Фонд социального страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3
1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………….6
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования…………14
2.1 Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ……....14
2.2 Структура доходов и структура расходов фонда социального страхования РФ на 2012, 2013 годах и на плановый период 2013, 2014 и 2015 годов……….15
3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ в 2014 - 2016 годах…………………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

финансы переделка.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Реализация указанных  мероприятий будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном  бюджете.

Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.

Основные направления  использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации представлены в таблице №3.

 

Таблица №3

 Межбюджетные трансферты  бюджету Пенсионного фонда Российской  Федерации, млрд. рублей

 

2012 год, (закон с учетом  изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

Проект

% к предыдущему   году

проект

% к предыдущему   году

проект

% к предыдущему   году

Всего

2 850,2

2 923,0

102,6

2 985,3

102,1

3 161,2

105,9

в том числе:

             

Пенсионное  обеспечение:

2 245,2

2 330,7

103,8

2 379,4

102,1

2 522,2

106,0

Покрытие дефицита бюджета

1 033,1

1 009,9

97,8

861,6

85,3

897,6

104,2

Валоризация пенсионных прав граждан

566,5

621,3

109,7

688,4

110,8

763,3

110,9

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

291,3

315,0

108,1

351,2

111,5

369,5

105,2

Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением  пониженных тарифов страховых взносов

304,4

330,1

108,4

422,7

128,1

437,9

103,6

Федеральная социальная доплата к пенсии

38,5

40,0

103,9

40,5

101,3

38,7

95,6

Возмещение расходов по нестраховым периодам

3,6

4,1

113,9

4,7

114,6

4,9

104,3

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

7,5

10,0

133,3

10,0

100,0

10,0

100,0

Выплата социального  пособия на погребение

0,3

0,3

100,0

0,3

100,0

0,3

100,0

Администрируемые  расходы:

604,9

592,3

97,9

605,9

102,3

639,0

105,5

Осуществление ежемесячной  денежной выплаты

377,5

373,5

98,9

393,0

105,2

414,4

105,4

Предоставление материнского (семейного) капитала

162,7

155,5

95,6

163,1

104,9

172,1

105,5

Осуществление компенсационных  выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами

44,0

43,8

99,5

30,7

70,1

33,2

108,1

Дополнительное ежемесячное  материальное обеспечение некоторым  категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ

8,9

8,0

90,3

7,2

90,0

7,0

97,2

Иные социальные выплаты

11,9

11,5

97,0

11,9

103,5

12,3

103,4


 

В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования  и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного  страхования в долгосрочной перспективе  должна быть проведена работа по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы.

Начиная с 2013 года бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые до 2013 года на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, будут передаваться в бюджет Фонда в форме межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда.

Названный межбюджетный трансферт на сбалансированность бюджета  Фонда будет отражаться в его  доходах.  При этом утвержденный размер дефицита бюджета Фонда будет покрываться, в том числе, за счет собственных источников и переходящих остатков.

В соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2011 году был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от всех сумм выплат и иных вознаграждений  работникам, не превышающих 463 тыс. рублей в год, при совокупном тарифе страховых взносов на все виды обязательного социального страхования – 34 процента с сохранением льготного переходного периода (до 2019/2027 гг.), в течение которого для отдельных категорий страхователей предусмотрено установление пониженного тарифа страхового взноса.

В то же время на 2012 – 2013 годы для большинства плательщиков тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижен с 34% до 30% и установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20 процентов.

При формировании предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 – 2015 годы тариф страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды для большинства плательщиков сохранен на уровне 30% и 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Одновременно в 2013 году будет выработан подход к определению тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Компенсация выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджеты этих фондов.

В целях решения демографических  проблем и укрепления системы  социальной защиты материнства и  детства значительное внимание уделяется  социальной поддержке семей с  детьми.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и  устанавливается федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год и на плановый период.

При этом, учитывая длительный характер реализации данного мероприятия, в 2013 – 2015 годах не ожидается значительного роста количества обращений граждан с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2013 – 2015 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом индексации размеров пособий и социальных выплат и численности граждан, имеющих право на получение соответствующих пособий и социальных выплат.

 Основные направления  использования межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, передаваемых  бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации представлены в таблице №4:

 

Таблица №4 

Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации

 

2012 год (закон с учетом  изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

проект

% к предыдущему   году

проект

% к предыдущему   году

проект

% к предыдущему   году

 

Всего

177,7

69,7

39,2

75,6

108,5

72,3

95,6

в том числе:

             

Покрытие дефицита бюджета  Фонда

84,5

33,5

39,6

57,3

171,0

58,1

101,4

Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи  с установлением пониженных тарифов  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков

22,5

23,6

104,9

5,6

23,7

1,5

26,8

Администрируемые  расходы:

70,7

12,6

17,9

12,7

100,8

12,7

99,8

Выплата пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию

52,3

*

*

*

*

*

*

Обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации

9,0

9,0

100,0

9,0

100,0

9,0

100,0

Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату  пособий при рождении ребенка  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию

6,0

*

*

*

*

*

*

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации

1,9

1,7

89,4

1,6

94,1

1,6

100,0

Иные

1,5

1,9

128,0

2,1

110,4

2,1

99,0


* Бюджетные ассигнования  на указанные цели будут учтены  в предельных объемах бюджетных  ассигнований, предусмотренных Министерству  труда и социальной защиты Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ в 2014 - 2016 годах

Один из наиболее крупных  итогов реформирования в 2014 - 2016 годах социальной сферы страны состоит в формировании рыночных механизмов социального страхования.

Это положительный и  закономерный процесс. Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции становления  системы социального страхования в России за последние 20 лет, необходимо признать и многочисленные «откаты» назад. Так, например, введение единого социального налога, который оказался «чужеродным телом» для социального страхования, привело к сокращению ресурсной базы. Как недостаточно обдуманные решения можно охарактеризовать и ликвидацию Государственного фонда занятости, сокращение программ оздоровления работников и членов их семей, различия в уровне страхового возмещения на случай временной нетрудоспособности в зависимости от применяемых налоговых режимов.

Вопрос финансового  обеспечения государственных внебюджетных фондов и их финансовой устойчивости со всей очевидностью становится наиболее актуальной проблемой в повестке дня социальной политики страны. Для специалистов и политиков это не новость. Хорошо известно, что снижение максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти в 317 млрд. рублей.

Часть выпадающих доходов  будет возмещена за счет федерального бюджета по статье «Стабилизационный фонд», но эта компенсирующая мера касается только Пенсионного фонда России и то только в 2005 году. Практически не решен вопрос финансовой устойчивости и выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

Неблагоприятные социальные последствия складывающейся ситуации очевидны в 2014 - 2016 годах - это существенное снижение уровня социальной защиты застрахованных. Крайне тревожным фактом является снижение покупательной способности пенсий и пособий по временной утрате трудоспособности, сокращение возможности исполнения мероприятий Базовой программы медицинского страхования и программ оздоровления работников и членов их семей.

Другими словами: сокращение ЕСН на деле представляет сокращение программ развития социального страхования, что нелогично для Российской Федерации - страны, в которой провозглашено в качестве государственной задачи становление рыночной экономики и социально ориентированного государства [9].

Таким образом, снижение размера ЕСН и введение системы дотаций с целью возмещения выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в средне - и долгосрочной перспективе может иметь ряд серьезных неблагоприятных социально-экономических последствий.

Во-первых, за счет федерального и регионального бюджетов потребуется изыскать достаточно существенные дополнительные ресурсы для поддержания сложившегося уровня пенсионного страхования, осуществления программ оздоровления работников и членов их семей, реализации мероприятий Базовой программы медицинской помощи [9].

Во-вторых, снижение размера  ЕСН приведет к ослаблению связи  между размерами страхового возмещения и платежей, будет действовать  отрицательно на мотивацию страхователей и застрахованных осуществлять платежи со всего объема заработной платы. В этой связи снижение ставки ЕСН представляется малоэффективной мерой налоговой политики, что приведет уже к необходимости корректировать этот контрпродуктивный шаг [9].

Вопросы законодательного обеспечения социальной защиты являются предметом пристального внимания Совета Федерации и профильного Комитета Совета Федерации по социальной политике. В центре внимания Комитета находятся вопросы формирования сбалансированных бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. С этой целью, начиная с 1999 года, ежегодно Комитет принимает непосредственное участие в работе над проектами бюджетов данных фондов, направляет свои замечания и поправки в профильные комитеты Государственной Думы, активно участвует в работе трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений [9].

Особенно много внимания уделяет Комитет Совета Федерации  по социальной политике выработке приоритетов  и стратегических ориентиров развития социального страхования как целостной системы, которая призвана стать базовой в системе социальной защиты и социальной политики. Эту позицию Комитет Совета Федерации по социальной политике отстаивал в ходе работы над проектом федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (данный Федеральный закон был подписан Президентом Российской Федерации 16 июля 1999 года).

Уже стали традиционными  проводимые Комитетом Совета Федерации  по социальной политике «круглые столы», посвященные проблемам формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов [9].

Оценки и рекомендации, выработанные на этих «круглых столах», требуют принятия со стороны Правительства  Российской Федерации оперативных  и безотлагательных мер по исправлению  кризисной ситуации в системе социального страхования страны. Так, для предотвращения разрастания неблагоприятных явлений в среднесрочной перспективе потребуется изыскать дополнительные источники страхового возмещения по обязательному социальному страхованию и сформировать соответствующую законодательную базу. Она должна содержать механизмы финансового обеспечения социального страхования, которые бы позволяли выплачивать пенсии и пособия, достаточные для достойной жизни пенсионеров и инвалидов, оказывать качественную медицинскую помощь застрахованным, а также обеспечивать проведение активной политики по трудоустройству безработных на рынке труда.

Информация о работе Фонд социального страхования в РФ