Формирование и использование муниципальных финансов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель, которая стояла при выполнении работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и использования муниципальных финансов, вскрыть основные проблемы муниципальных финансов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
• рассмотреть муниципальные финансы и их формирования;
• особенности формирования доходов местных бюджетов;
• анализ фактического исполнения местных бюджетов (доходная часть);
• проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.
• на практике рассмотреть местный бюджет Туймазинского района;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие муниципальных финансов 5
1.2 Особенности формирования муниципальных финансов 8
1.3 Использование муниципальных финансов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА. 14
2.1 Анализ состава, структуры и динамики доходов муниципального бюджета 14
2.2 Анализ состава, структуры и динамики расходов муниципального бюджета 19
2.3 Роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 22
3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансам.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Но в целом общая сумма расходов возросла на 1 января 2012 года по сравнению с 1 октябрем 2011  года на 37,29%, что является негативной тенденцией, так как потребность в финансовых средствах социальной сферы МО существенно выше фактического финансирования.

2.3 РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ  СТРАНЫ.

Необходимость использования  финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованьями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление  им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и  использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач  социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.[8]

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении2.

Она представляет собой  осуществление функции, по планомерному образованию (формированию), распределению  и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана  общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных  образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые  действуют в названных выше общих  направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов'. Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Разнообразие функций  обусловлено многозвенностью финансовой системы, своеобразием ее звеньев. В  связи с этим государство и  муниципальные образования осуществляют деятельность по созданию, распределению  и использованию разнообразных  видов денежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий'. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.[13]

Сделав анализ бюджета Туймазинского района, можно сделать вывод, что бюджет является дефицитным и необходимы меры по улучшению финансирования муниципалитета.

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

«Перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России»» определяется остротой вопроса о том, как будет развиваться социально-экономическая ситуация в России. Ответ на него во многом зависит и от политики государства, так как одним из главных факторов обеспечения финансовой стабильности и макроэкономического роста является эффективное развитие государственных и муниципальных финансов.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно  актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

В этой связи требуют  серьезного анализа про водимые  органами государственной власти РФ реформы в области социальной зашиты и социального обеспечения граждан, в частности, монетизация льгот отдельным категориям граждан, оплата взносов по системе обязательного медицинскою страхования граждан и др.[11]

Государственная социальная политика является неотъемлемым атрибутом современной рыночной экономики. Социальная стабильность выступает необходимым условием экономического развития; государство может сглаживать те негативные социальные последствия, которые присущи рынку (безработица, вынужденная миграция, обесценение реальных доходов и др.), в целях предотвращения социальных конфликтов и напряженности в обществе.

К сожалению, в последние  годы в России сложились негативные тенденции сокращения рождаемости  и продолжительности жизни граждан, не удается преодолеть низкий уровень жизни населения и т.д. С переходом на рыночные основы хозяйствования, появлением различных форм собственности, формированием рынка труда существенно изменились и прежние представления о механизме социальной защиты граждан. В этой связи встала задача корректировки механизма реализации социальных гарантий населению, установленных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

В рамках проводимых в  настоящее время реформ признается, что государство может гарантировать предоставление лишь минимального перечня и объема услуг населению РФ, а материальные и нематериальные услуги сверх данного минимума граждане могут получать на платной основе, в зависимости от своих материальных возможностей. В этих условиях необходимо четко определить этот минимум социальной гарантии, который предоставляется за счет финансовых ресурсов государству, а также разработать и создать новые механизмы социальной защиты граждан.

Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью  муниципальных финансов, которые  являются источником финансирования мероприятий  по социальной защите граждан РФ. Кроме  того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогооблажения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и мировой опыт.

Совершенствование финансового механизма социальной защиты населения требует осуществления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы социальной помощи, обеспечение адресности при ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать принцип социальной справедливости, но и повысить эффективность муниципальных расходов на социальную поддержку граждан РФ.

Актуальность проблемы разработки научно обоснованных основ  функционирования муниципальных финансов, совершенствования нормативно-правовой базы их организации предопределяются также зависимостью российской экономики от мировой конъюнктуры цен, отраслевыми и территориальными диспропорциями, существующими в РФ.

По мере развития рыночного  хозяйства в России возникают  и обостряются социально-экономические  проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Отраслевые кризисы, безработица, нарушения в денежном обращении, обострение конкуренции на мировых рынках требуют государственного финансового вмешательства. Государственное регулирование способно поддержать социально-экономическую стабильность современной системы рыночной экономики с ее сложными связями и тесной взаимозависимостью отдельных сфер.[6]

Особое место государственное  финансовое регулирование занимает в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, играя не только регулирующую, но и системообразующую роль. Преобразование отраслевой и региональной структур, создание нового народнохозяйственного комплекса, соответствующего российской специфике и требованиям рыночной экономики, вхождение в мировое сообщество невозможно без последовательного и целенаправленного регулирования со стороны государства. При этом большое значение придается развитию системы налогообложения, построению налоговой системы, адекватной требованиям развития национальной экономики.

Наиболее актуальные проблемы современного этапа развития налоговых систем стран с рыночной экономикой состоят в следующем:

1) налоговые системы  сложны для налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к росту расходов на налоговое администрирование и расширению масштабов уклонения от уплаты налогов;

2) законодательно установленные  высокие ставки налогов отрицательно  влияют на процесс принятия  экономических решений;

3) налогообложение заставляет компании инвестировать средства и изменять структуру баланса не по экономическим, а по налоговым причинам;

4) финансирование инвестиций  осуществляется за счет заемных, а не собственных средств.

Ограниченность возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию факторов производства, природных ресурсов в том числе, делают настоятельной необходимость решения этих проблем и в России.[15]

Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных финансов. Кроме того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогообложения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и мировой опыт.

Совершенствование финансового  механизма социальной защиты населения  требует осуществления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы социальной помощи, обеспечение адресности при ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать принцип социальной справедливости, но и повысить эффективность государственных и муниципальных расходов на социальную поддержку граждан РФ.

Кроме того, объективной  необходимостью является оценка долгосрочных последствий проведения реформ в бюджетно-налоговой сфере как сточки зрения повышения эффективности механизмов формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, так и с позиции их влияния на национальную экономику. Следует обеспечить непротиворечивость целей реформы в сфере государственных и муниципальных финансов, теоретических концептуальных подходов к ее проведению и мероприятий по ее реализации.

Однако, несмотря на актуальность, данные проблемы не находят должного отражения в научных исследованиях и публикациях. В результате отсутствует теоретическое обоснование мер по обеспечению финансовой стабильности и бюджетной устойчивости в Российской Федерации, что отрицательно сказывается на качестве принимаемого финансово-бюджетного законодательства, снижает эффективность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов.

В этой связи все большее  значение приобретают разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию управления государственными и муниципальными финансами, повышению эффективности государственного финансового воздействия на социально-экономические процессы в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

Для решения данной задачи необходимо разрабатывать и широко обсуждать перспективы развития муниципальных финансов, оценивать их соответствие современным требованиям развития Российской Федерации, обоснованность выбора направлений и механизмов государственного финансового регулирования социально-экономических процессов в условиях проведения широкомасштабных реформ в нашей стране и высокого уровня ее зависимости от внешних факторов.

К сожалению, реальные мероприятия, в том числе в области уточнения  финансово-бюджетного законодательства, говорят о существенном расхождении между целью финансовой политики - обеспечением устойчивого макроэкономического роста и стабильности - и мероприятиями по ее реализации.[9]

Следовательно, можно  повезти итог, что проблемы в формировании и использование муниципальных финансов существуют, но государство не в полной мере решает эти проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эффективного формирования муниципальных финансов очевидна. Обеспеченность муниципалитетов  местными финансовыми ресурсами напрямую зависит от развитости межбюджетных отношений, которые в настоящее время несовершенны и не решают многих текущих проблем местного самоуправления. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации, наличие значительных встречных финансовых потоков между бюджетами всех уровней, огромный дефицит местных бюджетов – все это лишает органы местного самоуправления возможности решать жизненно важные для населения проблемы. Как известно, в настоящее время в системе межбюджетных отношений доминируют регулирующие налоги, в то время как доля закрепленных за муниципальными образованиями налоговых поступлений остается весьма низкой и не отвечает даже их минимальным потребностям. Доля собственных налоговых доходов местных бюджетов в среднем по стране покрывает менее 15% расходных потребностей местных бюджетов. Такое состояние бюджетного регулирования приводит к дотационности даже многих ранее сбалансированных и бездотационных местных бюджетов. В связи с этим на сегодняшний день около 95% муниципальных образований являются дотационными.

Информация о работе Формирование и использование муниципальных финансов в РФ