Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:21, шпаргалка

Краткое описание

41. Проценты за кредит и их виды
42. Расходы федерального бюджета
...
46. Федеральные внебюджетные фонды. Их назначение и роль
47. Федеральные казначейства РФ – главный кассир страны
48. Федеральный бюджет РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы 41-60.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

41. Проценты за кредит и их виды

Кредит – сов-ть денежных отношений, при помощи которых осуществляется ФРИ ссудного фонда.

Кредит базируется на принципах возвратности, срочности и платности.

Процентная  ставка — это относительная величина % платежей на ссудный капитал за определенный период времени. Рассчитывается как отношение абсолютной суммы % платежей за год к величине ссудного капитала.

Процентная  ставка:

  • фиксированная – устанавливается на весь период пользования заемными средствами без одностороннего права ее пересмотра;
  • плавающая – ставка по средне- и долгосрочным кредитам, состоящая из двух частей: подвижной, которая меняется в соответствии с рыночной конъюнктурой, фиксированной.

Виды процентных ставок:

    1. Учетный процент (ставка рефинансирования) - официальная ставка кредитования коммерческих банков со стороны ЦБ.

ЦБ регулирует объемы денежной массы, темпы инфляции, состояние платежного баланса и валютный курс. Виды рефинансирование коммерческих банков:

  • прямого краткосрочного кредитования (применяется в России)
  • переучет коммерческих векселей (попытка ввести в 1997-1998). Плюсом данной схемы является прямая связь кредитной эмиссии с потребностями развития производства.

↓ процентной ставки => удешевление кредитных ресурсов и увеличение их предложения на рынке; ее ↑ => сжатие денежной массы, замедление темпов инфляции, но в то же время — сокращение объемов инвестиций.

    1. Ссудный (банковский) % - кредитором выступает коммерческий  банк.

Банк, как любое кредитное  учреждение, размещает в ссуду прежде всего не собственные, а привлеченные средства. Доля дохода, получаемая банком, представляет собой компенсацию за посредничество, риск невозврата долга, принятый на себя банком, и оценку кредитоспособности заемщика.

При определении  нормы процента в каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает:

  • уровень базовой процентной ставки;
  • премию за риск.

Реальная ставка % по «безрисковым операциям» (r) – уровень ссудного процента без учета инфляционных ожиданий, которые оказывают особое влияние на номинальную ставку процента: , где i – номинальная ставка процента; — темп инфляции.

Если инфляция больше 10%, то .

    1. Депозитный % - кредитор юр. и физ. лица, заемщик коммер. банк.

Депозитные  ставки по пассивным операциям банков подвержены влиянию тех же рыночных процессов, что и ставки по активным операциям, поэтому направленность их колебания приблизительно такая же. Депозитная ставка всегда ниже кредитной на несколько пунктов, разницу называют «спред», или «процентная маржа»; за счет нее покрываются расходы на обеспечение работы банка и формируется прибыль.

    1. Дисконтный % -  кредитор комм. банк, заемщик юр/физ лицо;
    2. Межбанковские процентные ставки – процентная ставка по кредитам на межбанковском рынке. Такие ставки наиболее подвижны и в большей степени ориентированы на рыночную конъюнктуру.

ЛИБОР — это шкала процентных ставок, которые применяются лондонскими банками, выступающими на евровалютном межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на разные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Расходы федерального бюджета

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, именно через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества.

Расходование средств  бюджета производится в размерах и по адресам, определенным федеральным законом, а также законами и другими нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год.

Одна из сложных проблем  бюджетного финансирования — разделение отдельных видов расходов между отдельными уровнями бюджетной системы:

  • Федеральный;
  • субъект Федерации;
  • местное самоуправление.

Существует группа расходов, находящихся исключительно в ведении Федерации. Это оборона, международная деятельность и некоторые другие. Но большинство статей расхода присутствуют в бюджетах всех уровней

Разделы ФБ (расходы):

  1. Общегосударственные вопросы (638 885р.).

До 2005 года не было, он назывался  “Содержание государственного аппарата”, сюда входили разделы 1, 2, 3.

Фундаментальные исследования, обслуживание государственного долга ранее занимали раздел, а сегодня подраздел. Были проведены реформы госслужбы (2004г.) и судебной системы (2001г.) Фундаментальные исследования с 2001 года стало приоритетным направлением.

Обслуживание гос. долга было всегда приоритетным с 1992 года (взятие долга СССР).

  1. Национальная оборона (666 026р.).

Приоритетен с 1997 года, т.к. с 1997 года началась военная реформа. До реформы было 25-30%, затем началось резкое сокращение. Через год реформа закончилась. В 2001 году возобновилась.

  1. Правоохранительная деят-ть (541 634р.).

Приоритетен с 1997 года. Стали увеличиваться з.п. милиции. С 1997 года имеет тенденцию к росту.

  1. Национальная эк-ка (399 334р.).

Раздел сегодня не достигает 10%. До реформ (в течение 80-х) было 50%. В 1992 году началась приватизация, 30% предприятий сегодня существует за счёт бюджета. Приоритетными статьями были: транспорт (2003, когда была реформа ж/д), электроэнергетика (2004), с.х. и рыболовство (2005 впервые, 2006).

  1. ЖКХ (38 883р.) – приоритетная статья с 2001 года.
  2. Охрана окружающей среды и природ ресурсов приоритетная статья с 2001 года (начало реформы образования).
  3. Образование (201 588р.) – 4,7%.

Школы, сады находятся в ведение регионального бюджета. Приоритетен с 2001г.

  1. Культура, кинематография, СМИ.
  2. Здравоохранение (149 098р.) – 3,5%.

Названа приоритетной с 2006 года; 2/3 бюджет, 1/3 – внебюджетные фонды (на здравоохранение)

  1. Соц. политика приоритетна с самого начала.
  2. Межбюджетные трансферты  появилась в 2005 году. До этого статья называлась «Финансовая помощь бюджетам других уровней». В связи с монетизацией льгот раздел преобразовался.

Классификация по расходам:

    • Функциональная
    • Экономическая
    • Ведомственная

Финансовая классификация – как группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражающей направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения.

Первым уровнем функциональной классификации являются разделы. Вторым – подразделы.

Экономическая классификация – группировка расходов бюджета всех уровней Б. системы РФ по их экономическому содержанию. Все расходы, представленные в функциональной классификации можно представить в виде:

  • текущих;
  • капитальных расходов (бюджеты развития – расходы на фундаментальную науку и т.д.).

Ведомственная классификация – группировка расходов, отражающая распределение Б. средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Резерв президента – 1% от суммы расходов, резерв федерального бюджета - 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 43. Содержание и роль финансов в период перехода к рыночной экономике

Финансы как общественное явление одной из своих главных  функций имеют выражение экономических  и других интересов, как отдельных людей, так и различных группировок населения, включая и гос-во, представляющее интересы всего общества в целом.

Как правило, гос устройство, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы, функционирующей в данном гос-ве. В дореволюционной России и СССР фин. система имела главной задачей- обслуживание гос. потребностей и носила сравнительно упрощенный характер.

Становление в России нового типа хозяйства (рыночного) и нов типа гос-ва (демократического), потребовало решительных перемен в финансовой системе, учета интересов населения, субъектов Федерации, общественных организаций и т д. Этот процесс идет противоречиво и далек от завершения в настоящее врем.

Прежде всего возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной власти. Она наиболее сложна для России, т.к. раньше никогда не существовало общественно согласованного их разделения (был ген.сек/царь).

Другим  важным направлением модернизации гос.  финансов стало расчленение единого гос. бюджета на 3 самостоятельные части:

  • федеральный;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • местные.

В этом же направлении  действовали переход к налогам  как главному способу обеспечения  доходов бюджета, отменяя монополий на внеш. торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т д. 

Все это привело  к принципиальному изменению  всего процесса формирования гос  финансов.

Степень демократичности  гос-ва во многом определяет специфику финансов. Д. система соответствует  другому типу хозяйства, которое, как показывает мировая практика, может быть более эффективным, чем основанное на гос. собственности.

Изменения в характере финансовых отношений  между государством и домашними  хозяйствами проявились:

  1. уменьшении объемов и интенсивности финансовых потоков, направляемых государством домашним хозяйствам;
  2. сокращенииассигнований на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, науку и культуру => снижение социального уровня в стране.

Методы  обеспечения устойчивого развития экономики:

  1. наращивание бюджетного потенциала, способного обеспечить необходимые государственные расходы, оздоровление государственных расходов;
  2. ускорение принятия пакета федеральных налоговых и бюджетных законов, обеспечивающих стабильность налогового законодательства;
  3. усиление внимания факторам ценообразования на внутреннем рынке, проблемам формирования издержек производства в конкретных отраслях, контролю за соотношением уровня цен и уровня издержек;
  4. проведение политики снижения внутренних цен на энергоносители для обеспечения условий повышения общей конкурентоспособности экономики;
  5. разработка концепции развития банковской системы и принятие мер по обеспечению использования ссудного фонда страны преимущественно в интересах поддержки экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Стоимость и доходность ценных  бумаг

Ценная бумага - это особая форма существования капитала, которая заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения, может самостоятельно обращаться на рынке как товар и приносить доход. Номинальная стоимость играет роль в момент выпуска ЦБ, то есть при формировании УК или увеличении имущества.

Балансовая стоимость отражает имущественную наполненность ЦБ. Например, балансовая стоимость акции: , где К – количество оплаченных акций.

Рыночная цена определяется на основании соотношения спроса и предложения с учетом доходности ЦБ (биржевой котировки).

Методы:

  1. простая формула расчетов цены акции основана на соотношении ее доходности и доходности вложений в депозиты:

, где Д – годовой дивиденд  на акцию в рублях, Г – годовая  процентная ставка по депозиту

  1. облигации рассчитывается, как сумма дисконтированных (приведенных к текущей стоимости) будущих выплат по ней.

  , где Д12,… - это годовые доходности, выплаченные по облигации в виде процента, выраженные в рублях; r – средний процент по депозитам; Цном – номинальная цена облигации, выплаченная владельцу при ее погашении

Основные характеристики ЦБ:

  1. Их ликвидность (способность быстро и без существенных потерь для собственника трансформироваться в денежные средства);
  2. Доходность. Любая ЦБ приносит два вида дохода:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"