Шпаргалка по "Финансам и кредитам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:04, шпаргалка

Краткое описание

Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности. Основными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору).

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену 1-27, 29-41.docx

— 201.68 Кб (Скачать файл)

 

 Гибкая  монетарная политика предусматривает манипулирование массой денег в обращении при неизменности процентной ставки (рис.9.)

Может иметь место смешанная форма денежно-кредитной политики, когда изменяются и процентная ставка и масса денег в обращении

 Денежно-кредитное регулирование  осуществляется через деятельность центрального банка. В развитой рыночной экономик Е центральный банк обладает относительной самостоятельностью в принятии решений. Глава центрального банка подчиняется только главе государства, а не правительству.  Все инструменты денежно – кредитной политики будут относиться либо к средствам прямого, либо косвенного воздействия. К средствам прямого воздействия относятся: денежно – наличная эмиссия, таргетирование (установление конкретных целевых ориентиров роста денежной массы), выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, минимальные параметры уставного капитала коммерческого банка и другие. К косвенным инструментам денежно-кредитной политики относятся: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной процентной ставки (ставки рефинансирования). В целях более оперативного воздействия на денежное предложение центральный банк прежде всего использует методы косвенного воздействия. Механизм этого воздействия носит следующий характер.^ Операции на открытом рынке – это операции по купле – продаже центральным банком государственных долговых ценных бумаг. ^ Изменение учетной процентной ставки (ставки рефинансирования). Если в обществе главной проблемой является инфляция, то центральный банк должен повысить учетную процентную ставку, стараясь тем самым уменьшить заимствование денежных средств со стороны коммерческих банков у центрально банка и привести к увеличению средней процентной ставки в стране. Тем самым он добивается увеличения сбережений, и в конечном итоге, сдерживания общих параметров денежного предложения в стране. Если в обществе наблюдается рецессия, то центральный банк понижает учетную процентную ставку для стимулирования кредитной деятельности и кредитной эмиссии, воздействуя на понижение средней процентной ставки в стране с целью стимулирования инвестиционной деятельности и деловой активности^ Изменение нормы обязательных резервов. Если в обществе главной проблемой считается инфляция, то центральный банк должен повлиять на сдерживание денежного предложения и кредитной эмиссии путем повышения нормы обязательных резервов. В свою очередь, если главной проблемой является экономический спад и низкая деловая активность в стране, то центральный банк должен снижать норму обязательных резервов. При прочих равных условиях это должно способствовать расширению кредитной эмиссии и снижению средней процентной ставки в стране, увеличению спроса на инвестиции и активизации хозяйственной деятельности, а, следовательно, привести к росту параметров общественного производства и реального ВВП.

 

 

Бюджетный процесс, понятие, задачи

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по конт­ролю за их исполнением. Стадиями бюджетного процесса являются:-     составление и рассмотрение проектов бюджетов и государ­ственных внебюджетных фондов;

-     их утверждение;-     исполнение и контроль за их исполнением. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса опре­делены применительно к каждому из участников процесса. Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:1.  Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.2.  Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (БК РФ, НК РФ) и др.3.  Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финансами.4.  Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство; представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.5.  Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным БК РФ; открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.6.  Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.В настоящее время широко использованы две модели управления бюджетным процессом: управление затратами и управление результатами. В рамках «управления затратами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбаланси­рованность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую «привязку» к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана; формируется общая сумма ассигнований на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств; создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов; приоритет отдается внутреннему контролю; ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

 

Методы оценки финансовой устойчивости кредитных  организаций.

Основным показателем характеризующим эффективность использования финансовых ресурсов, является финансовой устойчивостью, которая бывает следующих видов: 1) абсолютная финансовая устойчивость актив/ внеоборотные; средства пассив/ собственные средства. Собственные средства - Внеоборотные средств больше или равно Оборотные активы. Абсолютная устойчивость - состояние, когда собственных средст за вычитом внеоборотных активов хватает для финансирования запасов и затрат; 2) устойчивое финансовое состояние Собственные средства - Внеоборотные активы + Долгосрочные кредиты больше или равно Оборотные активам Устойчивое финансовое состояние - состояние, при котором суммы собственных средств и долгосрочных кредитов за вычитом внеоборотных активов достаточно для финансирования запасов и затрат. 3) неустойчивое финансовое состояние Собственные средства - Внеоборотные активы + Долгосрочные кредиты + Краткосрочные кредиты больше Оборотные активы Неустойчивое финансовое состояние - финансовое состояние, при котором собственных средств за вычитом внеоборотных активов, долгосрочных и краткосрочных кредитов хватает для финансирования запасов и затрат. 4) кризисное финансовое состояние Собственные средства - Внеоборотные активы + Долгосрочные кредиты + Краткосрочные кредиты меньше Оборотные активы Кризисное финансовое состояние - финансовое состояние, при котором собственных средств, краткосрочных и краткосрочных кредитов за вычитом внеоборотных активов не хватает для финансирования запасов и затрат. Ликвидность активов - способность оборотных и внеоборотных активов превращаться в денежные средства для покрытия обязательств по пассивам. По степени ликвидности активы делятся: 1) активы с мгновенной ликвидностью (касса, расчетный счет); 2) активы с быстрой ликвидностью (дебиторская задолженность, факторинг - передача (продажа) долгов третьему лицу по договорам уступки прав требования); 3) активы с нормальной ликвидностью (запасы - готовая продукция, сырье, незавершенное производство); 4) трудно реализуемые активы (внеоборотные активы). По срока погашения обязательства делятся: 1) краткосрочные кредиты; 2) кредиторская задолженность;((1) и (2) текущие пассивы) 3) долгосрочные кредиты; 4) постоянные пассивы (собственные средства). Основным финансовым показателем результата деятельности предприятия является прибыль. Виды прибыли: 1) прибыль от реализации Прибыль от реализации (050) = Q (010) - C (020), где Q - объем реализуемой продукции, С - затраты (себестоимость). 2) балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) Прибыли балансовая = прибыль от реализации + внереализационные доходы - внереализационные расходы. 3) чистая прибыль Чистая прибыль = балансовая прибыли - налог на прибыль. Налог на прибыль = прибыль для цели налогообложения * N (ставка налога на прибыль). 4) прибыль для цели налогообложения расчитывается на основании доходов и затрат указанных в налоговом кодексе РФ. В некоторых случаях при отсутствии балансовой прибыли хозяйствующий субъект может иметь задолженность по налогу на прибыль. Основным относительным показателем финансовой устойчивости является рентабельность, которая рассчитывается как отношение прибыли к одному из показателей активов или пассивов баланса. Рентабельность активов = прибыль/ актив (сумма 1 и 2 раздела баланса) Рентабельность собственного капитала = прибыль/ капитал (3раздел баланса) Рентабельность пробок = прибль/ Q Ликвидность баланса - способность активов перекрывать обязательства. Баланс считается абсалютно ликвидным, если выполняются следующие условия: 1) А1 (абсолютно ликвидные активы (касса, расчетный счет, краткосрочные финансовые вложения)) больше или равно П1 (кредиторская задолженность, просроченные ссуды); 2) А2 (дебиторская задолженность) больше или равно П2 (краткосрочные ссуды); 3) А3(запасы) больше или равно П3 (долгосрочные кредиты); 4) А4 (внеоборотные активы) меньше или равно П4 (постоянные пассивы (собственные средства, собственный капитал)). Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. При анализе величины и динамики кредиторской и дебиторской задолженности возможны следующие варианты: 1) Д больше К - в этом случае происходит омертвение оборотных средств и появление ссудной задолженности и дополнительных затрат, связанных с обслуживанием кредита; 2) Д равно К - оптимальный вариант; 3) Д меньше К - в этом случае финансирование оборотных средств происходит за счет поставщиков сырья, что может привезти к прекращению производства при отказе поставщика поставлять сырье. 1) изменение Д больше чем изменение объем реализации - происходит ухудшение платежно расчетной дисциплины. Если это сопровождается ростом объема готовой продукции на складе, то это может являться следствием ошибок в ценообразовании или отсутствием спроса на продукцию; 2) изменение Д равно изменение объем реализации - платежно расчетные дисциплина не изменяется; 3) изменение Д меньше изменение объема реализации - улучшение платежно расчетной дисциплины.

 

Факторинговые операции

Факторинг – это комплекс кредитно-финансовых услуг, предоставляемых предприятиям; операция продажи долговых прав предприятия другому субъекту – фактору1. Факторами (финансовыми агентами) обычно выступают банки, инвестиционные компании и другие кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление такого рода деятельности (предоставление кредитов другим лицам под проценты). Действительно, юридическую сущность обязательств по договору факторинга составляет известная обязательственному праву уступка требования к должникам – цессия. Однако отношения факторинга, одновременно сочетающие в себе элементы кредитного договора и договора оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер. Факторинг тем и хорош, что его механизм предполагает и кредитование обладателя долговых прав, и расчетное обслуживание этого клиента согласно предъявленных им фактур. По существу это кредит под товары отгруженные (выполненные работы, оказанные услуги), за пользование которым клиент платит обусловленный факторинговым договором процент. Кроме процента за кредит фактор взимает с клиента вознаграждение за учет регистра продаж и некоторые другие услуги, предусмотренные договором факторинга. Притом, кредитование по факторингу имеет двусторонний характер. Ведь должник, можно сказать, тоже получает кредит – платежный. Два вида факторинга. Термин «факторинг», в широком его понимании, объединяет не только ряд комиссионно-посреднических операций, связанных с передачей банку клиентом неоплаченных долговых требований за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и, соответственно, права получения платежей по этим требованиям. Различают два вида факторинга – конвенционный (широкий) и конфиденциальный (ограниченный).Конвенционный факторинг – это универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, ведение расчетов с поставщиками и покупателями, страховое и рекламное обслуживание, представительство и все другие возможные виды обслуживания вплоть до того, что за клиентом остается лишь производственно-управленческая функция. Конфиденциальный факторинг – факторинг, ограничивающийся учетом фактур, счетов клиента к своим должникам и предоставлением кредита в счет будущего погашения долгов этими дебиторами.

 В последние годы получил  распространение конфиденциальный  факторинг. И именно об этом  виде факторинга пойдет речь  в настоящем разделе.Два вида конфиденциального факторинга.Факторинг2 начинается с дисконтирования фактур. Суть факторинговых услуг состоит в том, что предприятие-фактор приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает клиенту сумму требований к его должникам до наступления срока погашения этих долгов. Эта сумма кредита составляет примерно 80% стоимости долга. Остальная часть за вычетом процентов возвращается клиенту по мере погашения каждым дебитором суммы долга (если факторинговый договор заключался с правом регресса) или когда наступает срок погашения долга (если факторингом не было предусмотрено право регресса). Факторинг без права регресса – это как раз тот случай, когда эту операцию можно назвать продажей дебиторской задолженности.

 При факторинге с правом  регресса риск безнадежных долгов  остается за предприятием –  продавцом дебиторской задолженности. При факторинге без права регресса риск безнадежных долгов принимает на себя фактор.  Таким образом, при осуществлении факторинга без права регресса клиент передает свое право получения долга от должника к фактору. Фактор становится собственником неоплаченных долговых требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность каждого дебитора предварительно проверяется. В результате некоторые из представленных к дисконтированию дебиторов могут быть не включены в договор факторинга. В результате проведения факторинговой операции клиент предприятия-фактора получает возможность быстрее рассчитаться по своим долгам (например, с поставщиками), предотвратить появление сомнительных долгов, сократить возможные потери, возникающие из-за задержки платежей и т.п. выгоды, за что он выплачивает фактору определенный процент. Вследствие таких действий клиент (поставщик, подрядчик по отношению к дебиторам) знает точную дату оплаты своих требований и может планировать и осуществлять дальнейшие вложения. Иными словами, договор факторинга, с одной стороны, освобождает клиента от собирания денег со своих должников, а с другой – решает текущие проблемы его производственной деятельности.

 Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для него источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами. Факторинговому обслуживанию обычно не подлежат предприятия, представляющие к факторингу большое количество дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой, а также предприятия, заключающие со своими покупателями (заказчиками) долгосрочные контракты и выставляющие счета до осуществления поставок, т. е. требующие аванса. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях фактору очень трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ или дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований. Вполне возможно, что неоплата таких требований может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком (подрядчиком) со своей стороны каких-либо договорных обязательств.

 

функции и операции ЦБ РФ 
Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в законе:- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;- развитие и укрепление банковской системы РФ;- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции:- разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами;- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам. Прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;- выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций с целью поддержания стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов;- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.К операциям, осуществляемым Центральным банком, можно отнести:- кредитование коммерческих баков в порядке рефинансирования;- расчетное и кассовое обслуживание правительства и других государственных органов;- переучет векселей и других денежных обязательств;- операции с ценными бумагами;- инкассацию, перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;- операции по управлению золотовалютными резервами, с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями;- покупку, продажу и мену драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет, также драгоценных камней;- межбанковские расчеты;- прием ценностей на хранение;- денежные переводы и иные расчетные операции;- валютные операции;- банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным банкам и финансовым органам этих стран, а также международным организациям;- посреднические услуги в качестве финансового агента правительства по распространению государственных ценных бумаг;- операции по обслуживанию государственного долга и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредитам"