Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является Фонд социальной защиты населения. Цель исследования: рассмотрение сущности понятия социальной защиты и основных ее институтов. Используемые методы исследования: статистический, аналитический, сравнительный. В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
изучена сущность Фонда социальной защиты населения, его поставленные задачи и функции; выявлены источники образования фонда социальной защиты населения; изучена характеристика использования средств фонда социальной защиты населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
1 Фонд социальной защиты населения: сущность и значение, задачи и функции………………………………………………………………………………7
2 Источники образования фонда социальной защиты населения……………....22
3 Направления использование средств фонда социальной защиты населения...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

1 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 74.62 Кб (Скачать файл)

В качестве объекта социального  страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность людей.

Регулирование социального  страхования осуществляется законодательными актами Республики Беларусь, которые  предусматривают конкретные условия, размеры и порядок организации  социального страхования по каждому  страховому случаю.

 Выплата пособий по  социальному страхованию, пенсий  и других выплат осуществляется  за счет специальных фондов, образуемых  из обязательных и добровольных  взносов работодателей и работников, а также дотаций из государственного  бюджета. 

К таким фондам относится  Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

В Беларуси система социального страхования существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства. В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах" и в составе Наркомата социального обеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам[4].

Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка  вызвала изменения в организации  и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 "Об организации пенсионного  Фонда СССР" и №827 "О совершенствовании  порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с  этим Советом Министров Белорусской  ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 "Об образовании Фонда  социального страхования Белорусской  ССР". В 1991 году Советом Министров  Республики Беларусь принято Постановление  от 20 декабря 1991 года №481 "Об организации  Пенсионного Фонда Республики Беларусь". Состав Правления Пенсионного Фонда  утвержден Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов  в пенсионную систему республики.

В целях совершенствования  системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда  Республики Беларусь и Фонда социального  страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального  страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его  присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь.

В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным  внебюджетным страховым фондам[6] и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках. Имущество закрепляется за Фондом социальной защиты населения на праве оперативного управления. В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь.

В структуру Фонда входят:

·    центральный  аппарат;

·    6 областных и Минское городское управления;

·    Обеспечение  деятельности Фонда производится в  пределах средств на его содержание, утвержденных Советом Министров  Республики Беларусь.

Органом управления Фонда  социальной защиты населения является его правление. В состав правления  входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, а также представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального  банка, объединений нанимателей  и профсоюзов. Количественный и персональный состав правления утверждается Советом  Министров Республики Беларусь.

Главными задачами Фонда  социальной защиты населения являются:

1. сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

2. финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

3.организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

4.осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда социальной защиты населения на основе принципа самофинансирования;

5.проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда социальной защиты населения;

6.сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда социальной защиты населения.

В соответствии с положением о фонде социальной защиты населения  министерства труда и социальной защиты республики Беларусь на ФСЗН возложены следующие задачи:

 - организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

- осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;

- финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

- организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

- финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

- размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

- осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

- разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

- назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

-осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

- контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

- осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

- сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

- в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

- осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

- создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

- в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;

- в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;

- проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;

- в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

 

- подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

- дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

- осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

- рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

- обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

-осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.                                         Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач:

1.   осуществляет сбор, аккумулирование средств государственного  социального страхования и управление  ими;

2.   осуществляет финансирование  предусмотренных законодательством  выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат по  государственному социальному страхованию; 

3.   обеспечивает финансирование  расходов на санаторно-курортное  лечение и оздоровление населения  республики;

4.   готовит предложения  о тарифах страховых взносов  и вносит их через Министерство  труда и социальной защиты  на рассмотрение Совета Министров  Республики Беларусь для дальнейшего  представления в Национальное  собрание Республики Беларусь;

5.   осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;

6.   руководит работой  городских, районных и районных  в городах отделов и оказывает  им необходимую методическую  помощь;

7.   осуществляет контроль  за своевременным и полным  поступлением страховых взносов,  согласно действующему законодательству  принимает соответствующие меры  к страхователям, нарушающим порядок  уплаты этих взносов;

8.   сотрудничает с  международными организациями по  вопросам, относящимся к его компетенции,  участвует в разработке и реализации  в установленном порядке международных  договоров Республики Беларусь  по вопросам государственного  социального страхования[7].

Таким образом, можно сделать  вывод, что Фонд социальной защиты населения  Республики Беларусь представляет собой  государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения  финансовых ресурсов государства, предприятий  и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан  в старости, в случае полной или  частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

Основные задачи ФСЗН  на 2011 год:

1. Обеспечение своевременности  и полноты поступления  обязательных  страховых взносов, взносов на  профессиональное пенсионное страхование  и иных платежей  в Фонд,  снижения просроченной задолженности,  соблюдения субъектами хозяйствования  норм указов Президента Республики  Беларусь о предоставлении государственной  поддержки.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования