Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является Фонд социальной защиты населения. Цель исследования: рассмотрение сущности понятия социальной защиты и основных ее институтов. Используемые методы исследования: статистический, аналитический, сравнительный. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
изучена сущность Фонда социальной защиты населения, его поставленные задачи и функции; выявлены источники образования фонда социальной защиты населения; изучена характеристика использования средств фонда социальной защиты населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
1 Фонд социальной защиты населения: сущность и значение, задачи и функции………………………………………………………………………………7
2 Источники образования фонда социальной защиты населения……………....22
3 Направления использование средств фонда социальной защиты населения...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

1 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

- оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

- выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

- финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

- финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

- финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

- финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

 

Данные средства могут  направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств  государственного социального страхования.

Помимо этого выплачиваются  пенсии гражданам, выезжающим за пределы  республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы  на оздоровление трудящихся, повышение  социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и  ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессивных исков.

Пенсионное обеспечение  в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.

В целях усиления взаимосвязи  пенсий и пособий с результатами труда, усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой  страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован законом Республики Беларусь от 6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.

Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов  вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается  индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под  номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН. Реформа объединила интересы работников, работодателей и ФСЗН.

Государственный фонд содействия занятости является государственным  целевым бюджетным фондом, предназначенным  для страхования от безработицы  и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Его создание, а также порядок формирования и использования денежных средств регламентированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О Государственном фонде содействия занятости» от 15.05.1998 г. №759 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2003 г. №1261) и Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности государственной службы занятости населения» от 13.01.2003 г. №50.[1. с. 219].

Распорядителями средств  фонда являются: республиканской  части — Министерство труда и  социальной защиты; областных —  управления областных служб занятости  населения; городских и районных — городские (региональные) и районные центры занятости населения; Минска — Минский городской центр  занятости населения.

Цели, на которые расходуются  средства фонда, имеют отличия, обусловленные  статусом распорядителя. Для республиканской  части это:

  • проектирование информационно-вычислительной системы государственной службы занятости; приобретение программно-технических средств, оборудования и общесистемного программного обеспечения для ее создания и обеспечения функционирования; разработка и сопровождение прикладного программного обеспечения; организация общереспубликанских телекоммуникационных каналов связи;
  • информационное обеспечение деятельности органов государственной службы занятости;
  • проведение республиканских конференций, семинаров, совещаний;
  • обеспечение международного сотрудничества в решении проблем занятости населения;
  • формирование резерва фонда занятости, предназначенного для финансирования непредвиденных ситуаций на рынке труда;
  • аккумулирование средств, направляемых на финансирование мероприятий по социальной поддержке молодежи.

Средства  областных частей и часть фонда Минска используются для финансирования следующих мероприятий:

по социальной поддержке безработных и незанятого населения;

  • профориентации, профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных;
  • поддержке работодателей в деле сохранения и создания новых рабочих мест;
  • стимулированию трудовой инициативы граждан, обеспечению постоянной и временной занятости населения;
  • повышению квалификации работников государственной службы занятости;
  • развитию материально-технической базы, эксплуатации информационной вычислительной службы занятости.

Средства городских и  районных частей фонда предназначены  для содержания региональных, городских  и районных органов государственной  службы занятости.

Оплата расходов республиканской  части фонда производится Министерством  финансов, областных и Минска —  областными и минским городским  финансовыми управлениями через территориальные органы государственного казначейства.

Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления платежей в фонд осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его органами на местах. Контроль за расходованием средств фонда по целевому назначению возложен на Министерство финансов страны, местные финансовые органы. [1. с. 220-221].

Расходы бюджета Фонда в 2010 году составили 18300,9 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 14873,8 млрд. руб. (81,3 %), на выплату пособий – 3060,3 млрд. руб. (16,8 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 112,0 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 134,8 млрд. руб., что на 9,0 % больше чем в 2009 году.

За счет средств государственного социального страхования  назначено 9,5 млн. пособий (в 2009 году – 9,6 млн.). Расходы  на их выплату составили 3060,3 млрд. руб. (на 21,6 % больше, чем в 2009 году).

Преобладало количество пособий  по временной нетрудоспособности (3,9 млн. пособий). Расходы на их выплату   составили 1209,4 млрд. руб. (39,5 % от общей  суммы расходов на выплату пособий), что на 4,3 процентных пункта меньше, чем в 2009 году.

Выплата пособий работающим гражданам, в основном, обеспечивалась плательщиками в счет начисленных  страховых взносов. Вместе с тем, с заявками о финансировании пособий  в случае превышения сумм начисленных  пособий над суммами начисленных  страховых взносов и в связи  с несвоевременной выплатой заработной платы в органы Фонда обратилось 4383 плательщика. По сравнению с 2009 годом их количество увеличилось на 2,2 %. Больше всего таких обращений поступило в Брестское областное управление Фонда (от 864 плательщиков), меньше всего – в Минское  областное управление Фонда (от 508 плательщиков). Подавляющее число обратившихся за финансированием плательщиков – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год не более 15 человек. Передача с 2011 года органам по труду, занятости и социальной защите функций по выплате семейных пособий лицам, занятым у таких работодателей, позволит в значительной мере решить имеющиеся проблемы выплаты пособий.

По республике на 1,6 % снижен показатель временной нетрудоспособности на 100 работающих (в 2009 году отмечался его рост на 11,7 %). Самый высокий уровень заболеваемости с временной нетрудоспособностью в Витебской области (821,5 дня), самый низкий – в Минской области (692,9 дня). В Могилевской и Витебской областях он увеличился. [4].

Таким образом, можно сделать  вывод  о том, что средства ФСЗН имеют целевую направленность и  расходуются на выплату пенсий, пособий  по государственному социальному страхованию, финансирование выплат на санаторно-курортное  лечение и оздоровление, финансирование деятельности Фонда и другие расходы.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. №XII на базе пенсионного фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993 г., являясь самостоятельной финансово—кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г.  его денежные средства вошли в состав бюджета.

Важнейшая экономическая  функция социального страхования  заключается в создании необходимых  условий для воспроизводства  трудовых ресурсов. Система социального  страхования – одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания  политической стабильности.

Таким образом, посредством  социального страхования общество решает следующие задачи:

- формирует денежные  форды, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных и лиц, не  участвующих в трудовом процессе;

- обеспечивает необходимое  количество и структуру воспроизводства  трудовых ресурсов;

- сокращает разрыв в  уровне материального обеспечения  работающих и неработающих членов  общества;

- добивается повышения  жизненного уровня различных  социальных групп населения, не  вовлеченных в трудовой процесс. 

Средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь образуются:

  • за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • поступлений от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
  • доходов от капитализации средств Фонда;
  • поступлений сумм доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, которые приобретаются за счет средств государственного социального страхования;
  • поступлений экономических санкций и административных штрафов, налагаемых органами Фонда;
  • добровольных пожертвований юридических и физических лиц;

других поступлений.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные  законодательством о государственном  социальном страховании, и зачисляются  на единый казначейский счет Министерства финансов.

Фонд социальной защиты населения является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения. Уплата страховых взносов в ФСЗН, начисленных на все виды выплат, носит обязательный характер.

Средства фонда используют только на целевое финансирование выплат, установленных законодательством  республики о государственном социальном страховании.

Бюджет ФСЗН на очередной  финансовый год составляется центральным  аппаратом фонда, рассматривается  Правлением ФСЗН и вносится в установленном  порядке в Совет Министров  на утверждение. Основной статьей расходов бюджета ФСЗН являются расходы на выплату пенсий пенсионерам. Доля этого  направления расходов составляет 72-75%.

Как в 2008-2009 гг., так и в 2010 г. бюджеты ФСЗН были утверждены с превышением доходов над расходами.  

 Бюджет Фонда за 2010 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов бюджета Фонда в ВВП составил 12 %, а расходов – 11,2 %.

Поступления в бюджет Фонда  за 2010 год составили 19582,9 млрд. руб. (102,9 % плана) из которых  страховые взносы предприятий – 18941,0 млрд. руб. (96,7 % общих  поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 69,4 млрд. руб. (0,36 % общих поступлений).

Остатки средств на конец 2010 года составили 6960,0 млрд. руб.(4,3 % ВВП) или 470,2 % месячной потребности на финансирование выплат пенсий января 2011 года (остатки на начало 2010  года – 5678,0 млрд. руб.).

В результате размещения временно свободных финансовых средств в депозиты банков получено доходов в сумме 293,8 млрд. руб. (в 2009 г. – 336,6 млрд. руб.). Уменьшение суммы дохода связано со снижением среднегодовой ставки рефинансирования до  11,8 % вместо 13,9 %. По состоянию на 01.01.2011 в депозитах банков находилось 2405,0 млрд. руб.

Расходы бюджета Фонда  составили 18300,9 млрд. руб., из которых  на финансирование выплат пенсий направлено 14873,8 млрд. руб. (81,3 %), на выплату пособий  – 3060,3 млрд. руб. (16,8 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения направлено 112,0 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 134,8 млрд. руб., что на 9,0 % больше чем в 2009 году.

В 2010, как и в предыдущие годы, Фонд работал в режиме строжайшей экономии средств на содержание органов  Фонда. Смета расходов за год исполнена  в сумме 72,7 млрд. руб. или 81,8 % к плану. Удельный вес этих расходов составил 0,39 %  от общих расходов бюджета (в 2009 году – 0,47 %).

Информация о работе Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования