Финансы в системе экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Финансы………………………………………………………………...5
1.1Финансы - историческая категория………………………………….5
1.2 Финансовые ресурсы…………………………………………………7
2. Функции финансов…………………………………………………….10
2.1 Распределительная функция…………………………………………11
2.2 Контрольная функция………………………………………………..14
2.3 Другие функции……………………………………………………....15
3. Роль финансов в экономике………………………………………….17.
4. Основные направления совершенствования финансовых отношений в России…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовая.docx

— 62.62 Кб (Скачать файл)

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой — тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит — только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов — вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов — временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита  проявляется в постоянном превращении  финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный  процесс

Объективные предпосылки влияния  финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

  • распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;
  • контрольная функция отражает через движение финансовых 
    ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может  быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным  свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные направления совершенствования финансовых отношений в России.

В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной  финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

К федеральным  органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой 
финансовой, кредитной и денежной политики;

Министерство  финансов РФ осуществляет выработку  единой 
государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы;

Министерство  экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций;

Министерство  иностранных дел РФ участвует  в разработке и 
реализации государственной политики в области расширения 
финансовых связей Российской Федерации с иностранными 
государствами и международными организациями;

Федеральное казначейство совместно с Центральным  банком 
РФ принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики.

Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент  РФ направляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Цели  и задачи бюджетной политики на 2012 год и среднесрочную перспективу.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство  должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности  — удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

Основа  для решения социальных проблем  — высокие темпы устойчивого  экономического роста, обеспечивающего  создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия  людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для  развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой  страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.

Создание  условий для будущего развития —  важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены  в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация  самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для  достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической  проблемы»6.

Налоговая политика представляет собой систему  мероприятий государства в области  налогов. Финансовая наука четко  определила основные принципы налогообложения, т. е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.

Впервые основные положения в области  налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд — книга «О богатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля — труд — капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.

В дальнейшем финансовая наука обосновала много  весьма полезных выводов для налоговой политики. Например, превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большинство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях дохода.

Однако  не все принципы и выводы науки  находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.

Современная налоговая политика в России связана  с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Налоговую реформу намечено проводить по следующим  трем направлениям:

во-первых, совершенствование налогового законодательства;

во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за 
соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.

В ходе проведения налоговой реформы предусматривается  проведение конкретных мероприятий, направленных на:

- сокращение  числа налогов и сборов, отмену  неэффективных 
и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;

- повышение  значения налогов, связанных с  использованием 
природных ресурсов;

- переход  к налогу на недвижимость (вместо  налога на имущество и земельного налога);

- введение  системы экологических платежей, охватывающей 
все виды негативного воздействия на окружающую среду;

- расширение  круга операций, облагаемых государственной  пошлиной;

- унификация  ставок налогов и принципов  налогообложения в 
отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка; и т.д.

Реализация  указанных мер должна позволить  привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.

«Налоговая  политика в 2011–20012годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».

Вот некоторые  из обозначенных задач:

Существенное  увеличение размера социального  налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских  учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать в сумме социального вычета и взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.

Необходимо  разработать критерии оценки эффективности  работы сотрудников налоговых и  таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов  и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям»7.

Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную  роль. Осуществляется в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Информация о работе Финансы в системе экономических отношений