Финансы некоммерческих организаций – особенности организации и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 03:07, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью моей курсовой работы является раскрытие темы Финансы некоммерческих организаций – особенности организации и функционирования. Необходимо описать функции финансов рассматриваемых организаций, их содержание, основные признаки, основные принципы существования и взаимодействия их финансовых отношений, в том числе и с внешними субъектами экономических взаимоотношений. Так же необходимо описать и перечислить источники формирования и структуру финансов некоммерческих организаций, а так же основные направления применения этих ресурсов. Выделить особенности финансовых отношений бюджетных организаций, показать их организацию и функционирование, вкратце обрисовать особенности налогового обложения в бюджетных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Содержание и функции финансов некоммерческих организаций……4
1.1Основные признаки некоммерческих организаций…………………..4
1.2Принципы функционирования некоммерческих организаций………7
2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций……………....…..10
2.1.Определение понятия финансовых ресурсов некоммерческих
организаций……………………………………………………….…10
2.2. Определение направлений использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций……………………………………………...18
2.3. Статистические показатели некоммерческого сектора России…......21
3.Особенности финансовых отношений бюджетных организаций….…..29
3.1. Специфические признаки финансов бюджетных организаций…..…29
3.2. Налогообложение бюджетных организаций…………….………… 37
Заключение…………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы верховская (переделка).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное учреждение – Создаётся органами государственной власти в соответствии с положениями бюджетного законодательства и является некоммерческой организацией. Основными целями являются: управленческая, научно-техническая, социально-культурная,  и иные функций некоммерческого характера.

Финансирование деятельности бюджетных организаций производится из соответствующего бюджета, либо из внебюджетного фонда, строго следуя планам доходов и расходов.  Бюджетные предприятия не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. [13, c.27]

Значит можно сделать вывод, что статус бюджетного учреждения может иметь только та организация, которая одновременно обладает следующими признаками:

-учредителями организации обязаны быть органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества не имеют права создать бюджетную организацию, кооперативы;

- в учредительных документах целью создания бюджетной организации могут выступать только функции некоммерческого характера. Но при этом ограничении,  бюджетная организация способна оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы; Большая часть бюджетных организаций выполняет те или иные виды платной деятельности, получая необходимые средства для своего развития. Тем не менее это не может являться целью бюджетной организации. Все средства полученные от такого рода деятельности должны направляться только на расширение и развитие системы услуг, для  которых эта организация была создана.

 В основе планирования финансирования бюджетной организации лежит смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет это документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы [10, с. 9]

В соответствии с гражданским законодательством  в организационно-правовой форме  бюджетных учреждений создаются  и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и др.

К организациям социально-культурной сферы относятся учреждения:

образования (общего и профессионального - детские сады, школы, техникумы, высшие учебные заведения и др.);

культуры и искусства (музеи, библиотеки, учреждения клубного типа, концертные залы, театры, цирки и др.);

здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, дома ребенка, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);

социального обеспечения (дома-интернаты  для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);

средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.). [16]

Источники формирования и направления использования  финансовых ресурсов. В организациях различных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти источники формирования и использования финансовых средств являются однотипными. Но несмотря на это они имеют специфику. Она обусловлена, прежде всего, особенностями той отрасли в которой ведётся деятельность учреждения. Так же следует учитывать сочетание применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

Совсем недавно преобладающим источником финансирования бюджетных учреждений являлись бюджетные средства. Переход к рыночным отношениям поменял систему финансового обеспечения этих учреждений. Изменилось соотношение бюджетных и внебюджетных источников, которые формируются за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Но на фоне проведения этих реформ наблюдается  нарастание социальных проблем, снижение уровня и качества жизни основной массы населения, уровня потребления материальных и социальных благ.

 Одновременно растёт дефицит региональных и местных бюджетов, что ведет к минимизации средств, выделяемых на социальные расходы, так как за их счёт ведётся финансирование большинства бюджетных организаций. Всё это приводит к необходимости изыскания дополнительных внебюджетных источников финансирования. И происходит это в основном за счет осуществления бюджетными учреждениями предпринимательской деятельности.

Возможность осуществления бюджетными учреждениями такой деятельности предусмотрена не только Гражданским кодексом РФ [2], но и рядом законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании». Эти законы не утратили своей силы с принятием Бюджетного кодекса РФ [1]. Например, согласно Закону РФ «Об образовании», к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества. Схожие формы предпринимательской деятельности прописаны в  Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

              Таким образом, основными источниками финансовых ресурсов             бюджетных учреждений являются:

        - бюджетные ассигнования, которые предоставляются из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

        - поступления от оказания платных услуг населению. Предоставляемая платная услуга должна быть направлена на улучшение обслуживания не выходя за рамки профильной деятельности организации и не должна подменять деятельность, которая финансируется из бюджета. Иначе все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

        - выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

         - выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

         - выручка от оказания посреднических услуг;

         - доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

         - доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

         - доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

         - добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. [4, c. 230-231]

В соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливаются конкретные цели и направления расходования средств, независимо от источника их образования. Все расходы принято подразделять на две основные группы:

 текущие и капитальные  расходы. 

Текущие расходы - это расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, медикаментов, расходы на командировки,  выплата стипендий и т.д.

 Во второй группе находятся затраты на капитальный ремонт, капитальное строительство, приобретение инвентаря и оборудования .

 В учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы соотношение и состав расходов будет различно. Общей чертой для всех учреждений является доминирующий уровень расходов на оплату заработной платы с начислениями на нее. Хотя ряд расходов характерен только для определенных учреждений.

 К примеру, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах учреждений профессионального образования, расходы на приобретение мягкого инвентаря - детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения расходы на медикаменты - учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), и т.д. На данный момент за счет бюджетных средств реально финансируется весьма ограниченный план расходов - в основном это оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты.  Бюджетные учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств финансирование остальных видов расходов (приобретение оборудования, большая часть коммунальных услуг, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.). При этой системе нарушается основной принцип сметного финансирования - погашение за счет бюджетных средств всех необходимых расходов, которые предусмотрены для нормального функционирования учреждения.

Базирование финансового механизма функционирования здравоохранения в течение длительного времени в основном на системе государственного бюджетного финансирования вызвало много проблем в связи с переходом отрасли на обязательное медицинское страхование. Принятие Закона РФ «О медицинском страховании граждан» изменило систему финансового обеспечения отрасли.                                                                             

 Основными источниками финансирования здравоохранения стали средства бюджетов всех уровней, средства обязательного и добровольного медицинского страхования и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения. Но, несмотря на увеличение источников финансового обеспечения этой отрасли,  не произошло возрастания общего объема финансовых ресурсов в здравоохранении .Это должно было произойти за счёт частичного замещения бюджетных средств средствами обязательного медицинского страхования. Множественность источников финансирования учреждений здравоохранения не означает их объединения и распоряжения одним органом управления: бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, а средствами обязательного медицинского страхования — фонды обязательного медицинского страхования. Переход к обязательному медицинскому страхованию привел к необходимости разграничить расходы на здравоохранение между этими двумя источниками. За счет средств медицинского страхования стало осуществляться финансирование большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с договорами по обязательному медицинскому страхованию. Бюджетные средства используются только для финансирования учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия), а также учреждений скорой медицинской помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка. За счет бюджетных средств также финансируются приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и капитальный ремонт объектов здравоохранения. И, наконец, за счет бюджетных ассигнований осуществляется уплата страховых взносов за неработающее население (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных). Особенности организации финансов в учреждениях искусства и  культуры  связаны с функционированием этих организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как библиотеки, большая часть музеев, оплачивается за счет бюджетных средств. Эти учреждения находятся на сметном финансировании и получают средства из бюджетов разных уровней, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Другие организации культуры ( филармонии, театры, выставочные залы, цирки) оказывают услуги на платной основе.

Формирование финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства осуществляется  за счет бюджетных ассигнований, и за счет внебюджетных источников. Направления расходования бюджетных средств отражают специфику деятельности организаций культуры. К ним относятся затраты на реставрацию памятников культуры, истории, архитектуры, на создание новых постановок, представлений, на подготовку концертных программ, организацию фестивалей, выставок, на создание и обновление композиций музеев и выставок, на содержание животных в цирках и зоопарках и другие расходы. При этом бюджетные средства должны использоваться целенаправленно только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распространению культурных ценностей.

Финансовые ресурсы органов  государственной власти (законодательной и исполнительной) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. Этим органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Помимо бюджетных ассигнований финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется также за счет средств целевых бюджетных фондов. Используются средства фонда в основном на дополнительное финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройству территории, капитальному строительству в соответствии с инвестиционными программами, капитальному и текущему ремонту в учреждениях социально-культурной сферы, оказанию помощи отдельным жителям округа. Вместе с тем из этого фонда разрешается осуществлять расходы по материальному поощрению работников органов управления. Расходование фондов производится в соответствии со сметой расходов средств фонда на основании распоряжений префекта административного округа [4, с. 232-235]

Бюджетные учреждения составляют финансовую и статистическую отчетность:

Отчет о расходах на содержание управленческого  персонала по организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов;

Отчет о расходах на содержание органов  государственной власти и органов местного самоуправления;

Отчет по кредиторской задолженности  организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета. [9, с. 69]

В ходе налогово-бюджетной реформы  одним из важнейших направлений развития бюджетной политики страны является реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. Сокращение государственного сектора должно происходить за счет поэтапного перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе в условиях постепенного сокращения гарантированной бюджетной составляющей их финансирования. В случае если их передача в частный сектор нецелесообразна, необходимо предусмотреть более гибкую организационно - правовую форму для бюджетных организаций, осуществляющих переход на нормативно -  подушевое финансирование. Такой формой может стать специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация. Она должна получить широкое распространение в отраслях социальной сферы, в особенности здравоохранения и образования. Такие организации смогут выступать в качестве получателей бюджетных средств, распределяемых по принципу оплаты за фактически оказанные услуги (нормативно-целевое финансирование, государственный социальный заказ) и будут нести полную ответственность по своим обязательствам. Оставшиеся бюджетные организации будут финансироваться из бюджета по фиксированной смете.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций – особенности организации и функционирования