Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать аудиторский контроль с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы аудиторского контроля.
2. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
3. Исследовать осуществление аудиторского контроля в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и значение аудиторского контроля 5
Глава 2. Организация аудиторского контроля: виды, формы, методы, их характеристика 11
2.1 Виды аудиторского контроля 11
2.2 Формы аудиторского контроля 15
2.3 Методы аудиторского контроля 17
Глава 3. Аудиторский контроль в Росси. 25
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Аудиторский контроль.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

      Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности на территории Российской Федерации. При этом нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать статьям настоящего Федерального закона.

Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ, в котором определены основные направления аудита в России.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, и оказывать сопутствующие аудиту услуги, но он не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.(9)

Наряду с аудитором, аудиторской деятельностью вправе заниматься аудиторские организации, которые представляют собой коммерческие организации, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита только после получения соответствующей лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Что касается кадрового состава аудиторской организации, то не менее 50% штатных сотрудников должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - то не менее 75% сотрудников. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.(3)

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации устанавливаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. (8)

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 и Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 405. Указанные Постановления Правительства утверждают 11 стандартов аудиторской деятельности: № 1 - «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»; № 2 - «Документирование аудита»; № 3 - «Планирование аудита» и т.д.

Указанные стандарты  являются основными правилами или  основополагающими принципами аудиторских  процедур, проводимых при осуществлении  аудиторской деятельности в России. Стандарты (правила) аудиторской деятельности должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. В то же время стандарты предполагают выражение аудитором собственного мнения. Стандарты аудита необходимы для того, чтобы поддерживать аудиторскую деятельность в России на должном уровне, отвечающем требованиям международных стандартов. Они способствуют повышению знаний и квалификации аудиторов, обеспечивают сравнимость качества работы аудиторских фирм, а также облегчают аудиторскую работу.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Наряду со стандартами  в аудиторской деятельности широко применяются нормы аудита, которые  содержат руководство по процедурам, которые могут применяться при проверке специфических вопросов, при подготовке неаудиторских отчетов. Нормы аудита должны быть убедительными, но при этом они не имеют директивного характера. Отклоняясь от них, аудитор должен объяснить причины их несоблюдения. В то же время было бы неразумным стремиться установить аудиторские нормы для всех возможных ситуаций - это бы сдерживало развитие аудита в целом. Аудиторские стандарты и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

Осуществляя аудиторскую  проверку и контроль достоверности  финансовой отчетности, аудитор должен соблюдать нормы профессиональной этики. Соблюдение общечеловеческих и  профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный, также материальный ущерб. Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно и предвзято.(6)

Принимая обязательство  оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом  знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Следует отметить, что аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ними. Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении услуг, для своей выгоды или для выгоды третьей стороны, или в ущерб интересам клиента.

Плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема предоставленных услуг. Она может зависеть как от сложности оказываемых услуг, так и от квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата аудиторской проверки или обуславливаться иными обстоятельствами.

Аудиторы обязаны доброжелательно  относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих какой-либо ущерб коллегам по профессии.

Аудиторская проверка - это  основное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средство аудиторского контроля. Инструментами аудиторской проверки (контроля) являются две группы методов: это методы фактической проверки и методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверка объемов выполненных работ.

В ходе проверки аудитор  составляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качество выполняемой  им работы. В ней содержится необходимая информация о клиенте, краткое описание выполненной работы, метод проведения проверки (сплошной или выборочной), объем проверенной документации, замечания по результатам проверки, перечень непредставленных к проверке первичных и других документов, нарушения действующего законодательства, а также мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков и рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. В рабочих документах находят отражение система внутрихозяйственного контроля у клиента (с выделением слабых и положительных сторон), программа аудита, и результаты аудита за прошлый год.

Рабочие документы должны реально подтверждать, что аудит  был спланирован, что собранные  свидетельства достоверны и заключение соответствует результатам осуществленной проверки. Подробности рабочего документа должны не расходиться с тем, что содержится в финансовой отчетности. Выводы, которые сделал аудитор должны носить четкий, недвусмысленный характер, на основании этого составляется аудиторское заключение.

Результатом аудита (аудиторского контроля) является аудиторское заключение. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности»  и Правилу № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» - аудиторское  заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с установленным правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.(9)

Как правило, основными  элементами аудиторского заключения являются: наименование; адрес; сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении); сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемую деятельность); вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата заключения; и подпись аудитора.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем  аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока  действия его квалификационного  аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства относительно подготовки отчетности. Аудиторское заключение и отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в том количестве экземпляров, которое согласованно аудитором и аудируемым лицом (организацией).(9)

Таким образом, осуществление  аудиторского контроля в Российской Федерации осуществляется индивидуальными  аудиторами или аудиторскими организациями  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Государственное регулирование  аудиторской деятельности в России осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основные его функции: организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; системы надзора за соблюдением аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением аудиторами федеральных правил аудита и т.д.,т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатам исследований можно  сделать вывод о том, что аудит  дает большие возможности для  развития экономико-правового контроля, задача которого заключается в защите возникающих экономических отношений от недобросовестного предпринимательства, в борьбе и профилактике с правонарушениями в сфере экономики, а также в формировании общественного правосознания на более высоком уровне. Возникновение института независимых аудиторов устраняет проблему несовпадения интересов составителей информации и пользователей, приводящую к необъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия.

Появление аудита, как независимого финансового контроля стало важным шагом в удовлетворении потребностей правоохранительных органов в широком выборе специалистов при назначении экспертиз. Появление независимых аудиторов позволяет решать экспертные вопросы более своевременно и качественно, так как большинство из них обладает высоким уровнем квалификации. В основе профессии аудитора лежат глубокие познания в области бухучета, специфики отчетной финансовой документации, управления и менеджмента, отличное знание гражданского, финансового права. Аудиторы могут давать заключение по вопросу достоверности бухгалтерской отчетности, а также заниматься постановкой бухучета на предприятии. Целесообразность услуг аудиторов диктуется также тем, что они обязаны всесторонне проводить анализ предприятий и давать руководителям практические советы.

Информация о работе Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе