Эволюция финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....……………...3.
1. Понятие финансовой системы……………………………………………………………….4.
2. Эволюция финансовой структуры………………………………………………………...5-6.
3. Современная структура финансовой системы……………………………………….….7-12.
4. Российская финансовая система с 90-х годов по наше время………………………..13-14.
5. Заключение………………………………………………………………………………..…15.
6. Библиографический список…………………………………………………………..…….16.

Вложенные файлы: 1 файл

финаннсы.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

     А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий  в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов  на микроуровне. Но в то же время  нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают  лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку  существует тесная взаимосвязь и  взаимозависимость между всеми  звеньями финансовой системы.

     Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

     Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы.

     С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

     С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями  осуществляется не только за счёт собственных  средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

     Финансы предприятий связаны также с  кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

     Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может  осуществляться разными методами: для  того чтобы увеличить свои собственные  финансовые ресурсы, прибегают к  акционированию, для осуществления  займов выпускают облигации, векселя  и.т.д.

     Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены их единой сущностью.

     Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через  привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов  и населения формируются финансы  страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий  образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему  нашей страны.

     - Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

     Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических  условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов  государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

     - Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды. Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

     - Государственный кредит отражает  кредитные отношения по поводу  мобилизации государством временно  свободных денежных средств предприятий,  организаций и населения на  началах возвратности, платности  и срочности для финансирования  государственных расходов. Кредиторами  выступают физические и юридические  лица, заёмщиком – государство  в лице его исполнительных  органов. Государственный кредит  используется для покрытия дефицита  бюджета, стабилизации денежного  обращения в стране.

     Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую  государственную задолженность. Различают  государственный внутренний долг и  внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими  лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

     Государственный внешний долг – полученные из различных  источников внешние заимствования.

     - Звеном финансовой системы являются  фонды страхования, которые обеспечивают  возмещение возможных убытков  при наступлении страховых случаев.

     Страхование, с одной стороны, является самостоятельной  сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

     - бюджетами всех уровней бюджетной  системы;

     - финансами предприятий;

     - организациями кредитно-банковской  системы.

     Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.

     Денежным  обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие  организационные формы страхового фонда:

     1) Централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

     Централизованный  страховой фонд имеет натуральную  форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые  постоянно обновляются.

     Источники формирования централизованного срахового  фонда – пополнение государственных  запасов и резервов.

     2) Фонд самострахования (резервный  фонд, или фонд риска) формируется  у хозяйствующих субъектов, размеры  его не регламентированы законодательством.

     Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения  неблагоприятной ситуации.

     Используется  для покрытия убытков, погашения  облигаций и выпуска акций  при отсутствии других средств, для  приобретения основных средств производства.

     3) Страховой фонд страховщика создаётся  большим кругом участников (предприятия,  граждане). Формирование фонда осуществляется  в децентрализованном порядке.  Страховой фонд по своему использованию  имеет целевой характер.

     - Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником удовлетворения ограмного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность. Финансы кредитно-банковской системы участвуют и в кредитовании государства через приобретение государственных акций, облигаций.

     - Финансы коммерческих предприятий  как звено финансовой системы  страны формирут преобладающую  часть финансовых ресурсов и  являются основой единой финансовой  системы страны, обслуживают воспроизводство  и распределение ВВП.

     От  состояния финансов коммерческих предприятий  зависит обеспеченность общегосударственных  денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный  кредит, банковский кредит, фонды страхования.

     В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.

     - Финансы некоммерческих организаций  принимают косвенное участие  в воспроизводственных процессах,  так как цель функционирования  этих организаций не связана  напрямую с получением прибыли.  Функционирование некоммерческих  организаций направлено на предоставление  общественно значимых социальных  услуг, потребление которых сопровождается  высоким внешним эффектом для  общества и каждого конкретного  его члена. Например, образование  является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное  развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время 

     Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось  полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И  хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические  процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали  заметно активнее в кредитовании экономики. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным  уровнем - явление весьма позитивное.

     За  последние несколько лет российские фондовые индексы достигли рекордных  значений, также на рекордный уровень  вышли и международные финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского финансового рынка  в привлечении инвестиций в национальную экономику в несколько раз  ниже аналогичных показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований крупнейших отечественных  предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу.

     Положительная динамика финансового баланса с  внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка  на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для  повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок.

     С 2006 года произошли изменения в  одном из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов  власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также не так давно были внесены  изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

     - общие требования к прогнозам  социально-экономического развития; требования к содержанию среднесрочного  финансового плана; 

     - условия прогнозирования доходов  и планирования расходов бюджета,  в том числе раздельного планирования  расходов на исполнение действующих  и вновь принимаемых обязательств;

     - состав показателей, утверждаемых  в проекте закона (решения) о  бюджете, и требования к прилагаемым  к нему материалам и документам (в том числе исключение из  их состава материалов, реально  не используемых при составлении  бюджетов);

     - порядок утверждения и реализации  долгосрочных целевых программ;

     - общие требования к составлению  проектов бюджетов.

     Вместе  с тем российская финансовая система  в ее современном виде не справляется  в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. В настоящее  время уровень развития финансовой системы России не соответствует  задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово - посреднического  сектора, т. е. в создании адекватного  финансового обеспечения экономического роста.

Информация о работе Эволюция финансовой системы России