Фондовая биржа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Существует две организационные формы рынка ценных бумаг: биржевой рынок (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.
Важнейшей из этих форм является фондовая биржа, которая ор¬ганизует, контролирует и регулирует процесс купли-продажи цен¬ных бумаг. Соединяя вместе будущих инвесторов и владельцев сбе¬режений, она способствует межотраслевому и межрегиональному перемещению финансовых потоков, без которого рыночная система функционировать не может.

Вложенные файлы: 1 файл

Фондовая биржа. 2013..doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

Дадим оценку результатам исполнения расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь  за 2011-2012 годы (табл. 3).

 

 

 

 

 

Таблица 3

Состав и структура расходов консолидированного бюджета

Республики Беларусь за 2011-2012 годы

Показатели

2011 год

20120 год

Отклонение, +/-

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

РАСХОДЫ (функциональная классификация)

79 428,2

100,0

155 169,1

100,0

75 740,9

-

1. Общегосударственные расходы

15 842,7

19,9

34 608,7

22,3

18 766,0

2,4

2. Национальная оборона

2 719,8

3,4

5 047,9

3,3

2 328,1

-0,1

3. Судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

4 294,5

5,4

8 155,5

5,3

3 861,0

-0,1

4. Национальная экономика

15 517,2

19,5

29 893,7

19,3

14 376,5

-0,2

5. Охрана окружающей среды

557,3

0,7

862,4

0,6

305,1

-0,1

6. Жилищно-коммунальные услуги и  жилищное строительство

6 208,2

7,8

12 084,2

7,8

5 876,0

-

7. Здравоохранение

10 382,5

13,1

20 381,0

13,1

9 998,5

-

8. Физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации

2 594,7

3,2

5 160,5

3,3

2 565,8

0,1

9 Образование

13 711,5

17,3

25 973,9

16,7

12 262,4

-0,6

10. Социальная политика (с ФСЗН)

7 599,6

9,6

13 011,3

8,4

5 411,7

-1,2

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

79 482,2

100,0

155 169,1

100,0

75 740,9

-

1.Текущие расходы

63 847,8

80,4

120 820,8

77,9

56 973,0

-2,5

2. Капитальные расходы

15 157,0

19,1

34 181,6

22,0

19 024,6

2,9

3. Предоставление кредитов, ссуд, займов, за вычетом погашений

423,4

0,5

2 785,9

0,1

2 362,5

-0,4


Источник: Собственная разработка на основании данных [6]

 

Бюджетная политика в 2012 году была направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,4 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,5 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – в 1,4 раза в реальном выражении. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 2,4 п.п. по сравнению с 2011 годом. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 64,5 трлн. руб., или 41,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Значительно возросли расходы на здравоохранение (на 23,2% в реальном выражении) и образование (на 19%). Расходы на национальную экономику составили 29,9 трлн. руб., или 19,3% всех бюджетных расходов. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 21%. Более 46% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 44,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом такие расходы увеличились на 17,9% в реальном выражении, составив 28,6% от общего объема бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 34,2 трлн. руб. бюджетных средств, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6%.

Покажем особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь за 2011-2012 годы.

Функционирование денежно-кредитной системы в 2011 году характеризовалось следующими основными процессами [8]:

  • в первые месяцы 2011 г. в условиях увеличения дефицита внешнеторгового баланса, недостаточного притока иностранных инвестиций и значительного роста чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения наблюдалось ухудшение состояния внутреннего валютного рынка;
  • в мае 2011 г. в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусских производителей;
  • в результате реализации Национальным банком и Правительством ряда мер оперативного характера, а также мер по ужесточению экономической политики объем чистой покупки иностранной валюты на валютном рынке в июле-августе снизился, а в сентябре-ноябре наблюдалась ее чистая продажа;
  • с 14 сентября на биржевом рынке начала работу дополнительная торговая сессия, на которой операции покупки - продажи иностранной валюты осуществлялись по курсу, сложившемуся в соответствии со спросом и предложением, предельные значения обменных курсов, по которым могут осуществляться покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, были отменены;
  • с 20 октября 2011 г. был осуществлен выход на единый обменный курс белорусского рубля, отменены границы колебаний стоимости корзины валют, установленные на 2011 год, Национальный банк перешел к режиму управляемого плавания курса белорусского рубля;
  • процентные ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях и снижение спроса на иностранную валюту;
  • в июне-ноябре наблюдался приток по срочным рублевым депозитам населения;
  • с начала июня Национальным банком было прекращено предоставление ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ;
  • сохраняются достаточно значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства.

В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в 2011 г. ставка рефинансирования поэтапно повышалась (с 10,5 процента годовых до 45 процентов годовых. Динамика значения ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за  2011 год представлена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика значения ставки рефинансирования

Национального банка Республики Беларусь за 2011 год, %

Источник: Собственная разработка на основании данных [12]

 

В 2012 году развитие денежно-кредитной сферы происходило в динамично меняющихся экономических условиях. На фоне замедления инфляционных процессов в стране был сохранен экономический рост. ВВП за прошедший год увеличился на 1,5%. В то же время не в полной мере была решена проблема сбалансированного развития экономики. Наблюдался опережающий рост зарплат по сравнению с производительностью труда. Хотя сальдо внешней торговли сложилось положительным (впервые с 2005 г.), в течение года наблюдалось его сокращение. Результатом стал рост рисков для ценовой стабильности и внешней устойчивости экономики [4, с.3].

Для ограничения инфляции и стабилизации ситуации на валютном рынке Национальный банк ужесточил денежно-кредитную политику, сократив кредитную поддержку банков и значительно повысив цену поддержки ликвидности.  результате совместно с экономическими мерами Правительства были достигнуты цели по инфляции, стоящие перед Национальным банком в 2012 году. Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 года  по сравнению с декабрем 2011 годом составил 21,8 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц) против 108,7 процента (или 6,3 процента в среднем за месяц) годом ранее  [4, с.3].

В условиях замедления инфляции Национальный банк постепенно снижал процентные ставки. Ставка рефинансирования в течение 2012 года многократно снижалась. Так, на начало года она составляла 45 процентов, а с 12 сентября 2012 года -30 процентов годовых (рис. 4).

Рис. 4. Динамика значения ставки рефинансирования

Национального банка Республики Беларусь за 2012 год, %

Источник: Собственная разработка на основании данных [12]

 

Снижались также ставки по инструментам предоставления ликвидности - с 70 до 50 процентов годовых, по инструментам изъятия - с 30 до 19 процентов годовых. Дальнейшее снижение ставки рефинансирования было приостановлено с октября 2012 года. Это решение обусловлено антиинфляционной направленностью, проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики, что благоприятно отразилось на валютном и денежном рынках [8].

По итогам 2012 года на внутреннем валютном рынке в целом сформировалось превышение предложения иностранной валюты над спросом.

За 2012 год субъекты хозяйствования продали иностранной валюты на сумму 23,5 млрд. долларов США, что превышало уровень 2011 года на 37,5 процента, или на 6,4 млрд. долларов США, купили - 21,8 млрд. долларов США, что выше уровня 2011 года на 20,4 процента, или на 3,7 млрд. долларов США.

В итоге чистая продажа иностранной валюты субъектами хозяйствования за 2012 год составила 1,6 млрд. долларов США. Этот результат свидетельствует об увеличении поступлений валютной выручки в страну.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом предложение валюты со стороны населения увеличилось на 38,6 процента и составило 6,8 млрд. долларов США, спрос также по сравнению с 2011 годом увеличился на 56,9 процента, до 7,5 млрд. долларов США, сальдо операций в рассматриваемом году сложилось отрицательным в размере 684,5 млн. долларов США (в 2011 году - отрицательным в размере 132,7 млн. долларов США). Сложившаяся ситуация обусловлена ростом доходов населения, а также возросшими девальвационными ожиданиями во второй половине 2012 года (табл. 4).

Таблица 4

Сведения об операциях субъектов хозяйствования и населения

на валютном рынке за 2011-2012 годы, млрд. долл.

Наименование

2011 год

2012 год

Отклонение, +/-

Субъекты хозяйствования

Продажа

17,0

23,4

6,4

Покупка

18,1

21,8

3,7

Сальдо

-1,1

1, 6

2,7

Население

Продажа

4,9

6,8

1,9

Покупка

4,8

7,5

2,7

Сальдо

-0,1

-0,7

-0,6


Источник: Собственная разработка на основании данных [8]

 

В прошедшем году удалось нарастить уровень золотовалютных резервов при своевременном и даже досрочном погашении валютных обязательств Правительства и Национального банка. В целом за 2012 год объем золотовалютных резервов увеличился на 2,3 процента и на 1 января 2013 года составил 8 095 млн. долларов США в эквиваленте.

Обменный курс белорусского рубля оставался устойчивым и ослабился: к доллару США — на 2,6% (до 8570 бел. руб. за долл. США); к евро — на 5% (до 11 340 бел. руб. за евро); к российскому рублю — на 8% (до 282 бел. руб. за российский рубль) [8].

Рублевая денежная база на 1 января 2013 г. сложилась в объеме 29,9 трлн. рублей и увеличилась за 2012 год на 13 трлн. рублей. Ее увеличение в отчетном году за счет операций Национального банка составило 6,7 трлн. рублей, за счет операций Правительства Республики Беларусь - 6,3 трлн. рублей.

Покупка Национальным банком иностранной валюты в эквиваленте 8,3 трлн. рублей способствовала росту денежной базы, тогда как кредитные операции (в основном возврат валюты в рамках обмена депозитами с банками) в сумме 4,4 трлн. рублей привели к ее снижению. Другие операции (в том числе увеличение объема средств, резервируемых банками на бирже, расходы Национального банка по операциям изъятия ликвидности) обусловили повышение рублевой денежной базы на 2,9 трлн. рублей.

В части операций Правительства Республики Беларусь снижение объема рублевых депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке составило 6,4 трлн. рублей.

Денежная масса в белорусских рублях (агрегат М2) с начала 2012 года увеличилась на 24,8 трлн. рублей, или на 57,2 процента, составив на 1 января 2013 года 68,1 трлн. рублей.

Наибольшими темпами в структуре денежной массы выросли переводные депозиты юридических и физических лиц и срочные депозиты физических лиц соответственно на 102,2, 53,8 и 62,3 процента.

Широкая денежная масса в декабре 2012 г. увеличилась на 3 процента, составив на 1 января 2013 г. 160,8 трлн. рублей.

За 2012 год прирост широкой денежной массы составил 44,6 процента, или 49,6 трлн. рублей, главным образом за счет роста депозитов физических лиц как в национальной, так и в иностранной валюте, которые увеличились соответственно на 75,2 и 52,9 процента.

Изменение ставки рефинансирования и ставки по инструментам регулирования ликвидности, а также сложившаяся ситуация с ликвидностью в банковском секторе определяли динамику ставок депозитно-кредитного рынка.

Средняя ставка по новым срочным депозитам в рублях в декабре 2012 г. сложилась на уровне 33,5 процента годовых, снизившись по сравнению с декабрем 2011 г. на 20,1 процентных пунктов (рис. 5).

Рис. 5. Динамика средне объявленной процентной ставки по новым  срочным депозитам в белорусских рублях  за  2011-2012 годы, % годовых

Источник: собственная разработка на основании данных [8]

 

Средняя ставка по новым срочным депозитам физических лиц в рублях в декабре 2012 г. сложилась на уровне 42,4 процента годовых, снизившись с начала года на 12,9 процентных пунктов.

Информация о работе Фондовая биржа