Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение вопросов формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций с точки зрения эффективности для деятельности этих же организаций.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основания формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, в частности подойти к нерешенным вопросам: сущность, функции и принципы организаций финансов некоммерческих предприятий, особенностей управления финансами некоммерческих организаций;
2. Выполнить анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности указаний и порядка использования фонда, анализа структуры и состава дохода и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на время 2009-2012, оценка деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций ……………….…….5
1.1. Сущность, функции и принципы организаций финансов некоммерческих предприятий ……………………………………………….5
1.2. Особенности управления финансами некоммерческих организаций..10
Глава 2. Анализ формирования и использования средств
Пенсионного фонда РФ…….………………………………………………….17
2.1. Направления и порядок использования средств фонда……………….17
2.2. Анализ состава и структуры доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за период 2009-2012 г…………………………….20
2.3.Оценка деятельности Пенсионного Фонда РФ………………………...25
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования
Пенсионного фонда РФ………………………………………………………..30
3.1. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ…….…..30
3.2. Мероприятия по улучшению финансовой деятельности ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………..….41
Список использованной литературы…………………………………….….44

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛИЕВА ЗАРИНА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУР.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

5. Финансовая  дисциплина. Предприятие должно вовремя и в полном объеме обеспечивать выполнение денежных обязательств перед клиентами, банковскими институтами, органами государственной власти и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.

6. Самоокупаемость  предприятия. Предприятие должно покрывать свои расходы за счет результатов своей собственной производственной деятельности, тем самым осуществляется возобновляемость производства и кругооборот ресурсов этого предприятия.

7. Деление средств,  участвующих в обслуживание оборота  предприятия, на собственные и  заемные.

8. Разграничение основной и инвестиционной деятельности предприятия.

9. Экономический контроль. Контроль исполняется  через анализ денежных показателей и анализ экономического состояния учреждения. Осуществляется на различных уровнях и особыми органами. Для начала  это денежный контроль, который осуществляется через контрольно-ревизионное  управлением Министерства  финансов РФ.  Данный контроль исполняется государственными предприятиями. Данный  контроль связан с контролем за своевременностью уплаты налогов. Самостоятельный финансовый контроль осуществляют аудиторские финансовые службы. Содержание аудиторского контроля – ревизия бухгалтерской (денежной) отчетности, платежно-расчетной документации, установление достоверности отчетности.

Функции финансов4:

1) распределительная связана с итоговыми результатами деятельности предприятия и рассматривает распределение выручки от реализации продукции, т. е. объектом распределения выступают доходы предприятия (выручка), которые направляются в первую очередь на возмещение производственных затрат предприятия, далее доходы распределяются между бюджетом, внебюджетными фондами и предприятием (уплата косвенных налогов - НДС, акцизы, уплата ЕСН, налога на имущество, земельного налога, налога на прибыль, если формируется прибыль на предприятии) и оставшаяся часть доходов используется на формирование денежных фондов и резервов.

2) контрольная  заключается в осуществлении  финансового контроля за правильностью распределения и использования финансовых ресурсов, распространяется на финансовую деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.

1.2. Особенности  управления финансами некоммерческих  организаций

Управление  финансами некоммерческих организаций сообразно с платными включает эти же главные составляющие: как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Но особенность некоммерческих организаций, обусловленная главной целью их деятельности, характеризует специфику функционирования отдельных деталей системы управления финансами в данных организациях.

Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается исходя из организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется согласно принципам сметного финансирования. При всем при этом в смете доходов и расходов некоммерческой организации отражаются как средства, получаемые из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, но и прибыли от предпринимательской и иной деятельности, которая приносит доход.

Планирование  бюджетных ассигнований осуществляется на базе оперативно-сетевых показателей и общепризнанных норм расходов, установленных или в законодательном порядке (к примеру, наименьший объем оплаты труда, ставки единого социального налога), или рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются исходя из вида учреждения: койка, койко-день, медицинское посещение — в учреждениях здравоохранения, ученик - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, учащийся ВУЗа – в университетах и иных высших учебных заведениях и т.п. Планирование внебюджетных средств осуществляется отдельно в разрезе их видов: целевые средства и безвозмездные поступления; средства от предпринимательской и иной приносящей прибыль деятельности, включая прибыль от оказания коммерческих услуг; денежные средства, полученные от государственных внебюджетных фондов; валютные средства. Доходы от оказания платных услуг, являющиеся основным видом внебюджетных средств многих бюджетных учреждений, вычисляется исходя из прогнозирования количества платных услуг, которые окажут в планируемом году, и цены (оплаты) единицы представленной услуги.

Направления использования денежных средств (и бюджетных, и внебюджетных) отражаются в разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической классификации затрат бюджетов Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.5

В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации других организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и каналы их использования в финансовом плане, определенная форма которого определяется уставными документами предприятия. Финансовый план может быть представлен в виде баланса доходов и расходов либо в форме сметы доходов и расходов, которая в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения имеет два отдельных раздела, показывающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными учреждениями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в форме субсидий или субвенций, получаемых в рамках государственной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, осуществляемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов осуществляется в порядке, соразмерном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.

При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового  планирования, используемые и коммерческими  организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами6.

Оперативное управление финансами некоммерческих организацией предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей  от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет причины, по которым возможны внесения изменения в бюджетные назначения. Они включают в себя: введение режима урезания расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в пределах предоставленных ему возможностей (к примеру, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, осуществляющим бюджет (по другим основаниям), после внесения этих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в план доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету. Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций других организационно-правовых форм определяется ими без чьей-либо помощи на базе анализа исполнения финансовых планов и не контролируется законодательством. Соответствующие изменения вносятся высшим органом управления бюджетными учреждениями, утвердившим финансовый план.

Организация финансового контроля как элемента управления потоками денежных средств некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях других организационно-правовых форм государственное финансовое управление ограничено только вопросами осуществления организации налоговых обязательств, целевого , а так же эффективного использования бюджетных средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми видами финансового управления как внешнего, так и внутреннего. Предварительный контроль осуществляется в частности главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения плана доходов и расходов. При всем при этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета.

Текущий контроль - проводится как финансовыми и бухгалтерскими службами бюджетных учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений контролируют процессе подготовки платежных документов к оплате в соответствии с правильностью их составления и законности исполняемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов и расходов, лимитам бюджетных обязательств, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета. Последующий контроль исполнения сметы доходов и расходов проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, образуемые представительными и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. В данном случае проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и ведение бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются самые основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная  деятельность некоммерческих организаций  иных организационно-правовых форм также могут быть объектом аудиторского контроля. 7

За  счет собственных средств финансово-хозяйственных организаций допустимо заключение договора с аудиторской компанией на проведение проверки с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета требованиям законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для некоммерческих организаций, но аудиторская проверка может быть осуществлена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений8.

Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической  классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых бюджетным учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такого контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Возможность осуществления аудиторского контроля по инициативе руководителя учреждения за счет внебюджетных средств также не предусмотрена законодательством, поскольку использование внебюджетных средств строго контролируется казначейскими органами по тем же кодам экономической классификации расходов, что и по бюджетным средствам. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санкционирован казначейскими органами.9

Иное актуальное направление улучшения  управления денежными средствами  НКО  напрямую соединено с реструктуризацией экономической отрасли. В масштабах данного процесса ожидается переустройство доли экономических учреждений, способных работать в рыночной среде и сформировывать собственные денежные ресурсы не только с помощью средств из бюджета, но и за счет внебюджетных средств, в другие организационно-правовые формы некоммерческие организации, муниципальные автономные некоммерческие организации и др.). Эти организационно-правовые формы не учтены гражданским законодательством,  собственно требует внесения в него перемен в долю определения правового статуса организаций денежных форм. При всем при это государственные учреждения, которые не меняют собственный правовой статус, утрачивают право на самостоятельное управление средствами, мобилизованными с помощью внебюджетных источников средств, и их финансирование станет осуществляться исключительно с помощью средств из бюджета на базе сметного финансирования.

 

Глава 2. Анализ формирования и использования средств

Пенсионного фонда РФ

2.1. Направления и порядок использования средств фонда

Согласно  статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – использование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только лишь на конкретные цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, определяющим их деятельность, в соответствии с бюджетами отмеченных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Финансовые  средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату:

  • государственных пенсий за выслугу лет, по возрасту, при потере кормильца;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • пенсий по инвалидности;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

За  счет средств Пенсионного фонда  финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций