Формирование и использование прибыли коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью коммерческого банка является максимизация прибыли и минимизация расходов. Прибыль – главный показатель результатности работы банка. Она образуется как разность доходов и расходов банка за оп-ределенный период и определяется нарастающим итогом за год. В общем виде размер прибыли зависит от трех глобальных компонентов: доходов; расходов; налогов и иных обязательных платежей банка.

Содержание

Введение 3
Формирование и использование прибыли коммерческого банка 4
1.1 Состав прибыли коммерческого банка 4
1.2 Расчет чистой прибыли коммерческого банка 5
1.3 Направления использования прибыли банка 6
1.4 Рентабельность работы коммерческого банка 7
1.5 Методы анализа прибыли 10
Управление рентабельностью 13
2.1 Регулирование доходной базой коммерческого банка 13
2.2 Оценка управления эффективностью деятельности банка 16
2.3 Показатели рентабельности 20
Заключение 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Сакалы docx.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Иногда характер отдельных видов затрат, обусловленный правилами их потребления, может отличаться от принципа пропорционального изменения их объема. Они могут опережать рост предоставления услуг и их реализации, но могут и снижаться при замедленном их росте. Главным фактором этих отклонений чаще всего являются договорные условия и наценки на потребляемые материальные, топливно-энергетические или трудовые ресурсы. Определить влияние этих отклонений на уровень затрат можно лишь при детальном разложении производственных и сбытовых расходов на элементы и с помощью анализа таких экономико-математических методов как метод главных компонентов (МГК), регрессивный анализ (РА) или дисперсионный анализ (ДА).

Но одним из основных остатков последнего метода является его некоторая ограниченность, что сужает возможность его широкого применения. Используя его, трудно проводить анализ таких факторов как уровень потенциального и реального спроса, предложения, эластичности рыночного сегмента («ниши», «окна»), уровень и степень конкуренции. Более совершенной является следующая группа методов.

2) метод «потребительной стоимости»7 - помощью этого метода каждый банк может анализировать результаты своей деятельности и уровень прибыли в основном как фактор себестоимости и достижения необходимого уровня деловой активности. Основным компонентом этого метода является оценка потребительских качеств товара. Продукция (услуга) может быть продана дороже аналогичной услуге банков-конкурентов, если клиент уверен не только в боле высоких качествах самой услуги, но и сервисе, связанном с ее приобретением. Иными словами, анализ проводится с помощью многомерных социальных моделей.

Методология анализа с помощью экспертных оценок представляет собой выбор оптимального метода в каждой конкретной ситуации для превращения в количественные или порядковые оценки факторов и процессов, неподдающихся непосредственному измерению. Экспертные оценки основываются на суждениях специалистов, высказываются индивидуально или коллективно и подразделяются на две основные группы.

К первой группе относятся методы последовательного улучшения индивидуальных оценок каждого эксперта. Одним из самых распространенных методов этой группы является метод дельфин.

Вторая группа методов направлена на согласование позиций специалистов с целью выработки коллективной экспертной оценки. К этой группе относятся такие методы как метод предпочтения, метод ранга, методы частичного попарного сопоставления и полного попарного сопоставления.  

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

 

2.1. Регулирование доходной базы коммерческого банка

 

Максимизация прибыли при минимизации расходов является основной целью деятельности коммерческого банка8. Прибыль или убытки, полученные банком, - показатели, концентрирующие результат разнообразных пассивных и активных операций банка и отражающие влияние всех факторов, воздействующих на деятельность банка.

В России у большинства банков основными является процентные доходы, поэтому при управлении доходной базой коммерческого банка наибольшее внимание необходимо уделять именно процессу получения процентных доходов. Непроцентные доходы, как правило, связаны с имиджем банка на рынке. Операции, приносящие подобные доходы, привлекают клиентов, но не приносят достаточную прибыль.

Разница между процентами, взимаемыми банком по активным операциям и уплачиваемыми по привлеченным средствам, служит основой банковской прибыли. Это так называемая процентная маржа – разница между процентным доходом и расходом коммерческого банка. За счет процентной маржи покрывается большинство расходов коммерческого банка. Поэтому банк стремится приобрести ресурсы как можно дешевле, а продать ресурсы и услуги по рентабельной ставки. В связи с этим актуальным становится правильное ценообразование на банковские услуги.

При установлении процентной ставки по кредиту банк должен принимать в расчет стоимость привлекаемых средств и операционные расходы банка.

Различают рыночную и реальную стоимость кредитных ресурсов9. Средняя рыночная стоимость ресурсов определяется как отношение процентов, уплаченных за определенный период, к средней величине кредитных вложений в том же периоде. Реальная цена представляет собой скорректированную на норму обязательных резервов рыночную цену  

  =       (2)

 

Простейшая модель установления ставки по кредиту предполагает, что процентная ставка по любому кредиту устанавливается на основе следующих компонентов:

  • предельной стоимости привлеченных для кредитования средств;
  • других операционных расходов банка, отличных от расходов по привлечению средств;
  • надбавки для защиты банка от риска неисполнения обязательств;
  • желаемой прибыли.

Каждый из указанных компонентов может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита, т.е. выдачу кредитов банк должен осуществлять с учетом процентной маржи, показывающей, насколько доходы от активных операций способны перекрывать расходы по пассивным операциям. Коэффициенты процентной маржи могут показывать ее фактический и достаточный уровень для банка.

 

*100%  (3)

 

В данной формуле в качестве знаменателя могут использоваться доходные активы, т.е. активы, приносящие доход в форме процента (в основном выданные банком кредиты и производственные инвестиции в ценные бумаги).

Коэффициент достаточной процентной маржи МД показывает ее минимально необходимый для банка уровень10. При его расчете исходят из основного назначения процентной маржи – покрытия расходов банка

 

    +
-

МД  =    *100%


 

К прочим доходам относятся комиссии за расчетно-кассовое обслуживание, трастовые, информационные, консультационные и другие услуги. Достаточная маржа может рассчитываться как за истекшие периоды на основе фактических данных, так и на планируемый период на основе прогнозных величин.

Непроцентная маржа, рассчитываемая как разница между непроцентным доходом и непроцентным расходом, является второстепенным слагаемым прибыли и, как правило, отрицательна. Это означает, что непроцентные доходы не покрывают непроцентные расходы, которые поглощают часть процентной маржи.

Коэффициент непроцентной маржи КН.М определяется по формуле:

КН.М =

100%                   (5)

Рассчитав значение коэффициента процентной и непроцентной маржи, можно сопоставить их с мировыми стандартами: нормативный уровень коэффициента процентной маржи составляет 3 – 4 %, коэффициент непроцентной маржи – 1%.

 

Также можно определить коэффициент чистой маржи операционной прибыли банка Ко.м:

Ко.м =

100%         (6)

Коэффициент маржи операционной прибыли, процентной и непроцентной маржи является показателями эффективности работы банка. Они отражают, насколько успешно банк обеспечивает сохранение опережающего темпа роста доходов (прежде всего, процентов по банковским кредитам, инвестициям и комиссий за услуги) по сравнению с темпами роста расходов (в основном процентов по депозитам и займам на денежном рынке).

Коэффициент процентной маржи определяет размер спрэда (разницы) между доходами и расходами по процентам, который был получен банком путем регулирования доходов активов и поиска наиболее дешевых ресурсов.

Непроцентная маржа определяет соотношение непроцентных доходов (различные, комиссионные вознаграждения, полученные банком) и произведенных непроцентных расходов (заработная плата, затраты на ремонт и техническое обслуживание банковского оборудования, расходы на покрытие убытков). У большинства банков непроцентная маржа отрицательна, так как непроцентные расходы обычно  превышают непроцентные доходы.

 

2.2. Оценка и управление эффективностью деятельности банка

 

Анализ результатов работы банка представляет собой оценку эффективности и рентабельности его деятельности. Эффективность деятельности банка заключается в максимизации его прибыли. Прибыль как финансовый результат деятельности банка занимает ключевое место в системе показателей оценки финансового положения банка. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов.

В качестве основных способов оценки доходов и расходов банка выделяются структурный анализ доходов и расходов, проводимый в динамике за ряд лет с достаточной степенью детализации. Это позволяет раскрыть причины изменений доходов и расходов, что необходимо для выявления резервов роста банковской прибыли.

При управлении процентными доходами оценивается средний уровень доходности кредитных операций в целом и каждой отдельной группы клиентов. На основании этого выявляется, за счет каких кредитных операций банк получает наибольший доход, и изыскиваются резервы его увеличения.

На величину доходов по полученным процентам за кредит влияют два фактора: изменение средней суммы кредитов и изменение средней процентной ставки за кредит. В свою очередь, средние остатки по выданным кредитам зависят от объема ссудных активов, а средняя процентная ставка за кредит – от рыночной процентной ставки по кредитам и от структуры кредитного портфеля.

Процентные расходы банка зависят от того, каковы средние остатки по оплачиваемым депозитам и средние процентные ставки по депозитам. На среднюю процентную ставку по депозитам влияют рыночный уровень процентной ставки по депозитам и структура депозитной базы банка.

Таким образом, величина процентных доходов и расходов и их структура – очень важные оценочные показатели, характеризующие эффективность работы банка. Чем меньше расходы для получения единицы дохода, тем выше чистая процентная маржа и доходность банка.

Величина и изменчивость чистой процентной маржи зависит от объемов, структуры и процентных ставок активов и пассивов11. Предположив, что каждая из позиций доходов (R) однородна, можно легко рассчитать изменение объемов (V) и процентных ставок (r). Поскольку R=Vr, изменение дохода ∆R будет равно

∆R=∆rVср +∆Vrср.

Первое слагаемое (∆rVср) отражает изменение дохода, вызванное изменением процентной ставки, а второе (∆Vrср) – изменением объемов. Очевидно, что при формировании банковского портфеля необходимо стремиться к сокращению обоих слагаемых как компонентов нестабильности. Особое внимание при этом следует уделять однородным активам (обязательствам), характеризующимся большими объемами, так как изменение процентных ставок по данному типу активов приведут к резким изменениям доходов (расходов) банка.

Для оценки степени влияния чувствительных к изменениям процентных ставок активов и пассивов на размер процентной маржи используются два показателя. Первый – это отношение величины активов, чувствительных к изменениям процентных ставок, к величине пассивов, тоже чувствительных к изменениям процентных ставок. Этот коэффициент измеряет отношение между чувствительностью активов, приносящих процентный доход, и чувствительностью пассивов, по которым выплачивается процент. Стабилизировать процентную маржу можно путем поддержания этого коэффициента на уровне единицы. Если, допустим, ставка процента будет расти одинаково для активов и пассивов и при этом надо увеличить процентную маржу, то необходимо увеличить этот коэффициент. Если ставка процента снизится, то более низкий коэффициент улучшит показатель процентной маржи.

Второй показатель – это отношение активов с фиксированным процентным доходом. Если этот показатель близок к единице, то маржа банка будет удерживаться примерно на одном уровне для фиксированной части портфеля независимо от динамики ставки процента в ближайший период. Если ставка процента имеет тенденцию к снижению, то этот коэффициент необходимо увеличивать и, наоборот, уменьшать, если ожидается повышение ставки процента.

Анализ этих коэффициентов позволяет отслеживать динамику процентной маржи, что, в свою очередь, позволяет выявить резервы повышения доходности банка.

Управление беспроцентными доходами и расходами предполагает выбор и определение содержания банковских непроцентных услуг, принятие решения о методах начисления банковского тарифа за услуги, их себестоимости, разработку системы оплаты труда и т.п.

Для того чтобы выяснить, что повлияло на изменение прибыли банка (изменение доходности или операционных расходов), используется показатель доходности активов Да:

Да =

        (7)

Аналогично могут быть рассчитаны показатели доходности по отдельным  видам банковских операций как отношение дохода, полученного от данной активной операции за анализируемый период, к средним за указанный период остаткам по данному виду операции.

Сопоставление показателей доходности отдельных видов операций наиболее доходны из них. Сравнение удельных весов рассматриваемого вида актива в общем объеме активов, приносящих доход, и дохода, полученного от данного вида вложений, в общем объеме доходов банка выявить наиболее эффективный вид вложений и позволит определить эффективность структуры активов.

Полученные показатели доходности целесообразно также сопоставить с оценочными и рыночными. При этом значения ниже рекомендованных, а также тенденция снижения свидетельствуют о недостаточно высоком уровне качества актива.

Информация о работе Формирование и использование прибыли коммерческого банка