Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать характеристику, развивающейся налоговой налоговой системе в России, а также раскрыть её сущность, проблемы и перспективы развития.
Задачами курсовой работы являются:
- характеристика основных этапов возникновения налогообложения;
- исследование становления и развития налоговой системы в Росси;

Содержание

Введение………………………………………………………………...............3
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ……...5
1.1 История возникновения налогов в России………………………………..5
1.2 Налоговые поступления в бюджет РФ………..…………………………..8
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..…………………12
2.1 Причины и условия формирования налоговой системы в Российской Федерации в 1992 году………………………………………………………...12
2.2 Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации.............................................................................................................19
3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………..25
3.1 Проблемы налогового законодательства………………………………..25
3.2 Пути решения проблемы налогообложения РФ………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….……………………………………..…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…………..……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 512.10 Кб (Скачать файл)

В этой же лицензии были необоснованно  представлены льготы по отчислениям  на воспроизводство минерально-сырьевой базы, вследствие чего бюджет понес  потери почти на 250 млн.руб.

Еще одна правовая проблема, связанная  с налогообложением недропользования. Закон РФ "О недрах" предусматривает  в качестве одной из форм внесения в бюджет платы за пользование  недрами натуральную форму в  виде части объема добычи минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр. Опять же это  положение вступает в прямое противоречие с НК РФ, который не устанавливает  правовых оснований по введению натуральной  формы взимания налоговых платежей. Как известно, согласно ст. 45 НК РФ налоги взимаются с налогоплательщика  в форме денежных средств и  исполняются в валюте Российской Федерации. И лишь иностранными организациями  и физическими лицами, а также  в отдельных случаях, предусмотренных  федеральными законами, обязанность  по уплате налога может исполняться  в иностранной валюте. Других форм уплаты налогов Налоговый кодекс не предусматривает. В Кодексе сделано  лишь одно исключение, носящее не прямой, а рамочный характер. Статьей 18 НК РФ допускается особый порядок уплаты налогов и сборов в течение  определенного периода времени  для специальных налоговых режимов, к которым относится и соглашение о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции согласно его идеологии и сути обязано  предусматривать возможность натуральной  формы уплаты налога, поскольку большинство  действующих налогов о разделе  продукции должно быть заменено на раздел продукции. Кроме того, законодательство о соглашениях, о разделе продукции должно давать право инвестору уплачивать также и неотмененные в связи с заключением соглашения налоги в натуральной форме. Поэтому в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» по согласованию сторон налог на прибыль может уплачиваться инвестором в натуральной или стоимостной форме, уплата роялти также допускается в виде части добытого минерального сырья. Вместе с тем в ст. 18 НК РФ установлено, что применение специальных налоговых режимов станет возможным только после введения части второй НК РФ и принятых в соответствии с Кодексом федеральных законов.

3.2 Пути решения проблемы налогообложения  РФ

Мировая практика свидетельствует  о том, что повышение эффективности  государственного регулирования экономики  требует значительного увеличения объема бюджетных средств. В то же время налоговая система не должна подавлять экономический рост и  инвестиционную активность, выталкивая хозяйственную деятельность в "теневой" сектор, который стал одним из основных внутренних факторов подрыва экономической безопасности.

В этих условиях особо актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся структуре  экономики и способствующей повышению  эффективности производства, финансовому  оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной  перестройки промышленности, ускорению  научно технического прогресса, созданию взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции. Структура налоговой системы  должна быть нацелена на отслеживание и учет всех "невидимых" в настоящее время финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.

При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение налоговой  системы и уменьшение числа налогов, выравнивание условий налогообложения  для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой  нагрузки на те виды доходов, которые  не оказывают негативного воздействия  на легализацию прибыли, личных доходов, а также на проведение комплекса  мероприятий, стимулирующих отказ  предпринимателей от теневой экономической деятельности. [10]

Одновременно с укреплением  налоговой базы федерального бюджета  как главного стабилизирующего фактора  экономики страны должно проходить  укрепление налоговой базы субъектов  Федерации, органов местного самоуправления в рамках предоставления субъектам  Федерации самостоятельных налоговых  источников, соответствующих объему их конституционных функций, и постепенного сокращения объемов федеральных  трансфертов, а также ликвидации практики использования зачетных схем при исполнении бюджетов. Для реализации в налоговой системе принципов  федерализма следует поэтапно осуществлять переход от практики "расщепления" отдельных видов налогов между  бюджетами разных уровней (что крайне негативно влияет на межбюджетные отношения, подрывает налоговую дисциплину и серьезно осложняет работу налоговых  органов) к порядку закрепления  за бюджетами каждого уровня (начиная  с федерального) собственных источников налоговых доходов с правом самостоятельно определять ставки налогов (в пределах, установленных законодательством). Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.

Необходимо искать возможности  и для повышения доходов бюджетной  системы. При этом надо понимать, что  рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования  уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения  в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной  направленности.[4]

Налоговая политика государства в  долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий  инновационного развития экономики: мотивирование  производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям.

1. Первое предложение основано  в поддержки компаний, где интеллектуальный  труд является основным.

2. Второе предложение заключается  в уменьшении налоговой нагрузки  для таких компаний на период  до 2015 года, а для отдельных категорий  организаций - до 2020 года путём  снижения совокупной ставки страховых  взносов до 14 процентов в пределах  страхуемого годового заработка.

3. Третье предложение рассматривает  необходимость создания дополнительных  условий для активизации инновационной  деятельности.

В частности, при определении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций  следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами  для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

В целях стимулирования осуществления  инновационной деятельности в инновационном  центре «Сколково» следует предусмотреть  для участников проекта следующие  льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта  по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций  и земельный налог - по ставке 0 процентов  .

Актуальными остаются вопросы совершенствования  налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить  эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже  принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени  носят перестраховочный характер и  значительно осложняют экономическую  жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.

Итак, надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

Стимулирование экономики. Снижение налоговых поступлений (например, вследствие сокращения объемов производства из-за чрезмерного повышения налоговой  нагрузки на налогоплательщиков) имеет  серьезные негативные последствия  для функционирования государства, заключающиеся в том числе  в сокращении затрат на оборону страны, решение социальных, природоохранных  и ряда других задач.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Налоговая система включает в себя: установление прав и обязанностей налогоплательщиков, установление прав и обязанностей налоговых органов, установление объектов налогообложения, постановку на учет налогоплательщиков и присвоение им идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление структуры налоговых органов и т. д.

Цель налоговой системы:

1. Создание условий для эффективных  воспроизводственных процессов  в народном хозяйстве РФ, создание  предпосылок для решения социальных  проблем как в стране в целом,  так и в отдельных регионах,

2. Создание условий для осуществления  внешнеэкономической деятельности  и т. д.

        Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.

      Можно выделить два основных направления совершенствования нормативной базы для налоговой системы в РФ.

      Во-первых, желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при выработке и принятии решений.

      Во-вторых, предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.

         В настоящее время наблюдается дефицит федерального бюджета. Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

        Переходный период становления налоговой системы России продолжается, и на данном этапе Правительству России необходимо сделать качественные сдвиги в теории налогов и ориентировать налоговую систему не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на встречные потребности налогоплательщиков, защиту их прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Глоссарий - http://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary

2. Дадашев А.З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы// Все для бухгалтера, № 16, 2011.-44с

3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2010.-22с

4. Журнал «Финансы» №7,2011г.-36с

5. Информационно-правовой портал "КОДЕКС"[электронный ресурс] - Режим доступа: http://nalogkodeks.ru/

6. Карасёв, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. - М.: Вершина, 2010.- 224с

7. «Налоги и налоговая система Российской Федерации», Москва, «Финансы и статистика», 2011г.-11с

8. Нечитайлов И.А. Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и уровне налогообложения в Российской федерации 2012г.-77с

9. «Основы налогообложения и налогового права»: учебное пособие/ редактор Евстегнеев Е.Н., Москва, «ИНФРА-М», 2009г.-15с

10. Образовательно-справочный сайт по экономике [электронный ресурс] - Режим доступа: http://economicus.ru

10. Паскачев А.Б./Перспективы расширения налоговой базы, налоговый вестник, 2010, №6 с. 43

11. Семёнова О.С. /Проблемы налоговых рисков, Финансы, 2010, №7 с.21

12. Современная налоговая энциклопедия, том 1, «Налоговая система России». – М.: Бератор, 2002г.-112с

13. Структура доходов консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации за январь-декабрь 2011г // Официальный сайт ФНС России [электронный ресурс] - Режим доступа : www.nalog.ru

14. Федерации, 2010. [электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.audit-it.ru

15. Фокин В.М. Налоговое регулирование. - М.: Статут, 2009.- 57с

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

Приложение 3

 


Информация о работе Эволюция налоговой системы в России