Финансы в воспроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявления сущности финансов и механизма их функционирования в Российской Федерации.
Для этого в работе решались следующие задачи:
1. Дано определение финансов и финансовой системы.
2. Показана роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Сущность финансов как инструмента расширенного воспроизводства……..5
1.1. Определение финансов и финансовых отношений…………………………5
1.2. Функции финансов, их роль в расширенном воспроизводстве……………8
2. Анализ современного состояния финансов Российской Федерации……...19
2.1. Управление финансами в Российской Федерации………………………...19
2.2. Современное состояние финансов Российской Федерации………….…..26
3. Рекомендации по совершенствованию финансов
Российской Федерации…………………………………………………………...29
3.1. Прогнозы развития финансов Российской Федерации……………………29
3.2.Совершенствование финансовой системы посредством
повышения финансового контроля……………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………..48
Библиографический список………..…………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня для повышения  эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к  действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

    • уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
    • конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
    • введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
    • принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
    • наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

 В последнее время  нередко высказывается идея сосредоточения  функций финансового контроля  в стране исключительно в руках  Счетной палаты РФ. Вряд ли, однако, она справится с задачей всеобъемлющего  контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс. главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учетом же получателей средств из бюджетов различных уровней, а также хозяйствующих субъектов, использующих госимущество, суммарное количество соответствующих контрагентов достигает 3,5 млн.; экономическую деятельность с применением налоговых преференций ведут свыше 2,5 млн. значимых налогоплательщиков юридических лиц. Разумеется, Палата не в состоянии контролировать каждого получателя бюджетных средств и каждого конкретного налогоплательщика. [9, с.41]

С учетом вышесказанного Счетную палату РФ некоторые экономисты предлагают превратить в компактный, мобильно реагирующий на изменения  социально-экономических условий развития орган независимого контроля за эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения госсобственностью. Для этого Палата должна прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. [9, с.97]

Также предлагается включить в Федеральный закон «О Счетной  палате Российской Федерации» норму  об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью. Принятие этих решений в первую очередь позволило бы, думается, в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов. Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно, — повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.

Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать в законодательном порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной прокуратуры. В данном контексте заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры. Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в Генпрокуратуру об участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус обязательных к исполнению поручений. Важно также предусмотреть нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и имущественного права или нанесения ущерба государству.

В настоящее время  не обеспечена скоординированность  действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов  имеют достаточно специфические  задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена. Подобную специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля.

Главное контрольное  управление Президента Российской Федерации  в чистом виде можно достаточно условно  отнести к органам финансового  контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов.

Основная проблема состоит  главным образом в распределении  контрольных полномочий в организации  последующего контроля между Счетной  Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных  распорядителей бюджетных средств  и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля.

Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Одновременно основной функцией этих органов должен стать  контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ.

 

Заключение

 

Организация и функционирование  эффективной системы финансов —  обязательный и непременный элемент  государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении  функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость  должного правового регулирования  организации и деятельности органов  государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования финансовой системы и в частности финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

При совершенствовании  системы финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о  поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной  палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым  органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

Библиографический список

 

 

  1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" [Текст]: федеральный закон № 395-1 [принят Государственной Думой  27.07.06.]
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об акционерных обществах" [Текст]: федеральный закон № 6-ФЗ [принят Государственной Думой  24.11.95.]
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" [Текст]: федеральный закон № 39-ФЗ [принят Государственной Думой  22.04.06.]
  4. Баканов, М.И.  Теория финансов [Текст]: учебное пособие / М.И. Баканов.-М.: Финансы и статистика, 2006. - 485 с.
  5. Бандурин, В.В. Проблемы рынка ценных бумаг  [Текст]: учебное пособие / В.В. Бандурин.–М.: Наука и экономика, 2005. -123 с.
  6. Богачев, В.Ф. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Богачев. - СПб.: Издательский дом "Коврус", 1996. – 321 с.
  7. Кац, И.Я. Предприятия в условиях перехода к рынку [Текст]: учебное пособие / И.Я. Кац.-М.: Экономика, 2002. – 233 с.
  8. Киселев, А.П. Диагностика финансового состояния российских предприятий [Текст]: учебник для ВУЗов/ А.П. Киселев. - М.: Финстатинформ,2004. – 542 с.
  9. Ковалев В.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник для ВУЗов/ В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 221 с.
  10. Маканов, М.И.  Теория ценных бумаг [Текст]: учебное пособие / М.И. Маканов.-М.: Финансы и статистика, 2000. - 452 с.
  11. Молчанова, В.В. Участники финансового рынка  [Текст]: учебное пособие / В.В. Молчанова.–М.: Наука и экономика, 2005. -123 с.
  12. Мордовкин, В.Ф. Акции, облигации, векселя  [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Мордовкин. - СПб.: Издательский дом "Экстра", 2001. – 221 с.
  13. Роговцев, М.Н.  Ценные бумаги и финансовый рынок [Текст]: учебное пособие / М.Н. Роговцев.-М.: Финансы и статистика, 2000. - 567 с.
  14. Рожков, В.В. Рынок производных финансовых инструментов  [Текст]: учебное пособие / В.В. Рожков.–М.: Наука и экономика, 2005. -123 с.
  15. Сочков, С.Ф. Финансовый рынок [Текст]: учебное пособие / С.Ф. Богачев. - СПб.: Издательский дом "Коврус",2003. – 321 с.
  16. Сухарев, И.В. Фондовый рынок [Текст]: учебное пособие / И.В. Сухарев.-М.: Дело, 2002. – 233 с.
  17. Таланин А.А. Деньги и кредит [Текст]: учебник для ВУЗов/ А.А. Таланин. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 341 с.
  18. Татаринова Н.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник для ВУЗов/ Н.В. Татаринова. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 145 с.
  19. Трухачев, А.В.Финансы и кредит  [Текст]: учебное пособие / А.В. Трухачев.–М.: Наука и экономика,2003. -345 с.
  20. Яковлев, А.В. Проблемы финансового рынка РФ  [Текст]: учебное пособие / А.В. Яковлев.–М.: Наука и экономика,2004. -445 с.

 

 

 

 


Информация о работе Финансы в воспроизводстве