Фонд обязательного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в исследовании особенностей функционирования Фонда социального страхования в России и поиске перспективных направлений его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
Изучить сущность и структуру Фонда социального страхования в РФ;
Определить источники формирования средств Фонда социального страхования РФ;
Провести анализ основных показателей бюджета Фонда социального страхования и сделать соответствующие выводы по проведенному анализу;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Страховой принцип  избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе  не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.

Бюджет социального  страхования зависит от необходимого объема обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых случаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видов социального страхования или реализация соответствующих социальных программ в рамках страхования.

В основе такой  модели лежит принцип, согласно которому размеры страховых взносов зависят  от доли ответственности за страховые  риски. В организационном построении модели учтены интересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические формы согласования интересов.

Функционирование  системы социального страхования, независимо от того, какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении оказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования, в качестве которых выступают или могут выступать:

  • страховые взносы страхователей – работодателей и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые взносы страхуемых – трудозанятых граждан;
  • средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);
  • прибыль, возникающая в результате коммерческого управления средствами социального страхования;
  • средства госбюджета;
  • инвестиции в страховую деятельность;
  • различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;
  • другие источники, не запрещенные действующим законодательством10.

Формы, виды и  размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.

И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования – государство. Фактически основным источником выступало  предприятие и все работающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.

Бюджет предполагает финансирование всей системы социального обеспечения (в большей доле) и части системы социального страхования (в меньшей доле). Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, в частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях, социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих – налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему социального страхования.

В фонды социального  страхования перечисляется определенный процент страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования, а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня, выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.

Средства социального  страхования, отчуждаемые на законном основании, становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются налогами и с них не производится никаких отчислений.

Средствами  социального страхования управляют  субъекты: фонды и страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют финансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховых сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.

Для большей  устойчивости в системе рыночных отношений фондам и страховым кассам предоставляется право коммерческого управления средствами социального страхования, но при условии направления большей части получаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческим управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и вложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности, приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего предприятия.

Одним из важных является вопрос об участии средств  госбюджета в системе социального  страхования. С одной стороны, отказ  от бюджетного финансирования части  расходов по социальному обеспечению  в системе социального страхования будет означать либо увеличение доли взносов страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но фактом участия средств госбюджета создается прецедент вмешательства государства в финансовую деятельность системы социального страхования.

С другой стороны, государство в виде различных  налогов так или иначе производит отчисление в госбюджет, в том  числе и на нужды социального  страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодня не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности нашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социального страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.

Вариант 1. Утраченный заработок возмещается в размере 80% от среднего заработка или совокупного  дохода застрахованного, в том числе 73% – из дохода предприятия и 7% – из накопленных средств застрахованного. Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либо социального страхования, накопленных за счет коммерческого управления (или же из средств фондов)11.

Отказ от средств  госбюджета, а также отсутствие достаточных  средств на первых порах, пока не произойдет становление системы социального  страхования, позволит возмещать лишь установленный минимум.

Вариант 2. Страховые  возмещения составляют 75% – минимальное страховое возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 55% от означенной суммы и 25% – из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).

Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее размер зависел от стажа работающего.

Возмещение  ущерба производится страховыми кассами  предприятия. Средства предприятия  и застрахованных у предприятия  не изымаются, а переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в коммерческих целях.

Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного шара и др.

Включение средств  застрахованного в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как  ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения.

Во-первых, работник включается в систему социального  страхования не только как субъект  защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального страхования.

Во-вторых, если работник не принимает финансового  участия в системе социального  страхования, то она приобретает  в его глазах отвлеченный характер. В этом случае система социального  страхования действует по образу и подобию «старой», когда работники даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь об их источниках.

При перечислении определенного процента средств  социального страхования в фонды  эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого страхователя. Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды социального страхования могут получать доходы за счет не только коммерческого управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер.

Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е. возмещения утраченных средств  при наступлении страхового события, предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд. При нехватке средств у предприятия разницу выплачивает (в долг) страховой фонд.

В целом приведенная  схема финансового управления средствами системы обязательного социального страхования имеет большие преимущества перед ранее существовавшей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующая в  России система социального страхования  до сих пор сохраняет черты, в  большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования.

При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей  уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

Это во многом объясняет  массовую незаинтересованность трудозанятого  населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится  констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Фонд социального  страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых  фондов в отношении порядка получения  и расходования средств. Различие заключается  в том, что суммы страховых взносов, поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов.

Информация о работе Фонд обязательного социального страхования