Шпаргалка по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

Finansy_zachet.docx

— 424.59 Кб (Скачать файл)

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах 

4) национальная оборона  и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной  промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

7) государственная поддержка  атомной энергетики;

8) ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование  космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11) формирование федеральной  собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

15) проведение выборов  и референдумов Российской Федерации;

16) федеральная инвестиционная  программа;

17) обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

19) финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

20) официальный статистический  учет;

21) прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов 

1) государственная поддержка  отраслей промышленности строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

3) обеспечение противопожарной  безопасности;

4) научно-исследовательские,

5) обеспечение социальной  защиты населения;

 

7) обеспечение  предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий 

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение  развития федеративных и национальных  отношений;

10) обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации 

11) обеспечение деятельности  средств массовой информации;

12) финансовая помощь другим  бюджетам;

Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствие стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

 

28 Источники доходов бюджета: 
 
- налоговые доходы;  
- неналоговые доходы;  
- безвозмездные перечисления.  
 
Налоговые доходы – предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.  
 
Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.  
 
Неналоговые доходы: 
 
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;  
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований;  
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации);  
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;  
- доходы от приватизации;  
- доходы от внешнеэкономической деятельности;  
- доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.);  
- иные неналоговые доходы.  
 
В доходы бюджетов зачисляются безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.  
 
Также доходы бюджета можно классифицировать в зависимости от их закрепления за определенным бюджетом на: 
 
- собственные;  
- регулирующие.  
 
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, полностью или частично закрепленных на постоянной основе за соответствующим бюджетом: 
 
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом;  
- неналоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом;  
- безвозмездные перечисления, закрепленные за соответствующим бюджетом.  
 
Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные доходы, по которым устанавливается нормативные отчисления в процентах в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год. 

29

30  Сущность и формы государственного кредита

Государственный кредит является центральным звеном финансовой системы – это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами с одной стороны и с другой стороны, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. 
 
Государственный кредит выступает как двойственная категория и рассматривается в системе государственных финансов как категория финансовая и кредитная. 
 
Как финансовая категория государственный кредит представляет собой систему денежно-экономических отношений, связанных с перераспределением ВВП и доходов отдельных групп населения и юридических лиц. В этих отношениях государство может выступать в качестве: 
 
- заемщика 
 
- кредитора 
 
- поручителя (гаранта). 
 
Основной целью привлечения государством ресурсов является покрытие бюджетного дефицита. В основном государство использует заимствования. 
 
Государственный кредит выполняет 2 функции: распределительную и контрольную. 
 
Особенностью государственного кредита, как звена финансовой системы, является его как принудительный, так и добровольный характер. 
 
Как кредитная категория государственный кредит – Система денежно-кредитных отношений, связанных с движением капитала от кредитора к заемщикам на условиях срочности, платности, возвратности. 
 
В данном случае государственный кредит выполняет функции кредита: 
 
1) Аккумулирование временно свободных денежных средств (т.е. заставляет двигаться денежные средства) 
 
2) Перераспределение ссудного капитала. 
 
3) Концентрация и централизация ссудного капитала. 
 
4) Экономия и регулирование издержек обращения. 
 
В деятельности государства преобладает функция заемщика средств, гораздо реже государство выступает кредитором юридических или физических лиц. В зависимости от того, кем выступает государство, выделяют формы государственных кредитов. 
 
Формы государственных кредитов 
 
1 Государственные заимствования. В этой сфере государство является заемщиком, а кредиторы юридические и физические лица как резиденты, так и нерезиденты данной страны. В результате эта форма имеет 2 разновидности: 
 
- внешние заимствования 
 
- внутренние заимствования. 
 
2 Обращение части вкладов населения в государственный займ. Эта форма государственного кредита реализуется путем заимствования вкладов населения в сберегательных и коммерческих банках на определенный срок и оформление при этом на замороженную часть сбережений государственной ценной бумаги – казначейского сертификата. Он на рынке не обращается и не может быть реализован без оповещения населения. 
 
3 Использование общегосударственного ссудного фонда для государственных заимствований. В этом случае кредитор – государство и использует ссудный фонд – это средства Центрального банка и тех коммерческих банков, в которых участвует государство. 
 
4 Казначейские ссуды. Государство занимается кредитованием других государств а также юридических и физических лиц. Источником кредитования я являются бюджетный фонд и специальные внебюджетные фонды. Законодательство обычно может организовать срок использования казначейских ссуд, но они могут выдаваться на безвозмездной основе, безвозвратной основе.

31 Классификация займов

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

— свободно обращающиеся;

— размещаемые по подписке;

— принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:

— внутренние;

— внешние.

По методу определения доходов:

— с твердым доходом;

— с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

— с правом досрочного погашения;

— без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

 

32. Государственный долг. Управление государственным долгом

 Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы"