Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры финансы.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовые  отношения: виды, основные группы, примеры

Управление  интегрированной структурой (группой  компаний) как совокупностью взаимосвязанных юридических лиц, осуществляющих самостоятельную деятельность для реализации общей цели (зачастую в различных сферах бизнеса), объединяющих капиталы и ресурсы, в отличие от управления одной компанией, требует иных подходов. На первый план выходит построение устойчивой системы взаимодействия субъектов. В связи с этим финансовые отношения, формирующиеся между всеми участниками хозяйственного процесса, становятся главным объектом управления финансами предпринимательского объединения, и именно на их оптимизацию должны быть нацелены усилия финансовых менеджеров. Процессы создания и функционирования совокупности компаний, объединенных в группу, имеют свои особенности и отличительные признаки, которые влияют на порядок организации системы управления финансами группы в целом и на формирование финансовых отношений как объекта управления в частности. Анализ особенностей финансовых отношений интегрированных структур очень важен для организации управления финансами группы. В теории финансов выделяют несколько основных групп финансовых отношений в зависимости от их экономического содержания, в которые вступают субъекты предпринимательства в процессе хозяйственной деятельности по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Это финансовые отношения с органами государственной власти, поставщиками и заказчиками, банками, страховыми организациями, работниками предприятий, собственниками

Виды и  содержание финансовых отношений

Для анализа  совокупности финансовых отношений, формирующихся  у участников предпринимательской группы с другими участниками рынка и между собой, можно разделить их на группы по субъектам и видам взаимодействия. Выделяют внешние и внутренние виды финансовых отношений.

Внешние финансовые отношения: каждое предприятие - участник группы взаимодействует с: - органами государственной власти в лице налоговых, таможенных, правоохранительных, антимонопольных, судебных органов, органов по контролю за рынком ценных бумаг, федеральных, региональных и местных органов власти; - кредитными и страховыми организациями, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами и другими финансовыми институтами (не являющимися участниками группы); - поставщиками, заказчиками, покупателями, продавцами и прочими контрагентами по поводу производства и реализации продукции, услуг, работ (не являющимися участниками группы); - некоммерческими организациями (не являющимися участниками группы).

Внутренние  финансовые отношения:

- предприятия  группы взаимодействуют с акционерами  (участниками) объединения; - предприятия группы через своих представителей (менеджеров) вступают в финансовые отношения с работниками (трудовым коллективом) этих предприятий; - организации, входящие в группу, участвуют в финансовых отношениях друг с другом; - дочерние и зависимые организации взаимодействуют с основной (головной, центральной) компанией.

В силу юридической  и экономической зависимости  предприятий - участников группы от материнской (центральной, управляющей) компании внутренние финансовые отношения играют определяющую роль в формировании всей системы финансовых отношений в интегрированных структурах. Другая группировка совокупности финансовых отношений обусловлена главной особенностью интегрированных структур, которая заключается в том, что они представляют собой одновременно и совокупность отдельных компаний - субъектов хозяйствования, и единый хозяйственный комплекс, самостоятельную единицу предпринимательства, "единый бизнес".

Государственный кредит как звено финансовой системы  Российской Федерации 

Финансовая  система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 1. централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок. 2. децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); некоммерческих организаций. 3. финансы домашних хозяйств.

Государственный кредит – самостоятельное звено  государственных финансов, представляющее собой особую форму денежных отношений  между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант. Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, и несет в себе черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и играет две роли – фискальную и регулирующую. Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы: - государственный кредит; - банковский кредит. Отличие государственного кредита от банковского заключается, прежде всего, в том, что он не имеет целевой направленности, обеспечением его служит все имущество, находящееся в собственности государства, средства госкредита чаще всего идут на покрытие дефицита государственного бюджета (непроизводительное использование капитала).

Сущностью государственного кредита являются экономические  отношения по перераспределению стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) и определенной части национального богатства. Основными задачами государственного кредитования являются: - мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов; - консолидация временно свободных средств юридических и физических лиц; - обеспечение финансирования бюджетного дефицита; - проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов; - поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства. 

Основные  функции государственного кредита 

Государственный кредит выполняет три основные функции  — распределительную, регулирующую и контрольную.

В рамках распределительной  функции происходит перераспределение  ресурсов в соответствии с общими потребностями экономики и для осуществления тех или иных социально-экомических процессов. Ресурсы перераспределяются между:

- различными  уровнями бюджетной системы (федеральным  и региональными бюджетами, региональным  бюджетом и бюджетами муниципальных образований); - международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом; - иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; - федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами. С помощью распределительной функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Контрольная функция государственного кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Уполномоченные органы на федеральном уровне, проводя соответствующие контрольные действия, используют следующие формы контроля:- мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; - проверка соблюдения условий кредитных соглашений.

 

Государственный долг

Поскольку в  основе государственных заимствований  лежат принципы возвратности, срочности  и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга. Бюджетный кодекс РФ в ст. 97 определяет Государственный долг РФ как «долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ».

Госдолг РФ полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Государственный долг существует в двух видах: - капитальный (вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты); - текущий (расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил). Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимость их классификации.

По форме  долговые обязательства делятся  на: - кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; - договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; - договоры о предоставлении РФ гарантий; - соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Внутренний долг РФ складывается из: - основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ; - объема основного долга по кредитам, полученным РФ; - объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней; - объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ. Внешний долг РФ складывается из: - объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ; - объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций. Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ, так как предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по о6служиванию и погашению государственного внешнего долга РФ. Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ — это перечень внешних заимствований РФ на год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них. Разрабатывается и Программа государственных внутренних заимствований РФ.

Бюджетное законодательство предусматривает, что заимствования  могут осуществляться и в такой  форме, как предоставление государственных  гарантий. Гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ - гарант - письменно обязуется отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Характеристика функций коммерческих банков.

Одной из важных функции коммерческого банка  является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающих в процессе кругооборота фондов предприятии и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки. Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единственный государственный банк. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим риском, которые должны брать на себя коммерческие банки.

Понятие бюджетного устройства и бюджетной  системы РФ. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, процесс формирования и использования бюджетных средств. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Под бюджетной системой понимается основанное на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемое нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. В соответствии с конституцией и бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

1.федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; 2.бюджеты субъектов РФ, краевые и областные бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3.местные бюджеты.

По степени  распределения власти между центром  и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное (единое) государство – этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территорияальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное (союзное) государство – этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"