Финансы и финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:11, реферат

Краткое описание

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Финансы и финансовая система 3
1.1. История финансов и финансовых отношений 3
1.2. Функции финансов 3
1.3. Финансовая система 5
Глава 2. Бюджет 7
2.1. Экономическая сущность и содержание государственного бюджета 7
2.2. Расходы и доходы государственного бюджета 11
2.3. Расходы и доходы региональных и местных бюджетов 14
2.4. Прочие фонды 16
Глава 3. Кредитная и налоговая системы 20
3.1. Кредитная система 20
3.2. Налоговая система 22
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

peredelano.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

Финансы являются одной  из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения  в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

 Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а  причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

 Финансы объективно  необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая  объективную необходимость финансовых  отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Глава 1. Финансы и финансовая система

1.1. История финансов и финансовых  отношений

 

     Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.             

Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения м/у  двумя субъектами, т.е. деньги выступали  материальной основой существования  и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями. В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер. В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.                                                                                                         Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.

1.2. Функции финансов

Финансы представляют собой  отношения по созданию и перераспределению  общественных благ и богатств. В  этом смысле они тесным образом связаны  с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств. 

Финансы - отношения  по:

Созданию и использованию  централизованных фондов государства

Распределению и перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов

Созданию и перераспределению  фондов предприятий


                                              Функции финансов

Распределительная

Контрольная

Регулирующая

В процессе производства и торговли возникают различные  доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется  перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину и т.д

Контроль за правильностью  аккумулирования и распределения  фондов и ресурсов. Поэтому финансы  позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

Предоставлении дотаций  государственным бюджетом.




                                      

1.3. Финансовая система

Финансовая система  представляет собой совокупность различных  звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.                                                  

Финансовая система  включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы:

- общегосударственные  финансы (обеспечивают потребности  расширенного воспроизводства на  макроуровне);

- финансы хозяйствующих  субъектов (используются для обеспечения  воспроизводственного процесса  денежными средствами на микроуровне).

На уровне государственных  финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность  деятельности предприятий.

Общегосударственные фонды  денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

  Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

 

Глава 2. Бюджет

2.1. Экономическая сущность  и содержание государственного  бюджета

Бюджет – это форма  образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием.

В этом смысле функции  бюджета сходны с функциями финансов, что               понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1) вмешательство в экономику;

2) поддержание государственного  аппарата управления;

3) правоохранительные  органы и судоустройство;

4) медицина, здравоохранение и образование;

5) оборона страны.

Госбюджет выполняет  следующие функции:

-   перераспределительную (перераспределение ВВП);

-   регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

-   стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

-   контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета).

     Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

     Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

По степени разделения власти м/у центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на:

- унитарные;

- федеративные;

- конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система России состоит  из 3 звеньев:

- федерального бюджета РФ;

- бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами.

- местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).

Сегодня бюджетная система  России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых  и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

2.2. Расходы и доходы государственного бюджета

Расходы бюджета –  это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач  и функций государственного и  местного самоуправления.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

В зависимости от влияния  на процесс расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на:

  • текущие (на обеспечение текущих потребностей);
  • капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

К бюджету текущих  расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с действующей  классификацией и существующим законодательством.

В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная часть бюджета  формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых  доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами  и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Информация о работе Финансы и финансовая система