Финансовый контроль, сущность, формы, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны.

Содержание

1. Понятие, сущность и функции финансового контроля
2. Формы, виды и методы проведения финансового контроля
3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
4. Негосударственный финансовый контроль
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовый контроль.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

• организация контроля исполнения федерального бюджета и  внебюджетных фондов;

• подготовка предложений  по устранению обнаруженных нарушений  и упорядочению бюджетного процесса;

• оценка эффективности  и целесообразности расходования государственных  средств, в том-числе предоставленных  на возвратной основе, и использования  федеральной собственности;

• определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

• финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

• регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления  в федеральный бюджет денежных средств  от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею. Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, —  тематические проверки и ревизии.[4] Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной  палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.[7]

Контроль финансов со стороны  Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов;

назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его  функций: контроль над деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.[5]

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров — Правительстве  РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.[1] При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные  подразделения Минфина в той  или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных вне бюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и  приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций  при наличии у них фактов незаконного  расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетости; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности (сюда не входит аудит  банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный  контроль  использования  государственных  средств осуществляет действующий  в рамках Минфина Департамент  государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина  РФ, созданный Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина  РФ. Департамент и его территориальные  подразделения обязаны проводить  комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений  и целевого использования средств  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

• контроль за доходной и  расходной частью федерального бюджета  в ходе его исполнения;

• контроль состояния государственных  финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной  и исполнительной власти отчетов  о финансовых операциях Правительства  РФ и состоянии бюджетной системы;

• контроль совместно с  Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга  РФ;

• контроль государственных  федеральных внебюджетных фондов и  финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют  право производить проверки различных  денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках.[8] Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства  РФ переход на казначейскую систему  исполнения федерального бюджета, который  должен закончиться в 1999 г., призван  значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.

Следует отметить, что в  настоящее время не предусмотрено  серьезной административной или  уголовной ответственности за нецелевое  использование бюджетных средств, что резко снижает степень  эффективности государственного финансового  контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных  ресурсов дела были доведены до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие санкции и механизм их применения.

Финансовый контроль со стороны  специализированных органов. Помимо рассмотренных  выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение  или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а  также государственные налоговые  инспекции в субъектах РФ и  органах местного самоуправления.[8] Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов Координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки; и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов и приостановление  операций по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеют право  наложения административных штрафов  и принудительного взыскания  недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налоговой  дисциплины созданы органы налоговой  полиции, ее территориальные и местные  подразделения.

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

• выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

• защиту сотрудников налоговой  инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;

• предупреждение, выявление  и пресечение коррупции в налоговых  органах.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования  в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном  страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 г.). В 1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.                                  

Информация о работе Финансовый контроль, сущность, формы, виды