Финансы в системе экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Финансы………………………………………………………………...5
1.1Финансы - историческая категория………………………………….5
1.2 Финансовые ресурсы…………………………………………………7
2. Функции финансов…………………………………………………….10
2.1 Распределительная функция…………………………………………11
2.2 Контрольная функция………………………………………………..14
2.3 Другие функции……………………………………………………....15
3. Роль финансов в экономике………………………………………….17.
4. Основные направления совершенствования финансовых отношений в России…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовая.docx

— 62.62 Кб (Скачать файл)

Страховая политика Российской Федерации направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:

- формирование  законодательной базы рынка страховых  услуг;

- развитие  обязательного и добровольного  видов страхования;

- создание  эффективного механизма государственного  регулирования и надзора за страховой деятельностью;

- стимулирование  перевода сбережений населения  в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- поэтапная  интеграция национальной системы  страхования с международным  страховым рынком.

Валютная  политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере  валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

По длительности решения задач различают текущую  валютную политику и долговременную валютную политику.

Текущая валютная политика направлена на оперативное  регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д.

Долговременная  валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению  валютного механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.

Валютная  политика осуществляется главным образом  в двух формах: учетной политики и девизной политики.

Учетная политика в сфере международных  валютных отношений направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.

Девизная  политика направлена на регулирование  валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении  курса национальной валюты центральный  банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка  как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.

Валютный  контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

Основные  направления валютного контроля следующие:

- определение  соответствия проводимых валютных  операций 
действующему законодательству и наличия необходимых для 
них лицензий и разрешений;

- проверка  выполнения резидентами обязательств  в иностранной валюте перед государством,а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

- проверка  обоснованности платежей в иностранной  валюте;

- проверка  полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для привлечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная  политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения  прав граждан России, установленных  в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная  политика представляет собой симбиоз  налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и  услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные  процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и  между хозяйствующими субъектами, а  также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время  во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.

Политика  в сфере государственного долга  направлена на укрепление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.

Для российской политики в сфере государственного долга наиболее значимыми являются следующие обстоятельства:

- высокий  удельный вес внешнего долга  в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и между народными финансовыми организациями;

- неравномерный  характер погашения внешнего  долга, наличие 
пиков платежей;

- достаточно  высокая стоимость обслуживания  государственного внешнего долга;

- неконтролируемые  риски корпоративных и региональных  заимствований (Объем заимствований российских корпораций на зарубежных финансовых рынках весьма значительный и составляет около 27 млрд. долл. США. Суммарный объем долга субъектов РФ достигает 218 млрд. руб. (2 % к ВВП))8;

- наличие  неурегулированной части долга  бывшего СССР;

- высокая  стоимость так называемых «связанных»  кредитов;

- значительные  косвенные расходы по займам  международных 
финансовых организаций;

- использование  отдельными странами-кредиторами  долга бывшего СССР в качестве рычага воздействия на Российскую Федерацию.

Российская  Федерация имеет просроченную (неурегулированную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегулированные взаимные финансовые требования в отношениях с Китаем и республиками бывшей СФРЮ.

США, Великобритания, Германия и Франция проявляют  готовность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в качестве непременного условия предварительное выполнение должником согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым российской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.

По «связанным»  кредитам, привлекаемым от правительств иностранных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вызванные нерыночным механизмом ценообразования на поставляемые инвестиционные и другие товары.

По займам международных финансовых организаций  при сравнительно невысокой их стоимости весьма значительны расходы на консультационные услуги, на содержание групп реализации проектов и др. Внушителен перечень предварительных условий, предшествующих началу реализации проектов, финансируемых за счет займов. Устанавливаемые международными финансовыми организациями правила проведения конкурсных торгов создают предпосылки для удорожания закупаемых в рамках проектов услуг, работ и товаров9.

Наряду  с государственной политикой  существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации2.

 

Заключение

 

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении  и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру, экономически стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Также проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в России в условиях кризиса.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и  структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных  условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни  общества, важно обеспечить своевременное  решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Коренные  изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета  переведено на налоговую основу; принципиально  изменилась структура расходов бюджета  и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Анализируя  состояние финансов и их взаимосвязь  с финансовой политикой можно  сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение  «прозрачности» статей бюджета и  их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и  финансовой политики уделяется определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения  в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

 

Список  литературы

 

  1. Бабич А. М, Павловой Л. Н. /Под ред.Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник— М., 2000;
  2. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. //Финансы 2007 г. № 4;
  3. Бурцева С.А Статистика финансов. – М., 2004.
  4. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М., 2002. 145 стр;
  5. Дробозина Л. А. / Под ред. Финансы: Учебник— М., 2001;
  6. Дробозина Л.А0., Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Общая теория финансов: Учебник /Л.АПод ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005 г.;
  7. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006;
  8. Ковалева В.В. под ред. Финансы. / Учебное пособие, М., ТК Велби. 2006. 7 стр.;
  9. Коновалова Т.В.под ред. Финансы и кредит. Организация самостоятельной работы студентов / – М., 2007.
  10. Крохина Ю.А. Финансовое право. – М., 2007.
  11. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. / М., ИВЭСЭП, 2003;
  12. Нешитой А.С. О состоянии экономики и финансов Российской Федерации // Финансовый менеджмент. 2006. № 4;
  13. Романовского М.В. под ред. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие М., Юрайт 2001., 79 стр.
  14. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение, кредит. – М., 2007.

 

 

1 Романовский М.В. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред. М., Юрайт 2001., 79 стр.

2 Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. / М., 2002. 145 стр.

Информация о работе Финансы в системе экономических отношений