Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации……………………………………………………………...6
1.1. История и причины образования Фонда……………………………………6
1.2. Цели и задачи, структура управления Фондом социального страхования РФ…………………………………………………………………………………10
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ……………….19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования………25
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…...25
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ…………………………………………………...26
3. Социальное страхование в России: состояние и проблемы………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Фонд соц. страхования.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2005 года на Фонд возложена  задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Одной из целей образования  в начале 90-х годов государственных  внебюджетных социальных фондов (Пенсионного  фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования), а также реорганизации Фонда социального страхования Российской Федерации было достижение долгосрочной финансовой обеспеченности каждого из видов обязательного социального страхования на основе собственных доходов, не входящих в бюджеты всех уровней.

Постановка данной задачи была обусловлена  рядом причин.

Во-первых, с появлением негосударственных  форм собственности и коренным изменением трудовых отношений финансовые возможности государственного обеспечения резко сужались.

Во-вторых, на фоне рыночных преобразований существенно возросла численность  населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, частично занятые, бездомные, не говоря уже о большой численности граждан с размерами заработной платы, пенсий и пособий, которые существенно ниже прожиточных минимумов работающих и пенсионеров.

В этой связи резко повысилась необходимость  активно и широко применять механизмы  обязательного социального страхования, с которым в рыночной экономике связывается управление типичными и наиболее массовыми видами социальных рисков. Речь идет о рисках, касающихся утраты доходов вследствие старости, инвалидности и болезней, необходимости нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание и т.д.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального  страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

1.2. Цели и задачи, структура  управления Фондом социального страхования РФ

В России действуют следующие  государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан  Российской Федерации на получение  пенсий, социального пособия в  случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.п. Об объемах финансовых ресурсов, аккумулированных федеральными внебюджетными фондами социального назначения, и их расходах можно судить по данным на 2008 года, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Исполнение бюджета  федеральных внебюджетных фондов социального назначения на 2008 год (млн. руб.)

Фонд

Доходы, млрд. рублей

Уд.вес, %

Расходы млрд. рублей

Уд.вес, %

Всего, в том числе:

2759,36

100

2546,86

100

Пенсионный  фонд

2330,6

84,46

2099,9

82,45

из них не связанных  с накопительным финансированием трудовых пенсий

2107,2

76,36

2079,6

81,65

Фонд социального  страхования

305,7

11,08

323,9

12,72

из них на обязательное социальное страхование

217,4

7,88

232,2

9,12

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

123,06

4,46

123,06

4,83


 

Наибольший удельный вес в доходной части внебюджетных фондов на 2008 год занимает Пенсионный фонд (84,46%), Фонд социального страхования  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом (11,08%).

В федеральном законе РФ №165-ФЗ от 16 июля 1999г. определено, что обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

На основании Положения  «О Фонде социального страхования  РФ» от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановления  Правительства РФ от 02.08.2005 N 484), Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента РФ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС  являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

4) частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;

5) разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

6) организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Бюджет Фонда и отчет об его  исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В России система социального  страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается  отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет  задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

       Средства ФСС образуется за счет:

- страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);

- доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

- прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).

Средства фонда направляются на :

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, а также социального пособия на погребение;

- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;

- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

- оплату проезда к месту лечения и обратно;

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

- проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 %) , являются базой развития ФСС.

Распорядителями средств  Фонда являются председатель и главный  бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный  бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

В составе расходов наибольшую долю занимают выплата пособий по временной нетрудоспособности. За время  болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы. С целью большей ответственности и обоснованности устанавливаемых диагнозов Правительство РФ предложило ввести ряд ограничений на выплаты в связи с временной нетрудоспособностью. Эта мера направлена на сокращение неоправданных выплат и льгот. Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы для всех установлены одинаковые, независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ