

алхимия 2.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, в XIV-XV веках  европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный  как Бонавентура, в одной из попыток  получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной  кислоте (aqua fortis), который оказался способным  растворять золото, царя металлов (отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская водка). Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке, осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.

Альберт Великий работал  с сернокислым железом, отделял  золото от серебра при помощи азотной  кислоты, по-видимому, выделил мышьяк в чистом виде. Роджер Бэкон писал  о потухании веществ без доступа  воздуха, о способности селитры  взрываться с горящим углем. И  Бэкон и Альберт Великий знали  свойства смеси селитры, серы и угля. Раймунд Луллий применял холодильник  при получении углекислого аммония  из перегнанной мочевины, изготовил  бикарбонат калия. Неизвестный автор, писавший под именем Василия Валентина (XIV в.), открыл серный эфир, соляную кислоту, многие соединения мышьяка и сурьмы. В его книге «Триумфальная  колесница сурьмы» описываются  способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые  мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней).

Парацельс первым описал цинк, ранее неизвестный. Он же начал использовать в лечебных целях химические соединения. Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ". Иоганн Рудольф Глаубер  обнаружил сульфат натрия (глауберову соль), сочтя его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта (1541 - 1615) изготовил  оксид олова.

Блез Виженер (1523 - 1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют о том, что "ненаучные" исследования алхимиков пошли на пользу не только избранным адептам, но и человечеству в целом.

Многие открытия носили сенсационный характер. В 1602 г. сапожник и алхимик  Винченцо Касциароло в горах Болоньи  нашел камень, который был настолько тяжел, что Касциароло заподозрил в нем наличие золота. Пытаясь выделить золото из камня, алхимик прокалил его с углем и селитрой и тут же обнаружил, что охлажденный продукт светится в темноте красноватым светом. Известие об этом поразило алхимиков и тяжелый шпат (сернокислый барий) стал объектом химических операций. Он получил ряд названий: солнечный камень, болонский фосфор и т.д. В 1774 г. было установлено, что в тяжелом шпате содержится особая «земля». Неизвестный ранее металл получил название «барий» от греческого слова «тяжелый». В середине XVII столетия гамбургский алхимик Хенниг Бранд в поисках философского камня, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Это было ново и необычно! Этот фокус Бранд показывал любителям и получал за это плату, а потом продал свой «секрет» гамбургскому алхимику Иоганну Крафту. Почти сто лет существовала фосфорная спекуляция, так как способ получения держался всеми в секрете. Только в 1743 г. немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) нашел более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его, после чего началось изучение фосфора и его соединений.

Книгопечатание (первая типография Гутенберга, Шеффера и Фауста была открыта в Майнце в 1450 г.) сыграло  большую роль в распространении  алхимических сочинений. Так как  печатание обходилось на первых порах  достаточно дорого, многие анонимные  алхимики для придания авторитета своим  сочинениям печатали их под именами  известных философов и ученых древнего мира – Платона, Пифагора, Демосфена и других не менее почетных лиц. Также появились во множестве  переводы якобы с арабского языка, хотя впоследствии эти рукописи нигде  не были обнаружены.

К середине XVI века в европейской  алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной  стороны, это вырождающееся мистическое  направление, представители которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными из последних являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Главным результатом алхимического  периода, помимо накопления значительного  запаса знаний о веществе, стало  становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом  алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между  натурфилософией и экспериментальным  естествознанием.

Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные  отрицательные черты, которые и  сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом  были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей  или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм  теории – учение Аристотеля, лежащее  в основе идеи трансмутации, принималось  за истину в последней инстанции  без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии  закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Искусственное получение  золота или серебра было для науки  того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка  алхимии - идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости.

В алхимии неразрывно соединились  разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность  многих алхимических трактатов может  быть объяснена тем, что в них  органически слились естественнонаучные и художественные представления  о мире (таковы алхимические стихи  классика английской литературы XIV века Дж. Чосера и т.д.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое  творчество, причём такое, в котором  проявлялись как языческие, так  и христианские её истоки. Именно поэтому  оказалось так, что там, где алхимия  христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия  выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным  делом. Это во многом объясняет трагическую  участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и  др.). Таким образом, в европейской  алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор  и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный  христианин. Такой взгляд на алхимию  позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности  уклада древних, темных и средних  веков.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006. – 312 с.

2  Повель, Луи, Бержье, Жак. Утро магов/ Луи Повель, Жак Берже . - К.: "София", Ltd. 1994. - 480 с.

3 Рабинович, В.Л. Алхимия - как феномен средневековой культуры/                  В.Л. Рабинович. - М.: ИНФРА – М,2005. – 234 с.

4 Сорос, Д . Алхимия финансов/ Д. Сорос. - М.: Инфра - М, 1998.- 416 с.  
Микеле, Д. История химии/ Д. Микеле.  - М.: Мир, 1996. – 278 с.

5 Сайт http://smallbay.ru/alchemia.html

6 Сайт http://physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Sketch_1.html

 

 

 


Информация о работе Алхимические символы