Алхимические символы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 08:55, реферат

Краткое описание

Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение.

Содержание

Введение 3
1 Общая история 4
2 Греческая и египетская алхимия 10
3 Арабская и восточная алхимия 18
4 Европейская алхимия 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

алхимия 2.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

Именно в Александрийской  академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах  и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем  – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского  искусства". В результате объединения  практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два  взаимообусловленных процесса:

1. Эллинизация "священного  тайного искусства" египетских  жрецов. Практические знания приобрели  "теоретическую базу" в виде  платовско-аристотелевского учения  о четырёх элементах-стихиях. 

2. Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля  были привнесены посылки Пифагора  о важнейшей роли числа и  прочие мистические элементы, изначально  совершенно нехарактерные для  аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии  алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути) – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель  календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

Тот-Гермес часто отождествляется  с легендарным основателем алхимии  Гермесом Трисмегистом (Ερμής ο Τρισμέγιστος, Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и  пр. В Александрийской академии лаборатории "священного искусства" размещались  в главном здании академии – храме  Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

Важнейшие алхимические знаки

Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана  греческими философами, такими как  Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана  Демиургом из одухотворенной Первичной  материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам  пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек  в ней рассматривался как мир  в миниатюре, как отражение Космоса  со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних  и тех же элементов - тела, души и  духа. Если сравнить эту теорию с  теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух (то что без остатка исчезает из материи при обжиге).

Ртуть - душа (то что соединяет тело и дух).

Соль - тело (то материальное что остается после обжига).

Сера и ртуть также  рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает  изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя  его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после  чего прибавив к ней нужные ему  качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического  змея уробороса (ouroboros) - змея пожирающего  свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков  следует отнести открытие явления  амальгамирования металлов (описано  Диоскоридом, I век н.э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять  для позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом  и селитрой.

Помимо практического  значения, уникальная способность ртути  образовывать амальгаму привела  к появлению представления о  ртути, как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные  свойства соединения ртути с серой – киновари, – которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску – от красной до синей.

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос  Демокритос из Менде, известный ещё  как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.). Написанная Болосом книга "Физика и мистика" состоит из четырёх частей, посвящённых  золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения  одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая  основной задачей всего алхимического  периода.

Следует отметить, что возможность  трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых  образованы все вещества, способны превращаться друг в друга. Поэтому  превращение одного металла, составленного  из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов  в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода (искусства).

Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло  быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств  металла при введении некоторых  добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до н.э. мышьяковистой  меди варьируется от белого до красноватых  и золотистых оттенков).

Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в  частности, там описывается приготовление  латуни – жёлтого сплава меди с  цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом. Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую  около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой  производственные рецептуры, обильно  сдобренные мистикой, им сведены все  знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков. Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода  осталось также и множество герметических  текстов, представляющих собой попытку  философско-мистического объяснения превращений  веществ, к числу которых относится  и знаменитая книга "Изумрудная скрижаль" ("Tabula smaragdina") Гермеса Трисмегиста. В целом следует отметить, что  об александрийском этапе алхимии  известно очень мало, т.к. Александрийская  библиотека была практически полностью  уничтожена. Кроме того, римский  император Диоклетиан, дабы исключить  возможность получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды  по алхимии

Утверждение христианства в  качестве государственной религии  Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё  большим гонениям на алхимию, пронизанную  языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку  средоточением естествознания и  античной философии являлась Александрийская  академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т.ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних  книг и занятие математикой и  философией; христианская Европа погрузилась  во мрак раннего средневековья. Формально  Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г. Однако научные  и культурные традиции греческой  школы на Востоке сохранялись  какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а  затем они были восприняты арабским миром.

Гермес, в греческой мифологии  вестник олимпийских богов, покровитель  пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в Аркадии в  пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется украсть коров у Аполлона. Коровы возвращают хозяину, но Гермес из панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и пробуждать людей, примирять враждующих. Другой непременный атрибут Гермеса — волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой сын — Пан — выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.

Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко выступает как покровитель  героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он вручает златорунного барана, Персею — меч, своему потомку Одиссею  открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи. Он умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев  к Ахиллу.

Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист (отождествленный  с египетским Тотом ), с которым  связывались оккультные науки и  герметические (т. е. закрытые) сочинения. Отсюда произошли герметизм и  герменевтика. Гермес — бог-олимпиец, но его образ восходит к божеству догреческого, возможно, малоазийского  происхождения. Его имя производят от наименования древних фетишей-герм — каменных столбов или груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В Древнем Риме с  Гермесом отождествляли Меркурия.

Тот, древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в  древнеегипетской мифологии бог  луны, мудрости, письма и счёта, покровитель  наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь  Великий.

Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда  тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости  – изобретателем иероглифов, автором  священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом – виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и  Гора, когда те правили Египтом, был  секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал  записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между  Гором и Сетом, присутствовал  при мироздании и своими изречениями  содействовал расчленению хаоса.

Поздние египетские тексты величают Тота "сердцем Ра", "гортанью Амона", "владыкой времен"; постоянный эпитет Тота – "владыка словес бога" – указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным  божеством и миром.

Эпитеты "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и  к отожествленному с Тотом  Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также  человека с головой ибиса. 

 

 

 

 

 

 

3 Арабская и  восточная алхимия

Византия IV века была рассадником  алхимических идей в Европе. После  завоевания арабами Египта в VII веке они принесли наследие александрийской  школы в завоеванную ими Испанию, которая стала вторым после Византии источником распространения алхимических идей в Европе. Греческая теория первоэлементов и египетская технология трансмутации встретились в древней  Александрии и были развиты арабским алхимиками (Джабир ибн Хайян, Абу  Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази и др.). Summa Perfectionis арабского алхимика Джабира (1-я половина VIII века) известна как первый дошедший до нас классический труд по практической алхимии.

В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии  – ислама – что привело к  созданию огромного Халифата, включившего  в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, разумеется, и Египет) и юг Пиренейского полуострова  в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали  наукам. На Ближнем Востоке –  в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире  – были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово khemeia преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный  суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться  научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская khemeia.

Теоретической основой арабской алхимии стало учение Аристотеля и его идея о взаимопревращаемости элементов. Однако для интерпретации  опытных данных, касающихся свойств  металлов, теория Аристотеля оказалась  не слишком удобной, поскольку описывала, прежде всего, физические свойства вещества. Арабский алхимик Айюб ал Рухави (769-835) давал следующее весьма громоздкое и туманное объяснение свойств металлов, основанное на аристотелевом учении: "Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото жёлтое, а серебро белое, т.к. первое содержит больше тепла, а второе – больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и её цвет более красен, т.к. она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне.

Информация о работе Алхимические символы