Финансы и кредиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежных агрегатов, закона и форм денежного обращения и дать характеристику денежной системы РФ.
В практической части необходимо выполнить расчеты с данным заданием и сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть………...……………………………………………..4
1.1. Понятие денежных агрегатов……….……………………………...4
1.2. Понятие денежного обращения……………………………………6
1.3. Закон денежного обращения..……………………………………...7
1.4 Особенности денежной системы РФ. …………………………… 10
II. Практическая часть……………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)
  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
  • определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном  обращении, когда знаки стоимости  потеряли связь с металлической  основой, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового  обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц  на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот  и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает  их величину исходя из размера оборотной  кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность  в резервных фондах обусловлена:

  • необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
  • обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
  • поддержанием обязательного по купюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;
  • сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения документа, дающего  право ЦБР подкреплять оборотную  кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Все вопросы, связанные  с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются  Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица - рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

В Федеральном  законе о Центральном банке РФ (Банке России) предусмотрены порядок  выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • учетная политика;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения.

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной  политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных вложений.

Конечно, Банк России не может непосредственно воздействовать на процентные ставки по операциям  банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом  количеством денег в обращении  и эффективностью посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Поэтому влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении  предложения ссудного капитала в  стране путем скупки или продажи  ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учетная политика Центрального банка состоит в  учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Валютное регулирование  связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с  экономическими методами регулирования  денежного обращения, которые были перечислены выше. Банк России в  исключительных случаях может применять  прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

 

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распорядительные органы государственной власти местными органами.

Источники доходов:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые доходы делятся на:

  • Прямые
  • Косвенные

Неналоговые доходы складываются:

  • Доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности;
  • Продажи имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности;
  • От платных услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями;
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности;
  • Средства самообложения граждан;
  • Иные налоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из:

  • Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • Межбюджетные субсидии;
  • Субвенции из федерального бюджета;
  • Иные межбюджетные трансферты;
  • Безвозмездные поступления от других юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся финансированием дефицита бюджета.

Осуществление расходов бюджетов производится в виде:

  1. Правительственных закупок;
  2. Трансфертных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА  НА 2009 ГОД

 

Наименование  дохода

Сумма, млн. руб.

В процентах  в общей сумме доходов, %

Прямые налоги, %

Косвенные налоги, %

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

     
         

1.1 Налог на  прибыль

756,66

6,92%

100,00%

 

1.1.1 В том  числе:

       

Налог на прибыль  организаций

630,55

5,77%

   

1.1.2 Налог на  прибыль организаций нефтегазового  сектора

126,11

1,15%

   

1.2 ЕСН в ФБ

610,85

5,59%

100,00%

 

1.3 Налог на  товары, реализуемые на территории РФ

2008,87

18,38%

   

1.3.1. В том числе:

       

НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ

1868,24

17,10%

 

100,00%

1.3.2 Акцизы по  подакцизным товарам, производимым  на территории РФ

140,63

1,29%

 

100,00%

1.4 Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1442,73

13,20%

   

1.4.1 НДС на  товары, ввозимые на территорию  РФ

1403,21

12,84%

 

100,00%

1.4.2 Акцизы по  подакцизным товарам, ввозимым  на территорию РФ

39,52

0,36%

 

100,00%

1.5 Налоги, сборы,  регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1479,29

13,54%

   

1.5.1 Налог на  добычу полезных ископаемых

1444,1

13,22%

   

1.5.1.1 Налог на  добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья

1433,42

13,12%

   

1.5.1.1.1 Нефть

1330,62

12,18%

95,00%

 

1.5.1.1.2 Газ горючий  (природный) из всех видов месторождений  углеводородного сырья

92,72

0,85%

100,00%

 

1.5.1.1.3 Газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья

10,08

0,09%

100,00%

 

1.5.1.2 Налог на  добычу прочих полезных ископаемых

10,68

0,10%

40,00%

 

1.5.2 Прочие налоги, сборы и платежи за пользование  природными ресурсами

35,19

0,32%

100,00%

 

1.6 Государственная  пошлина

33,59

0,31%

100,00%

 

ИТОГО НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

6331,99

57,95%

   

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

     

2.1 Доходы от внешнеэкономической деятельности

4242,81

38,83%

   

2.1.1 Таможенные  пошлины

4156,41

38,04%

100,00%

 

2.1.1.1 Ввозные  таможенные пошлины

808,57

7,40%

   

2.1.1.2 Вывозные  таможенные пошлины

3327,84

30,45%

   

2.1.1.2.1 Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую

2102,86

19,24%

   

2.1.1.2.2 Вывозные  таможенные пошлины на газ  природный

457,03

4,18%

   

2.1.1.2.3 Вывозные  таможенные пошлины на товары, вырабатываемые из нефти 

573,08

5,24%

   

2.1.1.2.4. Прочие вывозные таможенные пошлины

194,87

1,78%

   

2.1.1.2. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности

106,4

0,97%

   

2.2 Доходы от  использования имуществом, находящимся  в муниципальной и государственной  собственности

120,1

1,10%

100,00%

 

2.2.1 Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном капитале общества или дивидендов по акциям предприятий РФ 

50,73

0,46%

   

2.2.2 Проценты  по государственным кредитам

7,82

0,07%

   

2.2.3 Поступления  средств от использования имуществом, находящимся в собственности  РФ

6,08

0,06%

   

2.2.4 Доходы от перечисления части прибыли Центрального Банка РФ

50

0,46%

   

2.2.5. Прочие поступления от использования имуществом, находящимся в собственности РФ

5,98

0,05%

   

2.3 Платежи при  пользовании природными ресурсами 

59,04

0,54%

   

2.3.1 Плата  за негативное воздействие на окружающую среду

3,5

0,03%

   

2.3.2 Платежи  при пользовании недрами земли 

37,82

0,35%

   

2.3.3 Плата за  использование лесов 

9,71

0,09%

   

2.3.4 Прочие платежи  при пользовании недрами

8,46

0,08%

   

2.4 Доходы от  оказания платных услуг и компенсации затрат

133,39

1,22%

   

2.5 Доходы от  продажи материальных и нематериальных  активов

24,97

0,23%

   

2.6 Административные  платежи и сборы 

4,3

0,04%

   

2.7 Штрафы, санкции,  возмещение ущерба

5,11

0,05%

   

2.8 Прочие неналоговые доходы

2,977

0,03%

   

2.9 Доходы бюджетов  бюджетной системы РФ от возврата  остатков субсидий и субвенций  прошлых лет

0,09

0,00%

   

3. Целевые отчисления  от Всероссийский государственных  лотерей

2,36

0,02%

   

ИТОГО НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4595,147

42,05%

   

ИТОГО НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

4692,5

42,94%

   

ИТОГО НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

6234,637

57,06%

   

ВСЕГО

10927,137

100,00%

   

 

Вывод 1: По результатам расчетов мы видим, что наиболее значимыми статьями доходов являются налоговые доходы (57,95%от общей суммы доходов), не нефтегазовые доходы (57,06% от общей суммы доходов), нефтегазовые (42.94%), значимый вес в доходной части бюджета имеют неналоговые платежи (42,05% от общей суммы).

АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ  БЮДЖЕТА:

 

РАСХОДЫ

СУММА ИСХОД- НЫЙ ВАРИАНТ (ФЗ № 204-ФЗ от 12.11.2008 г.)

%

Общегосударственные вопросы

1 343 727 487,90

14,89%

В том числе:

   

Инвестиционный  фонд

156 458 138,80

1,73%

Национальная  оборона

872 565 304,90

9,67%

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

896 838 661,70

9,94%

Национальная  экономика

1 163 308 776,00

12,89%

Жилищно-коммунальное хозяйство

201 515 771,70

2,23%

Охрана  окружающей среды

63 804 790,70

0,71%

Образование

486 591 674,60

5,39%

Культура, кинематография, средства массовой информации

214 064 957,10

2,37%

Здравоохранение, физическая культура и спорт

479 870 366,30

5,32%

Социальная  политика

315 258 342,70

3,49%

Межбюджетные  трансферты

2 987 108 864,70

33,10%

ВСЕГО

9 024 654 998,30

100,00%


 

Вывод 2: Наибольший удельный вес в общей сумме расходов имеют  межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы (33.10% и 14,89% соответственно).  Бюджетная политика Правительства РФ в области расходов поддерживает такие приоритетные национальные проекты, как образование (5,39%), здравоохранение, физическая культура и спорт (5,32%); национальная  оборона и безопасность (9,67% и 9,94% соответственно).

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ НА 2009 ГОД

 

Информация о работе Финансы и кредиты