Финансы и финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансы предприятия…………………………………………………………4
1.1. Сущность и функции финансов……………………………………4
1.2. Государственные финансы…………………………………………6
2. Финансовый механизм предприятия………………………………………….7
3. Финансы в общественном воспроизводстве………………………………...11
4. Управление финансами……………………………………………………….15
5. Финансовый контроль………………………………………………………...17
6. Финансовая система…………………………………………………………..20
6.1. Структура финансовой системы и ее звенья…………………….20
6.2. Органы управления финансовой системой………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)
    • у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
    • у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;
    • у государства в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования  доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения и перераспределения этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью :

    • государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
    • финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
    • финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.

         Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспределения денежные, кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

На микроуровне финансы участвуют  как в процессе распределения, так  и в процессе перераспределения. Проанализируем финансовый аспект распределения  совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие налогов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к информации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по законам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимостью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рынков» не бывает.

Государство в той или иной степени  вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В  бывшем СССР такое вмешательство  было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизованное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элементов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.

Итак, все распределение ВВП  и национального дохода в условиях i командно-административной экономики  жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что позволяло безоговорочно включать их финансы в общую систему государственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламентирована значительно меньше. Так, при создании и распределении стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:

    • состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
    • размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);
    • методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;
    • объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;
    • сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;
    • состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др. Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения произведенного продукта (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политикой предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав себестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распределения выручки от реализации продукции.

Процесс распределения сопровождается и процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подоходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

В свою очередь, чистая прибыль может  направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:

    • уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы;
    • целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;
    • целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

Кроме того, в кругообороте средств  предприятия могут участвовать  денежные источники средств .в виде эмиссионного дохода и безвозмездных  поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резервов предстоящих расходов и платежей. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта.

Таким образом, финансы (в широком  понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производство/обмен, распределение, потребление — и могут оказывать  регулирующее воздействие на все  его составляющие:

создавая для всех хозяйствующих  субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру  расходов и цен предприятий с  помощью налогов, регламентации  амортизационной политики, налоговых  вычетов и льгот, ограничения  минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

    1. обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
    2. создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Эти ключевые моменты воздействия  финансов на воспроизводственный процесс  должны отражаться в финансовой политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Управление финансами

Согласно определению, управление это совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата. 
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции. 
В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  итоговым результатом составление  финансовых планов, начиная от сметы  отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.). Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании финансовые планы; органы государственной власти бюджеты разных уровней. 
В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации  ”узких”  мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами  определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономикоматематические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
5. Финансовый контроль

 

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. 
По определению, финансовый контроль это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. 
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. 
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансовокредитных взаимосвязей.

Информация о работе Финансы и финансовая система