Финансы в воспроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявления сущности финансов и механизма их функционирования в Российской Федерации.
Для этого в работе решались следующие задачи:
1. Дано определение финансов и финансовой системы.
2. Показана роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Сущность финансов как инструмента расширенного воспроизводства……..5
1.1. Определение финансов и финансовых отношений…………………………5
1.2. Функции финансов, их роль в расширенном воспроизводстве……………8
2. Анализ современного состояния финансов Российской Федерации……...19
2.1. Управление финансами в Российской Федерации………………………...19
2.2. Современное состояние финансов Российской Федерации………….…..26
3. Рекомендации по совершенствованию финансов
Российской Федерации…………………………………………………………...29
3.1. Прогнозы развития финансов Российской Федерации……………………29
3.2.Совершенствование финансовой системы посредством
повышения финансового контроля……………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………..48
Библиографический список………..…………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

К числу дискуссионных  относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику  финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение  финансов такой их признак как  императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью  понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

2. Анализ современного состояния  финансов Российской Федерации

 

2.1. Управление финансами в Российской Федерации

 

Начнем с того, что дадим понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы выражают общественные отношения, а финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются фонды денежных средств, т.е. это система форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система  Российской Федерации включает следующие  звенья финансовых отношений:

    1. государственную бюджетную систему, состоящую из:
      • республиканского бюджета;
      • бюджетов национально-государственных и админинстративно-территориальных образований;
      • местных бюджетов;
    2. внебюджетные специальные фонды, которые имеют строго целевое назначение – расширить услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики;
    3. государственный кредит, который является особой формой кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами;
    4. фонды страхования;
    5. финансы предприятий различных форм собственности, которые составляют основу финансов и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне. Финансовые отношения  предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти – Федеральное собрание, Государственная Дума и Совет Федерации.

Также важнейшим органом, осуществляющим управление финансами  в Российской Федерации, выступает  Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах. 

Министерство  финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в  своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие  полномочия:

-вносит в  Правительство Российской Федерации  проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

-на основании  и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

1.порядок формирования  отчетности об исполнении федерального  бюджета, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации  и консолидированного бюджета  Российской Федерации;

2. порядок ведения  сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

3.порядок применения  бюджетной классификации Российской  Федерации;

4.формы налоговых  деклараций, расчетов по налогам  и порядок заполнения налоговых  деклараций;

5.форма таможенного  приходного ордера, на основании  которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

6.форма акта  о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;

7.акты, определяющие  случаи, когда уплата таможенных  платежей может обеспечиваться  договором страхования;

8.акты, устанавливающие  максимальные суммы одной банковской  гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

9.порядок и  условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

10.форма требования  об уплате таможенных платежей;

11.форма решения  о взыскании в бесспорном порядке  таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;

12.порядок контроля  таможенной стоимости товаров  и транспортных средств совместно  с Министерством экономического  развития и торговли Российской  Федерации;

13.порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

14. порядок формирования  государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;

15.отчеты об  итогах эмиссии федеральных государственных  ценных бумаг;

16.стандарты  раскрытия информации о ценных  бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг и т.д.

Министерство  финансов осуществляет:

-составление проекта федерального бюджета;

-утверждение  и ведение сводной бюджетной  росписи федерального бюджета;

-управление  в установленном порядке средствами  Стабилизационного фонда Российской  Федерации;

-методическое  руководство в области бюджетного  планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

-методологическое  обеспечение кассового обслуживания  органами федерального казначейства  бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов;

-организацию  ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

-заключение  от имени Российской Федерации  договоров о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации  и договоров обеспечения регрессных  требований гаранта;

-управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

-ведение государственной  долговой книги Российской Федерации  и учет информации о долговых  обязательствах, отраженных в соответствующих  долговых книгах субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований;

-выполнение  функций эмитента государственных  ценных бумаг;

-государственную  регистрацию условий эмиссии  и обращения государственных  ценных бумаг субъектов Российской  Федерации и муниципальных ценных  бумаг;

-обеспечение  предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

-утверждение  прейскурантов цен на драгоценные камни, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

-организацию  реализации международной схемы  сертификации необработанных природных  алмазов;

-сбор, обработку  и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

-согласование  решений Пенсионного фонда Российской  Федерации об объемах и структуре  размещения средств страховых  взносов;

-проводит в  установленном порядке конкурсы  и заключает государственные  контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

-осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций и т.д.

Министерство  финансов Российской Федерации с  целью реализации полномочий в установленной  сфере деятельности имеет право:

-запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

-учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

-привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

-создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

-учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб.

Информация о работе Финансы в воспроизводстве