Центральный банк как орган регулирования и контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является общая характеристика регулирующих инструментов и функций Банка России. Для достижения названной цели в курсовой работе нам необходимо решить следующие задачи:
- описать статус Банка России в экономике нашей страны;
- охарактеризовать инструменты, с помощью которых ЦБР осуществляет свои функции.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Правовой статус центрального банка РФ ……………………………5
1.1 Функции центральных банков ………………………………………5
1.2 ЦБР и его место в банковской системе РФ ………………………..10
2. Инструменты и регулирующие функции ЦБР РФ …………………20
2.1 Основные инструменты деятельности ЦБР ……………………….20
2.2 ЦБР как регулятор экономической деятельности ………………..26
Заключение …………………………………………………… ……...34
Список литературы …………………………………………… ……..36

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБРФ.docx

— 60.45 Кб (Скачать файл)

Защита и обеспечение  устойчивости рубля – вот основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной  власти.

Банк России не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов (банков) и иных кредитных организаций  непосредственно, но он принимает необходимые  меры по защите интересов их вкладчиков.

Для обеспечения стабильности банковской системы в целом ЦБ РФ создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных  организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые  определяет Банк России.

Банк России несет ответственность  в порядке, установленном федеральными законами. Он, как и любое юридическое  лицо, имеет право быть стороной в судебном процессе, а также обращаться в суды с исками о признании  недействительными правовых актов  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

В суде общей юрисдикции и в арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных  учреждений и другие должностные  лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в  установленном порядке.

Таким образом, следует отметить, что Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой – юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Банк России имеет право  предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение  ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом  о федеральном бюджете, следующим  субъектам:

- российским кредитным  организациям;

- иностранным кредитным  организациям;

- Правительству РФ.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ Банк России обслуживает  счета бюджетов и осуществляет функции  генерального агента по государственным  ценным бумагам Российской Федерации.

Цели деятельности Банка  России как органа управления кредитно-денежной системы можно сформулировать следующим  образом:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля, в том числе  его покупательной способности  по отношению к иностранным  валютам;

- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

-обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов.

В соответствии с указанными выше целями, поставленными перед  Центральным банком РФ, он должен решать основные задачи, которыми являются следующие:

- активное участие в  разработке денежно-кредитной и  финансово-бюджетной политики Правительства  РФ;

- всемерное сдерживание  инфляционных процессов в стране  и обеспечение устойчивости курса  рубля как государственной валюты;

- сокращение бюджетного  дефицита, поддержание стабильного  денежного обращения;

-обеспечение государственного  фонда валютных резервов;

-максимальное использование  методов денежно-кредитного управления  банковской системой.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что исходя из поставленных целей  и задач, Банк России выполняет следующие  функции:

- во взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную  на защиту и обеспечение устойчивости  рубля;

-монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение и устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации

-является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

- выдает и отзывает  лицензии кредитных организаций,  а также организаций. занимающихся аудитом;

-регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

-осуществляет валютное  регулирование и валютный контроль;

-определяет порядок расчетов  с иностранными государствами;

-участвует в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организации  составления платежного баланса  России:

Для реализации названных  функций Банк России участвует в  разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка  России или по его поручению один из его заместителей участвует в  заседаниях Правительства РФ. Министр  финансов РФ и министр экономики  Российской Федерации или по их поручению  по одному из их заместителей участвуют  в заседаниях Совета директоров с  правом совещательного голоса.

Банк России консультирует  Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Центробанк РФ выполняет, помимо прочего, и функцию "банка  банков" и является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных  актов.

Главная цель банковского  регулирования и надзора заключается  в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Такие функции как надзорные  и регулирующие Банк России осуществляет непосредственно, либо через создаваемый  при нем орган банковского  надзора.

Само регулирование деятельности кредитных организаций, а также надзор за ними ЦБ РФ осуществляет по следующим направлениям:

- регламентация обязательных  экономических нормативов для  кредитных организаций; определение  лимитов открытой валютной позиции,  порядка формирования резервов  для покрытия рисков;

-открытие корреспондентских  счетов, депонирование на специальных  счетах обязательных резервов  кредитных организаций, а также  принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

- управление ликвидностью  банковской системы путем покупки  и продажи банкам государственных  ценных бумаг;

-кредитование кредитных  организаций:

В целях воздействия на ликвидность банковской системы  ЦБ РФ рефинансирует банки путем  представления им краткосрочных  кредитов по учетной ставке Банка  России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. В его компетенцию входит также:

- установление правил  проведения отдельных банковских  операций, ведения бухгалтерского  учета, составления бухгалтерской  и статистической отчетности  кредитных организаций;

- регистрация и лицензирование  деятельности кредитных организаций  (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

- надзор за соблюдением  банковского законодательства, нормативных  актов ЦБ РФ, проверка деятельности  кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных  организаций Банк России устанавливает  правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления  и предоставления бухгалтерской  и статистической отчетности.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный  размер уставного капитала, минимальный  размер обязательных резервов, размещаемых  в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка  России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью  кредитных организаций. На местах эти  полномочия осуществляются через главные  территориальные управления Банка  России, являющиеся его филиалами.

Банк России в соответствии-с  законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого  функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения  по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Однако Банк России не имеет  права:

- осуществлять банковские  операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение  банковских операций, и физическими  лицами. Исключение здесь составляют  случаи, предусмотренные в ст. 47 Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России) ";

- приобретать доли (акции)  кредитных и иных организаций,  за исключением случаев, предусмотренных  ст. 7 и 8 вышеназванного Федерального  закона;

- осуществлять операции  с недвижимостью, за исключением  случаев, связанных с обеспечением  деятельности Банка России, его  предприятий, учреждений и организаций;

-заниматься торговой  и производственной деятельностью,  за исключением случаев, предусмотренных  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" пролонгировать предоставленные  кредиты.

Исключение может быть сделано только по решению Совета директоров. Согласно тому же закону, Банк России не вправе предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные  ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда  это предусматривается федеральным  законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять  кредиты на финансирование дефицитов  бюджетов субъектов Российской. Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Согласно федеральному закону "О Центробанке России" этот банк может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок  использования его имущества.

Законодательные основы функционирования современной банковской системы  России были созданы в 1990 г. с принятием  законов "О центральном банке  РФ" и "О банках и банковской деятельности". А в 1995 и 1996 гг. соответственно, эти законы были приняты Государственной  Думой в новой редакции.

Закон "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" дал более четкое и  подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических  и физических лиц и органов  государственной власти.

В названном Законе были усовершенствованы инструменты  осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной  политики, а также развит принцип  независимости ЦБ РФ, то есть, четко  и однозначно записано, что никакие  государственные органы не имеют  права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ, в реализацию его функций. Центральный банк, проводя независимую  денежно-кредитную политику, в различных  формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти.

Правда, в последнее время  атмосфера вокруг Банка России стала  накаляться. Критику надзорной политики ЦБ высказали депутаты Госдумы, в  кремлевских кулуарах заговорили о  переменах в его руководстве. Министр финансов и председатель Национального банковского совета А. Кудрин сказал, что не возражает  против проверки Центробанка Счетной  палатой, давно желающей изучить  качество управления резервами.

Качество управления в  ЦБ беспокоит сегодня и ведущих  финансистов, и министерство финансов.

Ведь еще 21 апреля 2006 года председатель правительства подписал постановление "О порядке управления средствами Стабфонда РФ", в котором  средства Стабфонда были доверены в  управление ЦБ, а инвестировать их разрешалось в доллары, евро, фунты  стерлингов и долговые обязательства  иностранных государств.

Информация о работе Центральный банк как орган регулирования и контроля