Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Содержание

Введение
1. Фискальная политика: цели и направления
1.1 Дискреционная фискальная политика
1.2 Автоматическая фискальная политика
1.3 Направления в современных исследований фискальной политики
2. Фискальная политика Республики Беларусь на современном этапе
3. Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций.

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение эффективности  работы промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей  народного хозяйства, которые будут  способствовать росту денежных  накоплений - основного источника платежей в бюджет;

- изменение направлений  государственных инвестиций в  отрасли экономики с целью  значительного повышения финансовой  отдачи бюджетных средств;

- привлечение в страну  иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

- претворение в жизнь  всех тех конкретных мероприятий  в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.[12]

Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.

Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее пятилетие - повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.

В связи с этим в 2012-2015 годах будут решаться следующие задачи:

- совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение  налоговой системы республики  к применяемым в экономически развитых странах;

- радикальное упрощение  процедур налогового администрирования  и контроля, укрепление позиций  страны в мировых рейтинговых  оценках;

- оптимизация и секвестирование  неэффективных бюджетных расходов  с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов;

- концентрация бюджетных  средств, включая средства на  государственную поддержку реального  сектора экономики, на приоритетных  высокоэффективных проектах и  программах;

- повышение эффективности  управления государственным долгом  на основе изучения опыта и  применения международной практики.

Для реализации поставленных задач планируется:

- упразднение мелких налогов  и сборов и снижение налогового  давления на прибыль организаций и фонд заработной платы;

- упрощение порядка исчисления  и переход к квартальным срокам  уплаты основных налогов и  сборов, развитие системы электронного  налогового декларирования;

- упорядочение взимания  местных налогов и сборов;

- сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств;

- обеспечение адресности  социальных программ и поддержки  населения;

- отработка механизмов  и постепенный переход к программно-целевому  планированию расходов бюджета;

- оптимизация портфеля  государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам;

- диверсификация финансовых  инструментов заимствований и  повышение эффективности использования государственных займов;

- совершенствование системы  управления долгом органов местного  управления и самоуправления;

- развитие внутреннего  рынка государственных заимствований.

Намеченная налоговая политика должна способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики, активизации инвестиционных процессов. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году [20].

С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.

Успешная реализация предложенных мер по корректировке налоговой политики уже в 2012 годe позволит повысить нейтральность и стабильность налоговой системы, значительно снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.

Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение работы по  отмене всех оборотных налогов  и сборов, взимаемых с выручки  от реализации товаров и услуг  на республиканском и местных  уровнях;

- снижение нагрузки на  фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости.

- снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок [14].

Таким образом, основными направлениями совершенствования налоговой политики Республики Беларусь являются следующие:

- упрощение расчётов и  порядка взимания налогов;

- жёсткая регламентация  прав и ответственности плательщиков;

- совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;

- поэтапное снижение уровня  налогообложения с одновременным  расширением налоговой базы;

- борьба с теневым сектором  экономики;

- предотвращение утечки  капитала и стимулирование инвестиционной  активности;

- пересмотр и упорядочение  льгот в системе налогообложения;

- постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на доходы и имущество физических  лиц;

- совершенствование таможенного  регулирования, способствующее активизации  импорта;

- согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;

- стремление к унификации  с налоговыми системами, действующими  в государствах СНГ и ЕС, в  частности создания согласованного  налогового законодательства с  Российской Федерацией [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, сделаем краткие выводы.

Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций.

Стратегическая цель фискальной политики - оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:

- минимизация дефицита  государственного бюджета путём  сокращения некоторых статей  расходов и увеличения доходной  части, сокращение расходов за счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;

- за счёт дальнейшего  снижения дотаций, выплачиваемых  из республиканского бюджета, на  отдельные мероприятия местным  бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, спортивных сооружений, учебных заведений и др.);

- консервация в ряде  случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств  государственного бюджета и др.

В качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

- повышение эффективности  работы промышленности, сельского  хозяйства и других отраслей  народного хозяйства, которые будут  способствовать росту денежных  накоплений - основного источника платежей в бюджет;

- изменение направлений  государственных инвестиций в  отрасли экономики с целью  значительного повышения финансовой  отдачи бюджетных средств;

- привлечение в страну  иностранного капитала. При его  помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность