Центральный банк как орган регулирования и контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является общая характеристика регулирующих инструментов и функций Банка России. Для достижения названной цели в курсовой работе нам необходимо решить следующие задачи:
- описать статус Банка России в экономике нашей страны;
- охарактеризовать инструменты, с помощью которых ЦБР осуществляет свои функции.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Правовой статус центрального банка РФ ……………………………5
1.1 Функции центральных банков ………………………………………5
1.2 ЦБР и его место в банковской системе РФ ………………………..10
2. Инструменты и регулирующие функции ЦБР РФ …………………20
2.1 Основные инструменты деятельности ЦБР ……………………….20
2.2 ЦБР как регулятор экономической деятельности ………………..26
Заключение …………………………………………………… ……...34
Список литературы …………………………………………… ……..36

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБРФ.docx

— 60.45 Кб (Скачать файл)

- без этого вообще невозможно  выполнение ЦБР своих задач,  ведь коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;

- деятельность коммерческих  банков характеризуется повышенной  финансовой уязвимостью из-за  высокого удельного веса в  их пассивных привлеченных средств,  в том числе централизованных  банковских кредитов.

Рассматриваемая задача ЦБР  достигается в процессе решения  таких двух конкретных проблем, как  регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы.

Воздействие ЦБР на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Создание общих законодательных,  исполнительных, судебных условий,  позволяющим коммерческим банкам  реализовать свои экономические  интересы.

2. Проведение мер денежно-кредитного  регулирования, оказывающих влияние  на объем и структуру денежной  массы в обращении через изменение  размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

3. Установление экономических  нормативов и надзор за их  соблюдением с целью обеспечение  ликвидности банковских балансов.

Воздействие Центробанка  на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Помимо разбивки методов  банковского регулирования на прямые и косвенные различают также  общие и селективные способы  осуществления денежно-кредитной  политики центральных банков.

Общие методы, являясь преимущественно  косвенными, касаются кредитного рынка  в целом. Селективные – направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся  к прямым способам регулирования  деятельности коммерческих банков, а  основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления  экономического воздействия Центробанка, имеет смысл уделить общим  методам.

Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике это дисконтная политика, операции на открытом рынке, изменение  норм обязательных резервов банков. Эти  методы достаточно активно используются и в практике деятельности ЦБР.

Среди регулирования денежно-кредитной  сферы ЦБР особое место принадлежит  учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния  может меняться в течение года).

В условиях рыночных отношений  централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита как по горизонтали (банк-заемщик), так и по вертикали (Центробанк – коммерческий банк).

Официальная учетная ставка служит при этом ориентиром для рыночных процентных ставок. Ее изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение  кредитных ресурсов, регулирует тем  самым и спрос на них.

Исходя из официальной  учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками  по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам  и другим счетам.

Повышение учетного процента происходит в антиинфляционных целях поскольку политика "дорогих денег" ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и, разумеется, увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками.

В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика "дешевых денег", наоборот, выступает фактором развертывания  кредитных операций и ускорения  темпов экономического развития.

Регулирующие мероприятия  ЦРБ сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом  воздействия ЦБР на денежную массу  и экономику в целом.

К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся  и операции Центробанка на открытом рынке.

Речь идет о покупке  и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, что считается  наиболее гибким методом регулирования  кредитных вложений и ликвидности  коммерческих банков.

Центральный банк России мог  бы внести значительный вклад в повышение  активности банков с целью улучшения  корпоративного управления в компаниях-заемщиках. В частности, вступившее в силу с 1 августа 2004 г., положение ЦБР "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" предусматривает различный размер резервирования по выданным кредитам в зависимости от качества полученного обеспечения.

К обеспечению второй категории  этим документом были отнесены: ценные бумаги эмитентов ценных бумаг, допущенных к обращению на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также на открытом организованном рынке или через организатора торговли на рынках развитых стран.

Очевидно, что в сегодняшней  кризисной ситуации одним из подходов, способных обеспечить устойчивость банковской системы, повысить ее капитализацию, является снижение рисков для акционеров банков путем внедрения значительно  более совершенной системы корпоративного управления и усиления мониторинга, наличия и эффективности такой  системы со стороны надзорного органа и органа регулирования.

Центральный банк России уже  заявил о разработке рекомендаций по организации корпоративного управления в банках, которые будут затрагивать  такие его аспекты, как персональный состав наблюдательных советов и  правлений, механизм взаимодействия наблюдательного  совета с внешним аудитором, подготовки и раскрытия информации о деятельности банков, управления рисками, кадровая политика. В рамках нового подхода  к оценке состояния банков ЦБР  предполагает оценивать состояние  их корпоративного управления.

Еще летом 2003 г. Центробанк заявил о необходимости выдвижения жестких  требований в отношении членов советов  директоров банков, в частности их деловой репутации, предшествующей профессиональной карьеры. Однако это  заявление, судя по всему, не было закреплено и детально разъяснено в нормативной  базе и инструментарии проверки его  соблюдения.

Характеризуя проблему корпоративного управления, необходимо отметить двоякую  роль Центробанка в этом процессе. С одной стороны, он выступает  как регулятор кредитно-банковской системы, и в этом качестве заинтересован  в приоритетном обеспечении ее стабильности, что предполагает повышенное внимание к обязательствам банков по отношению  к своим клиентам.

С другой стороны, он выступает  в качестве регулятора банков как  акционерных обществ, каждое из которых  защищает, прежде всего, конечно, интересы своих акционеров. Такой внутренний конфликт не является характерным исключительно  для ЦБР, а присущ всем национальным банкам. Как показывает опыт, из этих двух функций национальные банки  чаще всего выбирают первую.

Следует стремиться к тому, чтобы работа Центрального банка  России по разработке и внедрению  принципов эффективного корпоративного управления в банках носила более  открытый характер, сочеталась с работой  регулятора фондового рынка и  координировалась Национальным советом  по корпоративному управлению, объединениями  инвесторов, экспертными центрами.

И еще следует помнить, что основным источником ресурсов ЦРБ  являются деньги в обращении. Их выпуск, то есть создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования Федерального правительства  и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета  коммерческих векселей. Правительство  получает кредит в ЦБР, предоставляя свои обязательства. Эмиссия производится также для закупки золота и  иностранной валюты.

ЦБР создает свои ресурсы  двумя способами. При первом деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБР приходуются на баланс, то есть перемещаются в оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или на счетах других клиентов ЦБР. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой ЦБР. В этом случае речь идет о налично-денежной, то есть банкнотной эмиссии.

Второй способ заключается  в том, что ЦБР увеличивает  свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, которые способствуют возрастанию  остатков на счетах, то есть на депозитах. В этом случае речь идет о депозитной эмиссии.

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение ЦБР не может выдать деньги из оборотной  кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег.

Таким образом, эмитируемые  ЦБР деньги, то есть создаваемые  им ресурсы, в обоих случаях носят  кредитный характер, а их обеспечением являются обязательства коммерческих банков и правительства, а также  золото и иностранная валюта.

То есть, если говорить о  наличии инструментов рефинансирования, следует признать, что их в принципе достаточно. У Центробанка РФ есть набор стандартных инструментов: аукционные формы предоставления ресурсов, окно постоянного доступа, ломбардные кредиты, операции репо, свопы и так далее. Большое предложение по срокам предоставления средств – от внутридневных до 180 дней.

Но пока остаются другие вопросы. Например: как много рефинансирования банковская система может получить в целом? Понятно, что это определяется объемом тех залогов, которые  есть у кредитных организаций. Можно  ли расширить объем этих залогов? Наверное, можно, но в то же время надо учитывать, что Центробанк не может принимать на себя слишком большие риски, и если залоги не имеют рейтинга или их рейтинг низок, то становится затруднительным принимать их в обеспечение кредитов.

В современной экономике  роль ЦБР все возрастает. В конечном итоге вся деятельность Центробанка, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, исключение различного рода злоупотреблений.

Современная практика развития банковской системы, вышеназванные  и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования  функционирования банковской системы  России, в частности, создания научной  концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и банковским сообществом.

Состояние российской банковской системы является предметом особого  беспокойства экспертов. Но структурные  изменения означают отход от нынешней денежной политики ЦБ, а это уже  политический вопрос.

Как известно, своим созданием  и существованием центральные банки  обязаны государству с его  политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка  заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы  таким образом, чтобы увеличивались  поступления в бюджет.

Но даже и другие мировые  Центробанки, а не только ЦРБ РФ, возможно, не имеют достаточного количества инструментов для восстановления стабильности на кредитных рынках, и для достижения этой цели должны требовать повышения  прозрачности деятельности финансовых компаний, считают эксперты международного рейтингового агентства Moody's.

Появление на рынке производных  финансовых инструментов, а также  увеличение числа хеджевых фондов, управляющих огромными объемами средств, усилило проблемы, связанные с повышением процентных ставок.

Для поддержки рынков Центробанки  зарубежных стран использовали свои традиционные инструменты, такие как  вливание дополнительной денежной ликвидности  в финансовую систему и снижение процентных ставок. Однако эти попытки  не принести значительных успехов, отмечают эксперты.

Таким образом, даже при наличии  соответствующих инструментов для  выполнения своих функций, ЦРБ отнюдь не застрахован от проблем, которые  сегодняшний кризис поставил перед  всеми банками всех стран.

Общий анализ политических и экономических факторов еще  недавно позволял говорить о том, что Россия действительно постепенно уходит от роли экспортера капитала. Причин тому было много: улучшается инвестиционный климат, растут рейтинги, риски на Россию, оценивались как приемлемые, западные инвестиционные фонды расширяли  лимиты на операции с нашей страной. При этом структура инвестиций тоже становилась лучше: доля прямых инвестиций возросла, а в структуре займов банков росла доля инвестиций долгосрочных. Возможно, и из сегодняшнего финансового  кризиса Россия выйдет еще более  успешной.

Информация о работе Центральный банк как орган регулирования и контроля