Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрываются теоретические основы организации финансовой системы и финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Глава I. Теоретические основы организации финансовой системы
1.1. Финансы и финансовая система……………………………………………….4
1.2. Централизованные (общегосударственные) финансовые отношения………8
1.3. Децентрализованные финансы…………………………………………….….15
2. Глава II. Финансовая система России
2.1. Анализ финансовой системы………………………………………………….19
2.2. Проблемы организации финансовой системы……………………………….25
2.3. Государственное регулирование финансовой системы…………………..…26
Заключение……………………………………………………………..…………...30
Список используемой литературы…………………………………………..…….31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИН Microsoft Word.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание: Стр. 
 
Введение……………………………………………………………………………..3 
 
1. Глава I. Теоретические основы организации финансовой системы 
1.1. Финансы и финансовая система……………………………………………….4 
1.2. Централизованные (общегосударственные) финансовые отношения………8 
1.3. Децентрализованные финансы…………………………………………….….15 
2. Глава II. Финансовая система России 
2.1. Анализ финансовой системы………………………………………………….19 
2.2. Проблемы организации финансовой системы……………………………….25 
2.3. Государственное регулирование финансовой системы…………………..…26  
Заключение……………………………………………………………..…………...30 
 
Список используемой литературы…………………………………………..…….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Актуальность темы настоящей курсовой работы «Финансовая система и её структура» очевидна, поскольку надёжная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. В связи с вступлением в силу Конституции РФ 1993 года, которая ознаменовала собой юридическое закрепление качественного перелома в истории страны, началось преобразование во всех сферах жизни российского общества. На мой взгляд, до сих пор в России идёт переходный период – становление и организация финансовой системы.  
Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, которое заключается в том, что финансовая система по своему содержанию не может сводиться лишь к финансам государства. В России, в своё время, была принята за основу иная государственная политика – политика огосударствления.  
В современный период времени положение существенным образом изменилось. Государство хотя и является крупнейшим собственником в стране, но, тем не менее, стало ориентироваться в финансировании деятельности своих потребностей в основном на налоги. 
Несомненно, процессы, происходящие в российской финансовой системе, становятся понятны только после изучения раздела «Финансы» экономической теории. В России для формирования эффективной финансовой системы используются научные труды, разработки, зарубежный опыт.  
Курсовая работа по своей структуре представляет собой две большие главы, в которых раскрываются теоретические основы организации финансовой системы и финансовая система Российской Федерации. В свою очередь, в структуру каждой главы входят три пункта, которые расположены в определённой логической последовательности.  
Для написания настоящей курсовой работы были использованы положения нормативных актов, касающихся организации финансовой системы России; научная и учебная литература по экономической теории таких авторов, как Чепурин М.Н., Борисов Е.Ф., Океанова З.К., Булатова А.С. и других. Кроме того, в данной курсовой работе сделаны ссылки на интернет-ресурсы и публикации в периодических изданиях.  
 
 
 
 
1. Глава I. Теоретические основы организации финансовой системы 
1.1. Финансы и финансовая система 
Прежде чем говорить о финансовой системе, необходимо выяснить, что же означает термин «финансы». По сути своей, финансы – это совокупность всех денежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприятия и государство . Финансы - это одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач . Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности на все эти явления посредством финансового механизма. В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты – деньги, прибыль, себестоимость и другие. Каждый из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и другое), в которых выражаются сущность и значение этих инструментов в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями. 
Сразу следует оговориться, финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Отсюда следует, что финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества . Таким образом, термины «финансы» и «деньги», отождествляемые в повседневной жизни, с экономической точки зрения различны.  
Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в которых выражается социально-экономическая роль финансов, то есть их предназначение в жизни общества и государства. Посредством финансов происходит распределение валового внутреннего продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура и другое). 
Распределительная функция финансов способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики. Если функции финансов должным образом не работают, это вызывает негативные явления (например, бюджетный дефицит, несобираемость налогов в намеченных суммах, рост задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, низкий уровень финансовых вложений в развитие производства).  
Следует отметить, что нередко термины «финансы» и «финансовая система» используются как синонимы, однако это не совсем верно. Поскольку само по себе слово «система» уже говорит об определённом порядке в расположении и связи действий. Таким образом, понятия «финансы» и «финансовая система» соотносятся как содержание и форма.  
На сегодняшний день в научной литературе существует три основных позиции по поводу природы понятия «финансовой системы» . Фондовая теория включает в финансовую систему бюджет, внебюджетные фонды, кредитный фонд, страховой фонд, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, с дальнейшей дифференциацией типов и видов финансовых фондов. С одной стороны, данная теория обусловливает необходимость формирования и использования соответствующих имущественных фондов, однако, с другой стороны, согласно этой теории финансовая система выглядит в этом случае как следствие действия финансового механизма, как некий результат, оформляющий и формализующий финансовые отношения. Кроме того, данная точка зрения не охватывает финансовые отношения, не приводящие к созданию или, напротив, использованию имущественных фондов. 
Институциональная концепция рассматривает финансовую систему в качестве совокупности финансовых институтов, таких как государственные доходы, государственные расходы, страхование, госкредит, банковский кредит, денежное обращение и другие. Данная теория практически не объясняет систематизирующие признаки, характеризующие единство финансовых механизмов.  
Посубъектная концепция ставит во главу угла орган, осуществляющий управление фондом или институтом, либо обладающий вещным правом того или иного вида в отношении мобилизуемых финансовых ресурсов. Здесь выделяются снова бюджет, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов, страховой фонд, кредитный фонд, муниципальные финансы, инвестиционные фонды и другие. Подобный метод систематизации выглядит еще менее удачным, поскольку построен на признаках, носящих служебный характер и не связанных с природой и существом финансовых отношений. Возложение функции на тот или иной орган государства или сложение этой функции, так же как и предоставление права ведения деятельности соответствующего вида, не может быть признано объективным критерием. 
На мой взгляд, более верное такое определение: «финансовая система - это совокупность финансовых отношений и регулирование их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности национальной экономики» . Финансовые отношения складываются по поводу формирования и использования денежных средств для нужд национальной экономики.  
Поскольку тема настоящей курсовой работы «Финансовая система и её структура», необходимо определиться с понятиями «система» и «структура». Как уже было сказано, система – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов. Структура означает внутреннее устройство, взаимное расположение частей, составляющих одно целое .  
Финансовую систему классифицировать можно по различным критериям. Например, Е.Ф. Борисов выделяет в финансовой системе такие части, как первичные и вторичные финансы . Первичные финансы образуются на предприятиях и в домашних хозяйствах. Здесь собственники факторов производства применяют труд и его вещественные условия для получения изначальных доходов. Эта финансовая деятельность включает в себя образование денежных средств и их расходование. На фирмах состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат), а в домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущие потребление и сбережения). Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги – обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины доходов предприятий и населения.  
В основе второй классификации финансовых отношений содержится такой критерий, как роль субъекта в общественном производстве, поскольку именно субъекты формируют фонды целевого назначения . Итак, можно выделить три основные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование (социальное, личное, имущественное, ответственности, предпринимательских рисков); государственные финансы (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды).  
На мой взгляд, более верный критерий – уровень финансовых отношений. Макроуровень представлен общегосударственными (централизованными) финансами, а микроуровень – финансами хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Общегосударственные финансы включают в себя государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий, государственное страхование. Децентрализованные финансы – финансы организаций с различными организационно-правовыми формами, финансы кредитных организаций, финансы страховых организаций и денежные средства граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки .  
Следует отметить, что разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных финансов. Общегосударственные финансы создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. А децентрализованные финансы образуются из денежных доходов и накоплений самих организаций и граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Централизованные (общегосударственные) финансовые отношения 
Государственный бюджет 
Государственный бюджет - это финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год) . Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в разные периоды истории. В фазе начального капитализма государство не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. В ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода. Во второй половине ХХ века бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Средства государственного бюджета формируются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физических лиц. Поэтому уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников .  
Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы м ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.  
Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов. Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка – это размер налога на единицу обложения. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые (взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения) и косвенные (уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству). К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на наследство и дарения, налог на имущество; к косвенным – налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. По характеру начисления на объект обложения налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные . При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Это значит, что владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога. Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц.  
Чем же государство руководствуется при взимании налогов? Существуют такие принципы налогообложения, как: принцип получаемых благ (физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства; например, налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, направлен на поддержание дорог в хорошем состоянии); принцип платежеспособности (тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода). Следует отметить, что налоги выполняют не только фискальную функцию (пополнение доходов казны), но и регулирующую, поскольку налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике.  
Как же выбрать оптимальный курс налоговой политики? В экономической теории ответ на этот вопрос даёт кривая Лаффера, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Графическую интерпретацию основной идеи Лаффера можно увидеть на Рисунке 1.  
t Рисунок 1. Кривая Лаффера.  
100% 
 
75% К t – ставка налогообложения  
 
50% М Т – доходы государственного бюджета 
 
25%  

 
0 Т 
Мы видим, что стопроцентная ставка налога даёт такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы государственного бюджета отсутствуют. В данном случае ставка налога изымает весь доход и тем самым вынуждает легальную деятельность «уходить в тень». А более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Сразу следует отметить, что гипотеза Лаффера не даёт ответа на вопрос об оптимальной налоговой ставке, поскольку снижение налоговой ставки не приводит к быстрому наполнению доходов государственного бюджета. 
Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах. В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ хозяйственного развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы. 
Кроме того, бюджет выступает как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды. Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области.  
За последние три десятилетия произошли существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов высокоразвитых стран . Во-первых, замедлились темпы роста и, соответственно, снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование). Между тем, многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы работающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная тенденция: возрастает численность пожилых людей. В связи с этим растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге государству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, ил сделать и то и другое.  
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом. Принято различать первичный и общий дефицит. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Различаются также фактический дефицит (отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства); структурный (разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости); циклический (разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета). Правительство, столкнувшееся с проблемой бюджетного дефицита, имеет следующие возможности для его финансирования: выпуск новых денег (эмиссия) и займы (внутренние и/или внешние).  
Внебюджетные фонды 
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения . Для внебюджетных фондов характерно чёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.  
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. Предшественниками внебюджетных фондов были специальные фонды, которые появились задолго до появления бюджета для решения конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.  
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями: 1) выделение из бюджета определённых, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования; 2) формирование фондов с собственными источниками доходов. Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. При превышении доходов над расходами фондов средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.  
Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.  
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения и экономические фонды.  
Государственный кредит 
Под государственным кредитом понимается совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками – физические и юридические лица . Главной формой экономических отношений в рамках государственного кредита является государство в качестве заемщика средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам.  
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несёт черты как тех, так и других . В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.  
Кроме того, государственный кредит является важным средством покрытия бюджетного дефицита, при котором государство размещает займы, привлекая тем самым временно свободные денежные средства населения, страховых и промышленных предприятий. С таким явлением тесно связан термин «государственный долг», означающий сумму накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов . Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны (долг перед резидентами). Иными словами, внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К ним относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные – до одного года – казначейские векселя). Внешний долг – это займы государства у граждан и организаций за рубежом (долг перед нерезидентами).  
В экономической теории используется также понятие «рефинансирование долга» (схема Понзи), означающее выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.  
Кроме того, для пополнения казны государство может использовать более простой, но менее привлекательный манёвр – выпуск дополнительных денег в обращение. Это чисто инфляционный способ, негативно влияющий на денежное обращение.  
Следует отметить, что увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. В бюджете выделяется всё увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетных затрат). Широкая продажа государственных ценных бумаг ведет к повышению процентных ставок и увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения» - вытеснение государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса). 
Финансы государственных предприятий 
Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов) . 
Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям. Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, 
автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, то есть находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы. 
Государственное страхование 
Страховая деятельность является одним из важнейших элементов обеспечения качественного функционирования финансовой системы государства. Государственное страхование – это одна из организационных форм страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. В развитых странах государственное страхование охватывает особо опасные и специфические риски (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитное страхование .  
Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих и других). Финансовые ресурсы страховых организаций (страховщиков) формируют страховые резервы, необходимые для выплат страховых премий, и средства для оплаты расходов деятельности страховщика. С целью обеспечения надежности сохранения и получения дополнительных финансовых средств страховые резервы размещаются в различных финансово-кредитных организациях и вкладываются в различные финансовые продукты, такие, как государственные и муниципальные дисконтные и процентные долговые ценные бумаги; банковские вклады и депозиты; векселя, облигации и акции первоклассных банков и высоко рейтингуемых предприятий; в драгоценные металлы и высоколиквидную недвижимость .  
Различают следующие формы страхования: имущественное и личное, социальное, медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. В полном смысле государственным является социальное страхование . Государственное обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. 
 
1.3. Децентрализованные финансы 
Финансы организаций 
В организационном плане базовой ячейкой экономической системы в любой стране является хозяйствующий субъект (юридическое лицо). Финансы хозяйствующих субъектов – это обособленные денежные фонды, находящиеся в их распоряжении и используемые ими для выполнения своих функций и задач. В зависимости от цели их создания и деятельности юридические лица подразделяются на две большие группы: коммерческие организации и некоммерческие. Основная цель коммерческой организации – извлечение прибыли с последующим распределением её среди участников. Целью некоммерческой организации является, как правило, решение социальных задач; при этом если организация всё же ведёт предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей.  
Финансы организаций – исходное звено, основа всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении – это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создаёт возможность их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или использование их затрудняют.  
Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнёров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнёра, вливается в общий объём финансовых ресурсов страны. 
Следует отметить, что в основе экономике рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система функционирования предприятий: самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов .  
Самофинансирование означает финансирование деятельности организации за счет генерируемой ею прибыли. Суть заключается в том, что собственники предприятия всегда имеют выбор: между полным изъятием полученной в отчётном периоде прибыли с целью её потребления или инвестирования в другие проекты, между реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, и между комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части – реинвестированная прибыль и дивиденды. Именно последний вариант является наиболее распространённым.  
Финансирование через механизмы рынка капитала предусматривает два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, то есть получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продаёт на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определёнными при организации данного облигационного займа.  
Необходимо отметить, что рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму – сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным, хотя для получения банковского кредита требуется убедить банк выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях. 
Следующим источником финансирования является бюджетное финансирование предприятий, которое предполагает получение денежных средств из бюджетов различного уровня. В современных условиях доступ к этому источнику существенно ограничен.  
Кроме того, в ходе осуществления хозяйственных связей часто предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, тем самым взаимно финансируя друг друга. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.  
 
 
 
 
 
Финансы домашних хозяйств  
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения . В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.  
К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и другое. 
Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства включает в себя отношения: с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства); с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме; с коммерческими банками по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета; со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов; с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.  
Финансы домашнего хозяйства – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности. Следует отметить, домашние хозяйства участвуют не только в первичном распределении национального дохода (члены домашнего хозяйства имеют право на получение части стоимости созданного продукта), но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяет доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства).  
Таким образом, финансы домашних хозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Так, финансы предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создаётся валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные элементы финансовой системы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения.  
Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентируется государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жёстким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определённой степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и другие). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Вместе с тем, государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства.  
Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная (домашние хозяйства – одни из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики, что означает вложение средств домашних хозяйств в различные финансовые институты и в реальное производство).  
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Финансовая система России 
2.1. Анализ финансовой системы  
В финансовой системе Российской Федерации за последние пятнадцать лет произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в России, становление местного самоуправления и другое). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в неё звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой. На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят: бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований; внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды; финансы предприятий, организаций, учреждений; финансы страхования; кредит (государственный, муниципальный и банковский).  
Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей её гибкости и эффективности действия.  
Развитие финансовой системы России на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобно тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти . Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране. 
Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. В частности, к целевым денежным фондам относятся внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и другие). В сравнении с ними государственный или местный бюджет – это денежный фонд общего назначения.  
Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путём её использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Исторически такая структура бюджетной системы сложилась недавно. Ранее, в условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надёжное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета . Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, жилищно-коммунальное строительство и иные социально-культурные нужды.  
Ситуация в корне изменилась с началом преобразований в стране – возникли проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда (снижение темпов инфляции) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Так, в 1997 году фактически было собрано доходов 74% к утвержденному бюджету, а расходы составили 77%. В целях регулирования денежного обращения и ликвидации бюджетного дефицита государство прибегает к выпуску государственных ценных бумаг. С 1994 года Банк России и правительство наладили выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ): с 20 трлн руб. в 1994 году до 605 трлн руб. в 1997 году. Собранная выручка от продажи этих бумаг лишь в сравнительно небольшой части (от 5 до 60%) поступала в бюджет. В связи с чем объём внутреннего долга по ГКО и ОФЗ возрос с 11 трлн руб. в 1994 г. до 237 трлн руб. в 1996 г. Итогом такой политики стал финансовый кризис, подорвавший бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.  
С 1 января 2000 года в России введён в действие Бюджетный кодекс РФ для чёткого финансового регулирования, для осуществления созидательных задач развития экономики страны. По словам Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова, только в 2005 –2006 гг. осуществлён переход к новой модели бюджетного планирования. Свёрстан и исполняется бюджет на 2006 год – по сути, первый бюджет развития. Реализуются национальные проекты, которые в полной мере обеспечены бюджетными доходами .  
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. 8 декабря 2006 года Совет федерации РФ одобрил федеральный бюджет на 2007 год. Согласно документу, доходы составляют 6 трлн 965,3 млрд руб. (22,3% от ВВП), расходы - 5 трлн 463,5 млрд руб. (17,5% ВВП), исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 31 трлн 220 млрд руб. и уровня инфляции 6,5-8%. Профицит составляет 1 трлн 501,8 млрд руб. (4,8% ВВП) .  
Что же касается федерального бюджета на 2006 год, то 01 декабря 2006 года были внесены скорректированные изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» . В частности, расходы федерального бюджета на 2006 год увеличены до 4 431 076 807,1 тыс. руб., доходы увеличены до 6 170 484 600,0 тыс.руб. исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта в сумме 27 220 млрд рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 9%. Установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2006 году в размере 1 739 407 792,9 тыс.рублей. Отсюда следует – в России профицитный бюджет. А это значит, что государство практически забирает из экономики денег больше, чем отдает в виде бюджетных расходов. Следовательно, государство берёт на себя дополнительную ответственность перед бизнесом, всем обществом, ограничивая их в праве самостоятельно распоряжаться этими средствами. Изъятые из экономики, они представляют собой чьи-то отложенные инвестиции, модернизацию отдельных производств, отложенные спрос, расходы, покупки.  
Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный (в частности, это налог на добавленную стоимость (составляет 18% от стоимости), налог на прибыль (доход) организаций (24%), подоходный налог (13%) и другие); региональный (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный налог, транспортный налог и другие); местный (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу и другие). Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. Для сравнения, в США действует только 10 основных налогов ещё 4 вида.  
Как известно, кроме налогов в доходную часть федерального бюджета входят и «нефтяные доходы» (прогнозируемая на 2007 год цена на нефть - 61 долл./барр. при среднегодовом курсе рубля - 26,5 руб./долл.). Министерство финансов РФ выступило с предложением по подготовке «ненефтяного бюджета», поскольку необходимо выявлять внутренние ресурсы российской экономики. Федеральный бюджет 2006 года исходит из цены 40 долл.за баррель нефти, но не все доходы от нефти попадают в Стабилизационный фонд (часть из них попадает в бюджет в виде косвенных налогов.  
Следует отметить, что с ростом доходов растут и расходы. К внутреннему долгу России относятся государственные займы. В сентябре 2006 года ситуация на рынке государственных ценных бумаг характеризовалась превышением спроса на облигации федерального займа над их предложением, а также продолжающимся увеличением оборотов торгов. По сравнению с августом совокупный объем сделок на вторичном рынке возрос на 10% .  
Внешний долг представлен в Таблице 1.  
Внешний долг Российской Федерации в январе - июне 2006 года 
(перед нерезидентами)  
(млрд. долларов США) 
 
1 января 
2006 г. 1 апреля 
2006 г. 1 июля 
2006 г. 
Всего 258,5 274,6 287,4 
Органы государственного управления  
71,3 69,7 66,7 
Федеральные органы управления  
70,1 68,5 65,9 
Новый российский долг  
35,7 34,5 32,3 
кредиты международных финансовых организаций  
5,6 5,5 5,4 
МБРР  
5,1 4,9 4,9 
прочие  
0,5 0,5 0,5 
прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов)  
3,0 2,9 2,8 
ценные бумаги в иностранной валюте  
26,7 25,8 23,7 
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 
4,9 4,9 4,7 
еврооблигации, выпущенные при 2-ой реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов  
19,0 18,3 17,6 
ОВГВЗ - VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г.  
2,8 2,6 1,4 
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ)  
0,0 0,0 0,1 
прочая задолженность  
0,3 0,3 0,3 
Долг бывшего СССР  
34,5 34,0 33,6 
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов  
22,2 21,8 22,4 
задолженность перед бывшими социалистическими странами  
2,2 2,1 2,1 
ОВГВЗ - III, IV, V транши  
2,0 1,9 2,0 
прочая задолженность  
8,2 8,2 7,1 
Субъекты Российской Федерации  
1,2 1,2 0,8 
кредиты  
0,9 0,9 0,5 
ценные бумаги в иностранной валюте  
0,0 0,0 0,0 
еврооблигации  
0,0 0,0 0,0 
ценные бумаги в российских рублях 
0,3 0,3 0,3 
Органы денежно-кредитного регулирования 11,0 16,5 12,4 
кредиты  
10,2 15,6 11,3 
наличная национальная валюта и депозиты  
0,8 0,9 1,0 
Банки (без участия в капитале) 50,2 57,4 67,0 
долговые обязательства перед прямыми инвесторами  
0,2 0,2 0,3 
кредиты  
34,5 39,9 44,9 
текущие счета и депозиты  
12,4 13,5 17,1 
долговые ценные бумаги  
1,8 2,1 2,6 
прочая задолженность  
1,2 1,7 2,1 
Нефинансовые предприятия (без участия в капитале) 126,0 131,0 141,3 
долговые обязательства перед прямыми инвесторами 
13,4 14,0 18,4 
кредиты  
98,7 101,2 105,7 
долговые ценные бумаги2  
12,3 14,4 13,4 
задолженность по финансовому лизингу  
1,3 1,4 1,6 
прочая задолженность 
0,3 0,0 2,2 
 
 
Что же касается внебюджетных фондов, то по экономическому содержанию эти фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы: 1) социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие; 2 экономические фонды – дорожные, НИОКР и другие. С конца 1993 года большинство федеральных внебюджетных фондов, кроме социальных, были включены в федеральный бюджет . Такое объединение было вызвано недостаточным финансовым контролем за использованием их средств. 
Пенсионный фонд РФ был образован в 1990 году как самостоятельное финансово-кредитное учреждение для осуществления деятельности в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде. Вновь создаваемые юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в тридцатидневный срок со дня учреждения. Цель Пенсионного фонда РФ – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве.  
Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет трёх главных источников: страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований из федерального бюджета РФ. Часть средств поступает за счет капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того, Пенсионный фонд РФ привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков. Пенсионный фонд РФ используется на выплату: государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий для детей и другие цели.  
Фонд социального страхования РФ создан в 1991 году в качестве самостоятельного некоммерческого финансово-кредитного учреждения в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и улучшения материальных условий определённых групп населения и предназначен для: выплаты различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка); оплаты путёвок санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и другие цели. Фонд социального страхования РФ формируется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений, организаций; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов.  
Фонд обязательного медицинского страхования РФ создан в 1994 году для усиления заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Тариф страховых взносов определяется федеральной властью по представлению Правительства РФ. Плательщиками страховых взносов являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров). Всем гражданам России по месту жительства или месту работы вручается страховой полис, дающий право на получение бесплатно «гарантированного объема медицинских услуг». В этот объем входят «скорая помощь», лечение острых заболеваний и другое. 
Одним из важных звеньев финансовой системы России является государственное страхование. Форма проведения страхования может быть обязательной и добровольной. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, с позиций общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность по установленным законодательством объектам страхования и кругу страхователей, она наступает при возникновении страхового случая. К сфере обязательного страхования, в частности, относятся: обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте; обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности. Добровольное страхование проводится в силу закона и на добровольной основе. Законом определяются наиболее общие условия страхования, а конкретные условия его проведения регулируются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования. Эта форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке. Вместе с тем добровольное страхование носит выборочный охват, так как не все страхователи желают в нём участвовать, а для отдельных категорий лиц устанавливаются ограничения при заключении договора. На сегодняшний день медицинское страхование становится все более популярным продуктом на страховом рынке. Получить положительный результат от бесплатной медицины становится все труднее, а уровень дохода современных граждан все чаще позволяет дополнительно профинансировать свое здоровье. 
Основным звеном финансовой системы являются финансы коммерческих организаций и предприятий, поскольку охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.  
Такова характеристика основных звеньев финансовой системы России.  
2.2. Проблемы организации финансовой системы 
Финансовая система России образует многоуровневую, иерархическую структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые разделяются на федеративные финансы и финансы субъектов Федерации (республики, края, области). Следующий уровень - местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов, организаций разных форм собственности.  
Если сравнить с советским периодом в истории России, то тогда никакого деления на уровни не было, все финансы были централизованными, поскольку монополия государства распространялась на всё. Такой подход имеет только негативные последствия. В начале 90-х годов в России начался переход к рыночным отношениям, что обусловило появление новых институтов власти. Несомненно, за один день не построить отлаженную финансовую систему с эффективной работой органов власти. До сих пор идёт работа над совершенствованием финансовой системы – изучается зарубежный опыт, уже появился свой (пусть и небольшой) опыт. Как отметил Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков, финансы – это специфическая область рыночной системы, в которой отражаются многие экономические сигналы . Важно научиться их вовремя замечать. В силу своих функций Министерство финансов РФ обладает активной экономической информацией, которую нужно уметь анализировать. Глубокий анализ экономики и бизнеса сквозь призму финансовой сферы, бюджетного процесса, налоговых поступлений крайне востребован сегодня. Ошибки в расчетах, невнимание к деталям, помноженные на административный ресурс Минфина России, могут дорого обойтись предпринимателям и всему обществу.  
Следует отметить, разделение финансовой системы России на три уровня способствует большей гибкости финансовой системы и эффективности действия. Это объясняется тем, что Россия достаточно большое государство, в состав которого входят десятки субъектов. На своём уровне каждый субъект РФ осуществляет необходимую для него финансовую политику, не выходя при этом за рамки федеральной финансовой политики. Территориальные финансы можно охарактеризовать как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Основным источником  
 
2.3. Государственное регулирование финансовой системы 
Само слово «регулировать» означает упорядочивать, налаживать, направлять развитие с целью привести в порядок, в систему для нормальной и эффективной работы . 
Финансовая система России – это совокупность финансовых ресурсов, а также система органов государственной власти, органов местного самоуправления и создаваемых ими организаций, осуществляющих образование, распределение и использование фондов денежных средств . Таким образом, финансовая система нуждается в регулировании. В каждом государстве проводится своя финансовая политика (фискальная, бюджетная, бюджетно-налоговая) – это деятельность государства по целенаправленному использованию финансов. Содержанием финансовой политики является разработка научно обоснованной концепции развития финансов; определение основных направлений их использования; разработка мер, направленных на достижение поставленных целей.  
Фискальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.  
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики . К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. 
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. 
В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) политику автоматических стабилизаторов. 
Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. В условиях данной политики применяются две функциональные зависимости между переменными величинами. Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объём выпуска продукции и занятость рабочей силы. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВВП расширяются государственные расходы, снижаются налоги. И наоборот, когда происходит инфляционный рост производства (подъём, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности. 
Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основные встроенные стабилизаторы – налоговые поступления и социальные выплаты.  
Российская финансовая система состоит из финансовых институтов (организаций, учреждений, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность, - Министерство финансов России, Федеральное казначейство, Банк России, Министерство по налогам и сборам России, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов (финансовые активы и пассивы, которые можно покупать и продавать на рынке и посредством которых осуществляется распределение и перераспределение капитала), создающих необходимые условия финансовой деятельности. Например, финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами - наличными деньгами, безналичными формами денег (на счетах, аккредитивы, сертификаты), ценными бумагами (акции, облигации, векселя, опционы, фьючерсы и др.).  
Особую роль в функционировании государственных финансов играют Федеральное Собрание (две его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума) и Министерство финансов Российской Федерации. Федеральное Собрание рассматривает и утверждает федеральный бюджет России и утверждает отчет о его исполнении, а также рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное Собрание устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.  
Важнейшим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ. К основным задачам данного Министерства относятся совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма, разработка проекта федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и другие.  
Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом. Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.  
Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в Российской Федерации относятся органы налоговой службы, таможенные органы, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов. В систему органов налоговой службы входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям. Органы, осуществляющие налоговый контроль, обязаны: проводить проверки налогоплательщиков; осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов и другое.  
Федеральная таможенная служба — федеральный орган исполнительной власти. Организационная структура этой службы включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории. Таможенные органы обязаны: проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами; проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства, проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.  
Все звенья федеральной финансовой системы построены так, чтобы решать основные задачи, относящиеся к ведению государственного регулирования в сфере финансов. Одним из важнейших факторов развития финансовой системы России последних лет следует назвать организацию системы Федерального казначейства, которое позволило сделать процесс расходования бюджетных средств более прозрачным и контролируемым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
Итак, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и регулирование их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности национальной экономики. В финансовую систему России входят следующие взаимосвязанные между собой элементы: централизованные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий, государственное страхование) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Такая структура финансовой системы в России появилась буквально за последнее десятилетие. До этого был продолжительный период советского подхода – финансовая система, как и все сферы жизни общества, была огосударствлена. Теперь же в России органы финансовой системы действуют в рамках трёх уровней – федеральный, уровень субъектов РФ (региональный), уровень муниципальных образований (местный).  
Такая организация финансовой системы отвечает современным российским требованиям: переход к рыночной экономике и демократическому обществу. Сейчас каждый уровень власти отвечает за свои обязательства и обеспечивает их финансирование. Бюджеты всех уровней в целом сбалансированы. Повысилась ответственность всех уровней власти за исполнение своих функций и обязательств. Уже в 2006 году разграничение полномочий коснулось уровня субъектов РФ и муниципалитетов. До сих пор реализуется реформа власти на местном уровне (создание основ местного самоуправления, их финансового обеспечения).  
Поскольку бюджет является центральным звеном финансовой системы, хотелось бы отметить, как осуществляется поддержка субъектов РФ. В федеральном бюджете для субъектов РФ предусматриваются дотации (бюджетные средства выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе), субсидии (долевое финансирование целевых расходов), субвенции (предоставление денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, но только на осуществление определённых целевых расходов).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы 
1. Нормативные акты и монографии 
а) Конституция РФ 1993 года; 
б) Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст.3823); 
в) Федеральный закон от 01.12.2006 г.№197-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2006 год» (Система ГАРАНТ); 
г) Большой юридический словарь./Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд., перераб. и доп. М-: ИНФРА-М, 2001; 
д) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005; 
е) Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). Уч.пособие. –М.: Междунар. Отношения, 2002;  
ж) Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004; 
з) Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003; 
и) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М: Азбуковник, 1999; 
к) Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005; 
л) Финансовое право: Учебник / Отв.ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 2002; 
м) Финансы. / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993; 
н) Финансы: Учебник для вузов/Под ред.проф.Л.А. Дробозиной. –М.: ЮНИТИ, 2001. 
о) Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб.и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006; 
п) Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: Бек, 1997; 
р) Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2005; 
с) Экономическая теория: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб.и доп. – М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999; 
2. Периодические издания 
а) Запольский С.В. О природе понятия «Финансовая система России». // «Финансовое право». –2006. -№8; 
б) Лахтина Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства. // «Финансовое право». -2005. -№4; 
в) Повышение устойчивости финансовой системы страны – важное направление деятельности Минфина России. // «Финансы». –2006. -№5; 
г) «Финансовая газета. Региональный выпуск». – 2006. - N 23 
3. Интернет-ресурсы 
а) Материалы сайта: www.MaBiCo.ru 
б) Материалы сайта: www.rbc.ru 
в) Материалы сайта: www.cbr.ru

 


Информация о работе Финансовая система России