Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;
- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;
- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…………………………….3
Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5
1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5
1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………15
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального
страхования РФ………………………………………………..…………….................................21
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 1.89 Мб (Скачать файл)

- за Фондом социального страхования РФ закрепляются функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- контроль за их уплатой и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения осуществляется Фондом социального страхования РФ.[11, с.317]

Переход с 2010 года на уплату страховых взносов в Фонд социального  страхования Российской Федерации  не повлечет какой-либо дополнительной нагрузки на работодателей. Сохранен тариф  страховых взносов в Фонд – 2,9% (ставка ЕСН в текущем году также  равна 2,9%). Таким образом тариф страховых взносов во внебюджетные фонды на 2012-2013 года составит 30 процентов.

 При этом также установлено, что с сумм превышающую предельную величину базы для  начисления  страховых взносов (512 тысяч рублей) 10% необходимо уплатить в Пенсионный фонд. (см. Приложение 3)

Для отдельных категорий  страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и др.) на переходный период 2010 – 2014 годов установлены пониженные тарифы страховых взносов. (см. Приложение 4)

При этом законодательством  вводится предельная сумма, на которые  начисляются страховые взносы, - 415 000 рублей в год. На доход работника  свыше этой суммы страховые взносы в Фонд начисляться не будут.

С 2011 года  Фонд социального страхования РФ не только продолжает выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам, но и будет осуществлять контроль за уплатой страхователями в бюджет Фонда страховых взносов.

В рамках этих новых правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов установлена и ответственность работодателей за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд. Например, за неуплату или неполную уплату работодателем страховых взносов в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам.

Соответственно, повышена также  ответственность Фонда перед  страхователями, к примеру, за излишнее взыскание с работодателя страховых  взносов, пеней и штрафов Фонд выплачивает страхователю проценты на сумму излишне взысканных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.

В бюджет ФСС России подлежат зачислению следующие виды доходов:

  1. налоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование;

- взносы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%; единого налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%; минимального единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4%;

2) неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС России; доходы размещения временно свободных средств ФСС России; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления; межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС России; прочие поступления.

Расходы бюджета ФСС России непосредственно зависят от структуры системы социального страхования, которая включает в себя следующие элементы:

  1. социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти;
  2. социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. социальное обеспечение отдельных категорий граждан.

Основной объем расходов этого фонда составляют выплаты  различного рода пособий и страховые  выплаты по видам социального  страхования (около 90%). Кроме того, за счет средств фонда возмещаются (полностью или частично) расходы работников, детей и определенных социальных групп населения на санаторно-курортное лечение и реабилитацию, содержатся детские и юношеские спортивные школы, осуществляются затраты на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда. Учитывая вышесказанное, расходы бюджета ФСС России можно условно сгруппировать по их функциональному признаку:

1) выплата пособий и расходы по социальному страхованию на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти:

• пособий по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи,

• пособий по беременности и родам,

• пособий при постановке на учет при ранних сроках беременности,

• пособий при рождении ребенка,

• пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,

• пособий на погребение,

• расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

2) выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

• пособий по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания,

• единовременных пособий,

• ежемесячных пособий,

• оплата санитарно-курортного лечения, дополнительного ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией;

3) расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов):

• оплата льгот при выплате пособий и санитарно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны,

• содержание детских и юношеских спортивных школ,

• расходы на родовспоможение;

4) расходы на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;

5) прочие расходы.

Пособия по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания  или ухода за больным членом семьи  составляют наибольший удельный вес  в расходах ФСС России — около 56%. Их размер зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причин заболевания и трудового  стажа. Пособия выплачиваются на основании больничных листов.

Из ФСС России выплачивается  ряд пособий по беременности, родам  и на детей (их доля — около 16%), включающих: пособия по беременности и родам (их размер устанавливается в зависимости  от среднемесячной заработной платы  застрахованного лица за прошедший  год, срока отпуска по беременности и родам); единовременные пособия  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях на раннем сроке беременности, единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия  по уходу за ребенком до полутора лет (их размеры устанавливаются законодательством  в абсолютных суммах). В последние годы Правительством РФ проводится политика увеличения размеров названных пособий, что способствует росту рождаемости, наметившемуся в современной России. К этой же категории расходов ФСС России, также преследующих названную цель, но в рамках социального обеспечения, можно отнести расходы на родовспоможение. Для получения такой помощи женщины должны получить родовые сертификаты.

Пособия на погребение незначительны  по своему удельному весу в общих  расходах фонда (до 1%) и представляют собой разовые страховые выплаты, устанавливаемые законодательно в  абсолютной сумме (с 1 января 2009 г. они  увеличены с 1 тыс. руб. до 4 тыс. руб.).

Пособия и расходы по социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний составляют примерно 18% общего объема расходов ФСС России.

Названные пособия и расходы  финансируются преимущественно  за счет специальных страховых взносов  и направлены на компенсацию потери заработной платы и других доходов  по причине временной или постоянной нетрудоспособности в результате производственной травмы, профессионального заболевания  и потери кормильца, произошедших по вине работодателя, а также на проведение медицинских и социальных профилактических мероприятий по снижению уровня профессиональных заболеваний и производственного  травматизма. К такого рода пособиям относятся: пособия по временной нетрудоспособности, размер которых не зависит от трудового стажа и предполагает полное возмещение потерянного дохода (заработной платы); единовременные и ежемесячные пособия (страховые выплаты), которые дифференцируются в зависимости от степени утраты трудоспособности (временная или постоянная утрата, степень травматизма и т.д.). Ежемесячные страховые выплаты, а также расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию занимают наиболее значимое место в составе расходов по профессиональному социальному страхованию — 13 и 2,5% соответственно.

Расходы на санаторно-курортное  лечение осуществляются как по линии  социального страхования работников, членов их семей и работников в  связи с профессиональной реабилитацией, так и по линии социального  обеспечения лиц, пострадавших в  результате радиационных катастроф, и  ветеранов Великой Отечественной  войны. В последние годы существенно  сокращены расходы на санаторно-курортное  лечение работников, не связанное  с профессиональной реабилитацией, но увеличиваются расходы на оздоровление детей (7,5% общих расходов фонда) и  оплату путевок участникам Великой  Отечественной войны. Возмещение расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей осуществляется по решению комиссии, создаваемой на предприятии. Работникам могут выдаваться на льготных условиях путевки в санатории, профилактории, оздоровительные лагеря, в том числе на детей.

Расходы на содержание детских  и юношеских спортивных школ минимальны и не набирают даже 1% всех расходов фонда. Этому важному направлению  оздоровления подрастающего поколения  уделяется, к сожалению, очень мало внимания.

Расходы на содержание аппарата управления, материально-техническое  обеспечение деятельности ФСС России и прочие его расходы близки по своему содержанию с аналогичными расходами  ПФР и составляют не более 2%.

 

2.2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФСС РФ.

Динамика доходов и  расходов Фонда социального страхования  Российской Федерации в период с 2004 по 2010 гг. показана на рисунке 1. В 2010 году доходы и расходы ФСС заметно увеличились по сравнению с предыдущими годами.

Рисунок 1.

Проведем анализ структуры  доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов» приведенных  в таблице 1:

Таблица 1.

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов:

Характеристика

2011 год, тыс. руб

2012 год, тыс. руб

2013 год, тыс. руб

1

2

3

4

общий объем доходов бюджета

458 819 504,7

500 984 772,1

552 573 636,4

в том числе:

     

за счет межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета

64 512 740,7

87 250 650,3

94 973 882,5

из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

 

 

18 000 000,0

 

 

19 000 000,0

 

 

23 000 000,0

       

общий объем расходов бюджета  Фонда

456 874 617,7

496 832 419,1

545 056 169,4

предельный объем профицита  бюджета Фонда

1 944 887,0

4 152 353,0

7 517 467,0

общий объем доходов бюджета  Фонда по обязательному социальному  страхованию

311 087 306,8

342 058 284,2

378 578 632,3

в том числе:

     

общий объем доходов бюджета  Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

65 219 457,2

71 675 837,6

79 021 121,6


 

Источник: Федеральный закон  от 8 декабря 2010 года N 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Проект бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 1): в 2011 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню  2010 года; в 2012 году – 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года; в 2013 году –552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года. [7]

Важнейшими составными частями  структуры доходной части Фонда являются:

- доходы по обязательному социальному страхованию – в 2011 году – 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2010 года, в 2012 году – 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году – 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2012 года;

- доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2011 году –65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2010 года, в 2012 году –71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году –79 021 121,6  тыс. рублей или 110,2%  к уровню 2012 года;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета – в 2011 году –64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2010 года, в 2012 году – 87 250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2011 года, в 2013 году – 94 973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2012 года.

Расходы Фонда предусмотрены (таблица 1) – в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2010 года, в 2012 году –496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме – 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2011 году в сумме 65 219 457,2  тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2010 года, в 2012 году – 71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2011 года, в 2013 году – 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2012 года.

 

Рисунок 2.

 

Представленный проект бюджета  Фонда на 2012 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, на 2013 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.[14]

Бездефицитность бюджета ФСС на плановый период 2012 и 2013 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:

Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В  крупных организациях на выплаты  по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории  граждан, поскольку до сих пор  они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его  специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы