Финансы организации как звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение особенностей роли финансов предприятия в финансовой системе страны.

Содержание

Введение
1. Понятие финансовой системы и ее состав
2. Принципы построения финансов организаций, их характеристика
3. Основной и оборотный капитал организации
4. Финансовые ресурсы организации
5. Тесты
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

фик.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

     
 




Кафедра финансов и кредита

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы и кредит»

Тема «Финансы организации  как звено финансовой системы»

Вариант № 3

 

студента

Федоровой Марии Сергеевны

Номер личного дела

10ммд10527

Специальность/направление 

Финансы и кредит

Курс 

3

Группа 

 

Форма обучения

заочная

   

Руководитель

Ст. преподаватель  Невзорова Т.В


 

 

 

 

 

Архангельск 2013

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Понятие финансовой  системы и ее состав 

2. Принципы построения  финансов организаций, их характеристика 

3. Основной и оборотный  капитал организации 

4. Финансовые ресурсы  организации 

5. Тесты 

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение.

 

     Финансы организаций являются основой единой системы финансов государства. Это определяется тем, что они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества. От того, в каком состояние находятся финансы предприятий различных форм собственности, зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

Все изменения  в финансах организации связаны с изменениями в финансовой системе государства. Финансы предприятий играют важную роль не только в финансовой системе, но и в целом в обеспечении ее экономического и социального развития.

Финансы предприятий  могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики.

Цель данной работы – изучение особенностей роли финансов предприятия в финансовой системе  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие финансовой системы и ее состав

Понятие финансовой системы  является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе  они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций  необходимы денежные средства. В докапиталистических  формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно  натуральный характер. Большая часть  государственных потребностей удовлетворялась  за счет различного рода повинностей  и поступлений от натуральных  сборов. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена - государственный  бюджет и местные финансы. Они  давали возможность формировать  фонды денежных средств, с помощью  которых государство выполняло  свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений  в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение  и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

 На современном этапе  государственная финансовая система  в развитых зарубежных странах  включает четыре звена: государственный  бюджет; местные финансы; специальные  внебюджетные фонды и финансы  государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.

 Государственный бюджет - основное средство перераспределения  национального дохода. Через это  звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

 Основными доходами  государственного бюджета выступают  налоги, составляющие от 70 до 90% и  более общей суммы его доходов.  За государственным бюджетом  в странах с развитой рыночной  экономикой закреплены главные  налоги - подоходный налог с физических  лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины.  Из государственного бюджета  производятся и основные расходы  на: военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного  аппарата, социальные расходы, субсидии  и кредиты развивающимся странам. 

 Государственный бюджет  в силу своего положения тесно  связан с другими звеньями  финансовой системы. Он выступает  координирующим центром, оказывающим  в условиях рыночной экономики  необходимую им помощь. Эта помощь  в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное  функционирование остальных звеньев  финансовой системы, решение ими  возложенных на них задач. 

 Следующим по своему  значению финансовым звеном является  система местных финансов. В современных  условиях под влиянием развития  производительных сил, научно-технического  прогресса происходит повышение  роли и влияния местных органов  власти. Растут масштабы местного  хозяйства, их связь и зависимость  от крупного капитала, расширяются  и усложняются функции местных  властей. Все это усиливает  значение местных финансов, повышает  их роль и удельный вес в  финансовой системе. Местные финансы  охватывают широкую группу второстепенных  налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных  фондов. Центральное место в этом  звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

 В современных условиях  это звено финансовой системы  все больше используется в  экономических целях, для регулирования  хозяйственных процессов. С этой  целью значительная часть средств  местных бюджетов направляется  на развитие экономической и  социальной инфраструктуры.

 Особое финансовое  звено образуют специальные правительственные  фонды, которые имеют определенную  самостоятельность, отделены от  государственного бюджета и управляются  непосредственно центральными, а  в отдельных случаях - и местными  властями. К ним относятся фонды  социального страхования, различные  целевые фонды, а также государственные  и полугосударственные финансово-кредитные  учреждения.

 Первоначальной задачей  этих фондов являлось финансирование  отдельных целевых мероприятий.  Впоследствии они приобретают  значение резерва, к которому  правительства прибегают в случаях  финансовых затруднений, т.е. используются  для повышения маневренности  финансовой системы.

 Другими словами, финансовая  система - это система форм  и методов образования, распределения  и использования фондов денежных  средств государства и предприятий.

Сфера децентрализованных финансов включает в себя:

•   финансы коммерческих организаций (предприятий);

•   финансы некоммерческих организаций;

•   финансы финансовых посредников;

•   финансы домохозяйств.

Ключевое место в системе  децентрализованных финансов принадлежит  финансам коммерческих организаций (предприятии), поскольку именно здесь создаются  материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется  прибыль, которая является главным  источником производственного и  социального развития общества.

Попутно заметим, что коммерческая деятельность официально представлена в национальной экономике юридическими лицами (предприятиями и организациями) и физическими лицами (предпринимателями  без образования юридического лица) и охватывает два рыночных сектора  экономики: нефинансовый и финансовый. В нефинансовый сектор — самый  большой сектор рыночной экономики  — входят реальный сектор, производящий товары, и сектор оказания рыночных нефинансовых услуг (торговля, Услуги транспорта и др.). Что же касается финансового рыночного сектора, то он включает в себя только организации, оказывающие финансово-кредитные  услуги на коммерческой основе. Ввиду  особой значимости и роли в системе  децентрализованных финансов организации  этого сектора выделены нами в  особое звено системы финансов РФ — финансы финансовых посредников.

В роли финансовых посредников  выступают кредитно-финансовые институты. Данные институты определены как  государственные и частные коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депониро­ванию вкладов, ведению расчетных счетов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг (Российская банковская энциклопедия, электронная версия, М., 2000).

Основные типы финансовых посредников:

1) организации депозитного  типа (коммерческие банки, сберегательные  институты, кредитные союзы);

2) договорные сберегательные  организации (страховые компании, пенсионные фонды);

3) инвестиционные фонды; 

4) другие виды финансовых  организаций (финансовые компании, специализированные финансовые  агентства).

В настоящее время учение о финансовом посредничестве получило дальнейшее развитие, обогатившись новыми разработками институциональной экономической  теории. До 1990-х годов теория финансового  посредничества опиралась на две  модели, а именно: неоклассическую  теорию фирмы и портфельную теорию.

Согласно первой модели финансовый посредник является предприятием, перед  которым стоит задача максимизации прибыли на основе оптимальной эффективности  своей деятельности. Портфельная  теория рассматривает финансового  посредника в качестве инвестора, стремящегося с учетом допустимого уровня риска  осуществить такую комбинацию активов, которая обеспечит максимальную прибыль при условии соблюдения предписаний о коэффициенте ликвидности.

Приравнивание финансовых посредников  к предприятию является основным достижением данных концепций. В  развитых странах мира у финансовых посредников сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием капитала, доходов, порядком их использования, владением и распоряжением имуществом и др.

Вообще некоммерческая деятельность характеризуется производством  нерыночных услуг, которые оказываются  на льготных или безвозмездных началах. Некоммерческую деятельность осуществляют: организации и органы общественного  управления, оказывающие нерыночные (нефинансовые и финансовые) услуги обществу в целом или коллективам  для совместного потребления  за счет бюджетного финансирования; негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (население) за счет взносов и пожертвований членов (общественные организации, церковь, садово-огородные товарищества); домашние хозяйства, производящие товары и услуги для собственного потребления, неотделимые экономически и юридически от домашнего хозяйства.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством  налоговых платежей, так и в  формировании совокупного спроса. Чем  больше доходы населения, тем выше его  спрос на различные блага, что  в конечном итоге определяет возможности  для развития экономики, социальной сферы.

Важнейшая составляющая системы  финансов РФ — финансы организаций (предприятий), именно здесь формируется  преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане  основу сферы финансов организаций (предприятий) составляют финансы хозяйствующих  субъектов (юридических лиц). Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 48) (далее  — ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Помимо перечисленных признаков юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету.

Информация о работе Финансы организации как звено финансовой системы