Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. В особенности данное явление характерно для стран с трансформационными экономиками, где более высока степень влияния государства на народное хозяйство. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики. Фискальная политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла и способна помочь стране избежать экономических шоков.

Содержание

Введение
1. Фискальная политика: цели и направления
1.1 Дискреционная фискальная политика
1.2 Автоматическая фискальная политика
1.3 Направления в современных исследований фискальной политики
2. Фискальная политика Республики Беларусь на современном этапе
3. Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

- использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

- методы, связанные с льготами  и скидками, в том числе поощряющими  деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, научных исследований и др. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой базы расходов на научные исследования; льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, а также предприятиям, создающим рабочие места, иностранным инвесторам в оффшорных зонах, налоговых гаванях и др.);

- методы, связанные с гармонизацией  и унификацией национальных налоговых  систем (согласование налоговых  законодательств, унификация ставок  по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов) [11, c. 13].

2011 финансовый год стал  годом серьезных испытаний для  всей финансовой системы государственного  управления.

Макроэкономическая несбалансированность в экономике страны стала следствием накопленного за ряд лет чрезмерного внутреннего потребления при недостатке международных резервов страны с точки зрения скорости и валютоокупаемости государственных инвестиций.

Валютный кризис глубоко вмешался в стандартный бюджетный процесс и денежно-кредитную сферу, что потребовало от Правительства и Нацбанка принятия сложных, нередко непопулярных решений.

На основе анализа глубинных причин, произошедших макроэкономических дисбалансов, уже к маю 2011 года Минфин Минэкономики и Нацбанк разработали стабилизационную программу действий, которая нашла поддержку со стороны международных экспертов и финансирование из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Данная программа стала альтернативой попыткам исключительно административного управления экономикой в сложных условиях макрофинансовой нестабильности.

Тем самым было продемонстрировано стремление власти к принятию системных экономических решений, которые способствовали бы стабилизации ситуации.

Сильные стороны стабилизационной программы:

-запрет на выдачу Национальным  банком нестандартных эмиссионных  кредитов на поддержку государственных  программ;

-переход к свободному  курсообразованию на основе биржевого  спроса и предложения;

- повышение процентных  ставок по инструментам денежно-кредитного регулирования;

- сбалансированное исполнение бюджета;

- пополнение золотовалютных резервов и доходов бюджета от приватизации государственной собственности;

- сближение цен и тарифов  с реальной стоимостью товаров  и услуг. Это позволило за три  последних квартала 2011 года обеспечить выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в сумме 100 млн. USD.

Характеризуя результативность этих мер можно констатировать, что стимулирование экспорта и ограничение импорта посредством курсовой политики, решительные действия по снижению вдвое эмиссионной поддержки экономики, а также оптимизация структуры бюджета сообразно текущему положению привели к нормализации ситуации.

 

Рисунок 6. – Динамика сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2005-2011 гг.

 

Тем самым определились оптимальные инструменты, с помощью которых должно и в дальнейшем достигаться сбалансированное макроэкономическое развитие страны.

Доходы бюджета составили 85,6 трлн, Br расходы 79,1 трлн, Br профицит 6,5 трлн, Br или 2,4 % к ВВП.

Рисунок 7 - Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2011 году в номинальном выражении.

В реальном выражении доходы бюджета возросли на 14% к уровню 2010 года, расходы снизились на 3%.

Дополнительные доходы привлечены за счет:

-увеличения ставки экспортных пошлин на калийные удобрения;

- акцизов на алкогольные  напитки и табачные изделия;

- изъятия сверхдоходов  предприятий монополистов;

Подчиненное общей цели макроэкономической стабилизации масштабное сокращение расходов бюджета, помимо очевидного макроэкономического эффекта поставило перед нами и вопрос - все ли сделано для того, чтобы рациональность и целесообразность бюджетных расходов не вызывали сомнений. Именно на этом финансовые органы должны делать акцент в повседневной работе с бюджетом. В 2011 в рамках работы по сокращению расходов проведена их оптимизация с увеличением финансирования приоритетов бюджетной политики. Это позволило:

- реализовать решения  по социальной защите населения  и сохранению стабильного функционирования  реального сектора экономики;

- защитить от инфляции  доходы наиболее уязвимых в  социальном плане категорий населения. За счет индексации доходов  работников бюджетного сектора  и пенсионеров, увеличения социальных  пособий и стипендий, выплаченной  материальной помощи реальные  доходы населения сохранены в 2011году на уровне 2010года.

- увеличить бюджетные  расходы на субсидирование процентных  ставок по кредитам, а также  осуществить рекапитализацию банков  сохранив устойчивость банковской  системы, не дав валютному кризису  перерасти в банковский.[18]

Следует отметить работу финансовых органов в третьем квартале 2011 года, когда в период выхода на единый обменный курс осознанно сдерживались расходы бюджета.

В этот период обязательства бюджета по финансированию первоочередных расходов возросли, а инфляционно-девальвационные последствия еще не в полной мере отразились на доходах бюджета, его наполняемости. В таких бюджетных ножницах финансовые органы верно определяли приоритеты финансирования, что позволило сконцентрировать ресурсы на первоочередных обязательствах и стало залогом успешного исполнения бюджета.

Исполнение бюджета сектора государственного управления за январь-декабрь 2011 года. [19]

Таблица 1. - Показатели консолидированного бюджета, 2010-2012 гг.

 

2010

2011

2012

  Доходы, трлн. Рублей  в % к ВВП

48,8

85,6

141,9

29,9%

31,2%

27,8

   Расходы, трлн. Рублей   в % к ВВП

53,0

79,1

141,8-9

32,5%

28,8%

27,8%

Дефицит/профицит,

трлн. Рублей

-4,2

+6,5

0,0

     

в % к ВВП

2,6%

2,4%

0,0%

       

 

 

3. Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь

 

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.

В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП.

В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно, намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.

В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.

При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит около 28,2% к ВВП [20].

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2012 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 35% затрат на оказание услуг, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.

С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.

Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.

В 2011 Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности [20].

Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов. Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

  1. Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%. [21]

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность