Фонд обязательного социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в исследовании особенностей функционирования Фонда социального страхования в России и поиске перспективных направлений его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
Изучить сущность и структуру Фонда социального страхования в РФ;
Определить источники формирования средств Фонда социального страхования РФ;
Провести анализ основных показателей бюджета Фонда социального страхования и сделать соответствующие выводы по проведенному анализу;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

                           (2)

Выбираем базисный год – 2006 год.

Рассчитываем темп прироста доходов по вышеприведенной формуле:

Тпр2007=139,93%-100%=39,93%

Тпр2008=164,67%-100%=64,67%

Тпр2009=201,02%-100%=101,02%

Тпр2010=211,86%-100%=111,86%

Тпр2011=255,17%-100%=155,17%

Теперь рассчитываем темп прироста расходов бюджета ФСС РФ за 2007-2011 гг.:

Тпр2007=145,60%-100%=45,60%

Тпр2008=182,62%-100%=82,62%

Тпр2009=215,47%-100%=115,47%

Тпр2010=235,98%-100%=135,98%

Тпр2011=239,04%-100%=139,04%

Полученные  результаты вычисления мы можем представить в виде таблицы и диаграммы для наглядности.

Таблица 3.

Динамика темпа  прироста доходов и расходов за 2006-2011 гг. в %

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Темп прироста доходов

100

39,93

64,67

101,02

111,86

155,17

Темп прироста расходов

100

45,60

82,62

115,47

135,98

139,04


 

Рис. 3. Динамика темпа прироста доходов и расходов за 2006-2011 гг. в %

Исходя из приведенной Таблицы 3. и Рис. 3. можно сделать вывод, что тенденция изменения динамики темпа прироста доходов и расходов аналогична с динамикой абсолютных изменений и динамикой изменения темпа роста доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2006-2011 гг.

 

 

 

2.2. Прогноз бюджета  ФСС РФ до 2025 года методом аналитического выравнивания

 

Важной задачей  статистики при анализе рядов  динамики является определение основной тенденции развития,  присущей тому или иному ряду динамики.

Под основной тенденцией развития ряда динамики понимают изменение, определяющее общее направление развития, что и является систематической составляющей долговременного действия. В некоторых случаях общая тенденция ясно прослеживается в динамике рассматриваемого показателя, в других случаях она может не просматриваться по причине возникновения случайных колебаний.

Распространенным  приемом при выявлении тенденции  развития является сглаживание ряда динамики. Суть различных приемов  сглаживания сводится к замене фактических  уровней ряда расчетными уровнями,  которые в меньшей степени подвержены колебаниям.  Это способствует более четкому проявлению тенденции развития.

Метод простой  скользящей средней заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по порядку уровней ряда, затем средний уровень из такого же числа уровней,  начиная со второго, далее – начиная с третьего и т.д. Таким образом,  при расчете средних уровней они как бы  «скользят» по ряду динамики от его начала к концу, каждый раз отбрасывая один уровень вначале и добавляя один следующий. Отсюда название –  скользящая средняя.

Каждое звено скользящей средней – это средний уровень за соответствующий период,  который относится к середине выбранного периода, если число уровней ряда динамики нечетное.

Недостаток метода простой скользящей средней состоит в том, что сглаженный ряд динамики сокращается ввиду невозможности получить сглаженные уровни для начала и конца ряда. Этот недостаток устраняется применением метода аналитического выравнивания для анализа основной тенденции.

Аналитическое выравнивание предполагает представление  уровней данного ряда динамики в виде функции времени – y = f(t).

При таком подходе  изменение явления связывают лишь с течением времени, считается, что влияние других факторов несущественно или косвенно сказывается через фактор времени. Правильно построенная модель должна соответствовать характеру изменения тенденции исследуемого явления. Выбранная функция позволяет получить выровненные или теоретические значения уровней ряда динамики.

Для отображения  основной тенденции развития явлений  во времени применяются различные функции: полиномы разной степени, экспоненты, логистические кривые и другие виды.

Для расчета  параметров полиномов невысоких  степеней обозначим последовательные параметры полиномов как а0, а1, а2. Тогда системы нормальных уравнений для оценивания параметров прямой примет вид:

                                         (3)

Другой подход к упрощению расчетов заключается  в переносе начала координат в середину ряда динамики. В этом случае упрощаются сами нормальные уравнения,  а так же уменьшаются абсолютные значения величин,  участвующих в расчете.  Если до переноса начала координат t было равно 1,2,3,...,n, то после переноса:

• для нечетного числа уровней ряда t = …; -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3; …

• для четного  числа уровней ряда t = …; -5; -3; -1; 1; 3; 5; … 

Следовательно,  Σt  и все Σtp ,  у которых  “р”  − нечетное число, равны 0. Таким  образом, все члены уравнений, содержащие Σt с такими степенями,  могут быть исключены.  Системы нормальных уравнений теперь упрощаются для прямой:

                                                  (4)

Решая систему (4),  получим величины параметров соответствующих полиномов.

Аналитическое выравнивание чаще всего производят по прямой. Сущность данного метода заключается в  том, что фактические уровни ряда заменяются теоретическими, находящимися на прямой линии.

Уравнение прямой имеет вид:

                                                     (5)

Воспользовавшись  вышеописанным можно сделать  прогноз доходов и расходов бюджета  ФСС РФ. Для этого  возьмем абсолютные количественные показатели общего объема доходов и расходов отдельно по каждой статье за n лет. Нами был выбран период с 2006 по 2011 года.

На основе имеющихся  формул рассчитаем прогноз объема доходов  и расходов бюджета Фонда социального  страхования РФ до 2025 года и выведем  полученные данные в виде следующей  таблицы:

Таблица 4.

Прогноз объема доходов и расходов бюджета до 2025 года, в млн. руб.

Год

Доходы

Расходы

2012

617,87

596,02

2013

683,11

655,46

2014

748,35

714,9

2015

813,59

774,34

2016

878,83

833,78

2017

944,07

893,22

2018

1009,31

952,66

2019

1074,55

1012,1

2020

1139,79

1071,54

2021

1205,03

1130,98

2022

1270,27

1190,42

2023

1335,51

1249,86

2024

1400,75

1309,3

2025

1465,99

1368,74


 

Также полученные результаты вычислений представим в  виде диаграммы:

Рис. 4. Прогноз объема доходов и расходов бюджета до 2025 года

Проведя анализ прогноза на основе Таблицы 4. и Рис. 4., можно прийти к выводу, что объем доходов будет превышать объем расходов за 2012-2025гг., то есть будет сохраняться тенденция увеличения доходов и расходов бюджета ФСС РФ до 2025 года, а также статья доходов будет превалировать над расходной статьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФСС РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Как свидетельствует  мировая практика, наиболее надежным является метод трехканального финансирования, в том числе:

– две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утрате дохода наемным работником, вносится работодателем;

– одна треть – самими работниками, подлежащими страхованию, и государством.

Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего  характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при  условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.

В наиболее общем  виде можно выделить четыре модели, которые различаются тремя принципиальными  положениями:

– распределением финансового бремени между основными субъектами страхования и финансовым обеспечением по социальному страхованию;

– степенью полноты использования «инструментария социальных рисков»;

– организационными формами построения системы социального страхования.

Наряду с  этим остается принципиальный вопрос, который сегодня вызывает широкие  дебаты: «насколько оправдано… освобождение самих страхуемых от уплаты страховых  взносов?». Ответ на него дает анализ предложенных моделей социальной защиты и страхования.

Первая модель не столь давно существовала в  СССР, но используется и в ряде других стран. По этой модели финансовая нагрузка никоим образом не ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается на предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносы выполняют роль некоторой «государственной повинности», превращаются в «обязательный налог», который предприятия, «проводя соответствующую ценовую политику, стремятся переложить… на потребителей их продукции».

Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет к тому, что никакой ответственности они не несут и никакие обязательства на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение по инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др.

Такова модель монопольной государственной системы  социального страхования, по которой  утрачивается страховой характер системы, нечеткой становится и ответственность  за риск. Ее бюджет сливается с государственным, и в итоге система страхования  превращается в систему социального обеспечения.

Следует отметить, что при проведении реформ «сверху» угроза возвращения к этой модели продолжает сохраняться. Такую тенденцию  могут поддержать и некоторые  слои населения, что обусловлено  работой модели в течение длительного периода отечественной истории.

Организационные формы построения такой модели, видимо, ясны и наиболее емко могут быть обозначены как система попечительства. Возврат к ней может не только резко ухудшить положение с обеспечением социальной защищенности населения, но и будет способствовать деформации мотивации людей к труду, а также служить серьезным тормозом при развитии рыночных отношений.

По второй модели страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые, но инструментарий социального  риска не используется в полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности наступления страхового случая, накопление страховых средств не увязывается с ростом обязательств. В сущности так сегодня организовано в нашей стране пенсионное страхование. К тому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению в расчет не берутся. Таким образом, организационное построение и финансирование выплат также мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.

По третьей  модели полностью используется система  социальных рисков и на ее основе устанавливаются  размеры взносов по социальному  страхованию и выплат при наступлении  страховых случаев. Объемы и взносов, и выплат строго взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие «правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью определять, какие единовременные пособия или выплаты могут быть произведены». Организационная форма такой модели обладает чрезвычайной гибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средств предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических трудностей.

Устойчивость  такой модели определяется за счет органичного сочетания интересов  как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, таким образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает представительство всех субъектов системы страхования в системе управления. Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как их заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное здоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств на личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.

Информация о работе Фонд обязательного социального страхования