Фонд социального страхования РФ, его назначение, состав доходов и направления использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Внебюджетные фонды как составляющая часть финансовой системы РФ
1.1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения……………………………………………………………..6
1.2. Способы образования и источники формирования внебюджетных фондов……………………………………………………................................12
Глава 2. Фонд социального страхования РФ
2.1. Задачи ФСС РФ……………………………………………………..14
2.2. Источники финансирования ФСС РФ…………………………..…16
2.3. Направления использования средств ФСС РФ…………………...19
Глава 3. ФСС РФ на современном этапе…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Страховая природа  средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

 Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют  строгую целевую  направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой  и  взысканием

взносов в фонды, распространено большинство норм и положений

Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Способы образования  и источники формирования внебюджетных  фондов.

          Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

• специальные целевые  налоги и сборы, установленные для  соответствующего фонда;

• отчисления от прибыли  предприятий, учреждений и организаций;

• средства бюджета;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у  коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Фонд социального  страхования РФ.

2.1. Задачи ФСС РФ

Фонд социального страхования  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом после Пенсионного фонда  РФ.

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

ФСС РФ –  это фонд денежных средств, основной целью которого является социальное обеспечение населения страны по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных социальных целях, что выражается, прежде всего, в выплате соответствующих видов государственных пособий.

Управление  Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются  Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда  являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Источники финансирования ФСС  РФ

Средства ФСС образуется за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование;
  • страховых взносов  граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступления иных финансовых средств, не запрещённых законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • за счёт сумм единого социального налога (3,2% от ЕСН);
  • прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путёвки, оплаченные за счёт средств Фонда, средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессивных требований к страхователям, и других).

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний установлены по группам  отраслей (подотраслей) экономики в  соответствии с классами профессионального  риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). При нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится начисление пеней и применение штрафных санкций. Право на бесспорное взыскание недоимок и пеней по страховым взносам закреплено за исполнительными органами Фонда. Взыскание штрафов со страхователей и банков производится в судебном порядке.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путёвок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию па предприятиях, в организациях, учреждениях и других хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляются в бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несёт администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля над правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и других хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и трудового коллектива или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств  социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путёвок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретённых за счёт Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению и социальному страхованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Направления использования средств  ФСС РФ

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства Фонда направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребёнком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля над охраной труда);
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

Бюджет Фонда и отчет об его  исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.

Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

Отделения Фонда ежеквартально  финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

Финансовые отчеты об исполнении бюджета  Фонда составляются ежеквартально. Контроль над полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ФСС РФ на современном этапе.

Проект федерального закона о бюджете  Фонда социального страхования на 2005 год имел три особенности:

  • была введена новая бюджетная классификация, поэтому имели место несовпадения по некоторым статьям;
  • в соответствии с Налоговым кодексом был снижен ЕСН и, соответственно, отчисления в Фонд социального страхования – с 4 до 3,2%;
  • в 2005 году на ФСС впервые была возложена новая функция – обеспечение санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ, его назначение, состав доходов и направления использования средств