Финансы населения, их значение в финансовой системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:32, реферат

Краткое описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику финансов населения:
1) источники денежных средств граждан;
2) финансовая защита граждан: страхование и пенсионные фонды

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность финансов населения 4
1.1. Понятие финансов населения 4
1.2. Значение финансов населения 4
1.3. Сущность финансов населения 5
2. Источники денежных средств граждан 7
2.1. Источники денежных средств 7
2.2. Формирование бюджета прожиточного минимума 10
3. Финансовая защита граждан 14
3.1. Пенсионный фонд 14
4. Тестовая часть 20
Тест №1 20
Тест №2 22
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по финансам.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

процентов по вкладам  в сберегательных кассах, начисляемых  по итогам года;

доходов от увеличения стоимости  акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

выигрышей по лотереям;

временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

е) Прочие поступления  от продажи личных вещей организациям (скупочные пункты, комиссионные магазины и т. п.).

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

ж) Доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

По самым общим расчётам, на долю собственно неформального сектора  приходится около трёх четвертей  всех неучтенных доходов населения.

Наиболее типичными  видами неформальной деятельности являются:

    • услуги населению по строительству, ремонту, пошиву;
    • частные услуги – уборка, приготовление пищи;
    • репетиторство, частные уроки;
    • брокерство и посредническая деятельность.
    • уличная торговля;

Для большинства людей  доходы от неформальной занятости являются вторичными. Прежде всего, это касается тех, кто работает неполную рабочую неделю или находится в административных отпусках, тех, кто занят в отраслях с низким уровнем оплаты труда. 

 

2.2 Формирование  бюджета прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным  законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, бюджет прожиточного минимума представляет собой самую «жесткую» разновидность минимального потребительского бюджета, рассчитанную на использование только в ограниченные сроки - период кризисного существования экономики.

Указанный бюджет в отличие  от минимального потребительского бюджета, обеспечивающего удовлетворение основных материальных и духовных потребностей, ориентирован на физическое выживание и сохранение здоровья людей. Однако сегодня именно бюджет прожиточного минимума служит основой для определения минимального размера заработной платы, расчета пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. Расчеты бюджета прожиточного минимума позволяют обосновать систему социальных гарантий для малообеспеченных и слабо защищенных слоев населения.

Прожиточный минимум  в субъектах Российской Федерации  предназначается для:

оценки уровня жизни  населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой  государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Таблица 1

Величина прожиточного минимума, рубль, Кемеровская область, IV квартал 2008

все население 4301

трудоспособное население 4644

пенсионеры 3469

дети  4135


 

Соотношение среднего размера  начисленной заработной платы и  величины прожиточного минимума для населения трудоспособного возраста составило в 2007 году 3,3 раза, а в 2008 году, по данным за первые три квартала - 3,4 раза.

Рисунок 1 - Соотношение  средней заработной платы с величиной  прожиточного минимума и динамика реальной начисленной заработной платы (1990=100), 1990-2008, %

Таким образом, денежные доходы населения России формируются  за счет заработной платы, выплаченной наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений и прочих выплат), доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходов от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и других доходов. Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 80% совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3 (рис. 1). Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15,2% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Практически таков же вклад предпринимательских доходов, хотя в последние годы он снижался. Если в 1993-1995 и 2000 годах их удельный вес в совокупных денежных доходах населения составлял от 15 до 19%, то в 2007-2008 годы он снизился до 10%. В 2005-2006 годах до 10% возрастала доля доходов от собственности, в предшествующие годы игравших менее заметную роль - от 5% до 8%. Однако в 2007 и, особенно, в 2008 году она вновь снизилась. Предварительные данные за 2008 год показывают более высокий удельный вес в денежных доходах населения оплаты труда (68,5%) и социальных трансфертов (12,9%) за счет снижения удельного веса остальных источников их формирования, прежде всего - доходов от собственности, но впоследствии эти данные будут еще уточняться.

 

 

 

 

 


 

3.  Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2008. - 510 с.

 

Рисунок 2 - Состав денежных доходов населения России, 1970-2008 годы, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4.  Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2008. – 847 с.

3. Финансовая защита граждан  

 

3.1 Пенсионный фонд

финансы население налог  прожиточный минимум

Страхование

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Создан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР  № 442-I. Типичная ставка взносов в  Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

Взносы в ПФ учитываются  как составная часть единого  социального налога.

    • ПФ РФ используется на выплату:
    • пенсий по возрасту,
    • по инвалидности,
    • по потере кормильца,
    • за выслугу лет,
    • пенсий военнослужащим,
    • пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет,
    • пособий, одиноким матерям,
    • пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита,
    • пособий пострадавшим на Чернобыльской АЭС,
    • материальной помощи престарелым и инвалидам.

ПФ РФ финансирует  различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции.

Средства ПФ РФ формируются за счет:

• единого социального  налога, взимаемого с работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан;

• ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

• средств, возмещаемых  ПФ РФ Государственным фондом занятости  населения РФ в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

• средств, взыскиваемых с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных требований;

• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а  также доходов от капитализации  средств ПФ РФ и других поступлений.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному  страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);

- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на март 2009 года в Программу вступили свыше 1 160 000 россиян.

Доходы Пенсионного  фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей.

 

 

 

 

 


 

5.  Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

6.  Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ http://www.pfrf.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,120/

В настоящее время  трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей:

    • базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы),
    • страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека)
    • накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

С 1 марта 2009 года базовая  часть трудовой пенсии увеличилась  на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.

Фонд социального страхования (ФСС РФ) создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Положение о ФСС РФ утверждено постановлением Правительства  РФ от 12.02.94 № 101. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Этот документ регламентирует организацию и функционирование ФСС.

Средства ФСС образуются за счет:

• единого социального  налога, взимаемого с работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности) и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

Информация о работе Финансы населения, их значение в финансовой системе России