Шпаргалка по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

Finansy_zachet.docx

— 424.59 Кб (Скачать файл)

17. Финансовая политика. Типы финансовой политики. Основные направления

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

-   разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

-   создание адекватного финансового механизма;

-   управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

выделяют три основных типа финансовой политики:

1) классическая- Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

2) регулирующая; Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

 Основные направления (задачи) финансовой политики:

максимальная отдача в использовании финансовых ресурсов и бесперебойное финансирование всех мероприятий, предусмотренных планами и прогнозами экономического и социального развития; обеспечение рациональных пропорций в распределении и использовании всех видов ресурсов; сокращение непроизводственных и бесхозяйственных расходов; совершенствование взаимоотношений предприятий с бюджетом на базе упрощения налоговой системы, понижения общего числа налогов и снижение налоговой нагрузки; укрепление финансовой дисциплины и денежного обращения, преодоление кризиса неплатежей, развития финансового рынка, расширение финансовой самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления; понижение государственных долгов (внутренних и внешних);

 

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить следующие задачи:

— ускорение преобразований, прежде всего в АПК, жилищном секторе экономики, и структурной перестройки экономики;

— развитие малого предпринимательства;

 

3) планово-директивная. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

 

18. Управление финансами, элементы управление, методы управления.

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них], деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов. 
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. 
Финансовый контроль – особая сфера деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о текущем финансовом состоянии управляемого объекта. При финансовом контроле сравнивают текущие и плановые финансовые показатели, оценивается правомерность действия финансовых работников и руководителей организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям целью финансового контроля является контроль за соблюдением законодательства.

Управление финансами в РФ классифицируется по характеру и периоду управления: стратегическое и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ. Оно происходит в ходе составления и утверждения прогнозов развития экономики государства, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами и т.д., непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

19.Региональные  финансы, доходы и расходы региональных  бюджетов 
система экономических отношений, по средствам которой определяется и распределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие регионов. 
1. Закрепленных доходов – принадлежащие субъекту РФ: налог на имущество; недвижимость; транспортный налог; региональные лицензионные сборы. Доля закрепленных доходов в региональном бюджете не очень высока. 
2. Региональных доходов: 
2.1. Получаемые от налогов вышестоящих бюджетов: процентные отчисления от налога на прибыль, НДС и акцизов. Процентные отчисления играют ведущую роль в формировании регионального бюджета, как по объему, так и по экономическому значению, поскольку стимулируют региональные власти к эффективному сбору налогов на местах. 
2.2. Дотации – средства, направляемые в твердой сумме из бюджетов вышестоящих органов. Их направляют тем регионам, которые по объективным причинам не могут развить свой хозяйственный потенциал, чтобы обеспечить территориальное формирование бюджета. 
2.3. Субвенции – средства, направляемые на решение определенных проблем, которые не могут быть разрешены за счет других источников финансирования (социальные проблемы, последствия стихийных бедствий). 
Дотации и субвенции в отличие от процентных отчислений формируют у региональных властей иждивенческие настроения, не способствуют формированию хозяйственной инициативы и поиску резервов развития хозяйства региона. 
20.Местные финансы. 
Местные финансы  это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовых средств. Основными принципами организации местных финансов являются самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность. 
 
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных ирегиональных регулирующих налогов и сборов.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Налоговые доходы местных бюджетов

Налоговые доходы бюджетов поселений

1. В бюджеты поселений  зачисляются налоговые доходы  от следующих местных налогов:

  • земельного налога — по нормативу 100 процентов;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты поселений  зачисляются налоговые доходы  от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.

Выделяют две основные группы расходов:

Обязательные расходы — расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.

Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.

Структура расходов местных бюджетов:

Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:

содержание собственных органов управления;

проведение местных выборов;

реализация муниципального заказа;

исполнение собственных законов;

финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;

финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;

обслуживание долговых обязательств муниципального образования;

специальные целевые программы местного значения;

инвестиции в местную инфраструктуру.

Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.

21.Государственные  финансы. Структура госуд. финансов

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

 

22.Госуд. финанс. система. Функции государства

Государственные финансы – составная часть финансовой системы государства центральная подсистема, через которую осуществляется влияние государства на экономическое и социальное развитие. Она имеет свои особые принципы организации и функционирование. Это обусловлено функциями и ролью государства в регулировании и обеспечении экономических, социальных и демократических принципов жизни населения и создании благоприятных условий для деятельности производственных и непроизводственных структур.

Государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: 
1) государственную бюджетную систему; 
2) государственный кредит и кредиты местных органов власти, а в федеративных государствах — и кредиты членов федерации; 
3) специальные внебюджетные фонды; 
4) финансы государственных корпораций. 
Бюджетная система включает два звена: 
- государственный бюджет; 
- многочисленные местные бюджеты (бюджеты городов, округов, сельских округов и т.д.). 
Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. 
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: 
- государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства; 
- бюджетов членов федерации

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы"