Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать аудиторский контроль с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы аудиторского контроля.
2. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
3. Исследовать осуществление аудиторского контроля в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и значение аудиторского контроля 5
Глава 2. Организация аудиторского контроля: виды, формы, методы, их характеристика 11
2.1 Виды аудиторского контроля 11
2.2 Формы аудиторского контроля 15
2.3 Методы аудиторского контроля 17
Глава 3. Аудиторский контроль в Росси. 25
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Аудиторский контроль.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Аудитор несет ответственность  за формирование и выражение мнения о достоверности отчета, ответственность  за подготовку и предоставление отчетности несет руководитель аудируемого лица.

Аудит отчетности не освобождает руководство  от ответственности.(6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация аудиторского контроля: виды, формы, методы, их характеристика

         2.1 Виды аудиторского контроля

 

Основными видами аудиторского контроля являются внешний и внутренний аудит.(рис 2.1.1)


                                              Аудиторский контроль



  Внутренний                                                            Внешний


 


                                                                         Инициативный аудит



                                                                                     Обязательный аудит



                                                                Аудит по специальным


                                                                 аудиторским заданиям

 

Рис 2.1.1 Виды аудиторского контроля.

 

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами  с целью объективной оценки положения  дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта.

Внутренний аудит –  это регламентируемая внутренними  документами организации деятельность по контролю звеньев управления и  различных аспектов  функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации.

Таким образом как  внутренний, так и внешний аудит  – это проверка финансовой отчетности, соблюдение законодательства. И внутренний, и внешний аудит дает оценку деятельности.

Но существует ряд  отличий:

       1) По  уровню независимости:

Внутренний – это  структурное подразделение предприятия, подчиняется руководству, т.е. зависимое  подразделение, где работают штатные  работники.

Внешний – как материально, так и организационно не зависит от аудируемого лица. Оплата услуг в соответствии с договором.

        2) По выполнению поставленных  задач:

Внутренний – подготавливает информацию о финансово-экономической  деятельности предприятия для своего руководства.

Внешний – подготавливает аудиторское заключение согласно договора.

        3) По методу проведения:

Внутренний – проводится непрерывно.

Внешний – периодически по требованию экономического субъекта.

       4) По  регламентации деятельности:

Внутренний – регламентируется положением на предприятии.

Внешний – договором.(1)

 

Внешний аудиторский  контроль подразделяется на обязательный, инициативный и аудиторский контроль по специальным заданиям.

Обязательный аудит  — обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В Российской Федерации  обязательный аудит регулируется федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В соответствии с этим законом обязательный аудит должны проводить:

- организации с объемом  годовой выручки более 50 млн  рублей или суммой активов,  более 20 млн рублей;

-   открытые акционерные  общества;

-    кредитные  организации;

-    страховые  организации;

-    товарные и  фондовые биржи;

-    государственные  внебюджетные фонды.(8)

По итогам аудиторской  проверки составляется аудиторское  заключение, которое является составной  частью бухгалтерской отчётности.

Инициативный аудит  – это проверка независимой аудиторской  организацией как состояния бухгалтерского учета в целом, так и его отдельных участков, соответствия отчетности фактическому положению дел на предприятии, наличия заявленных активов и обязательств.

          Инициативный  аудит проводится по решению  учредителей и/или руководства организации и может охватывать любой период деятельности организации.

Область назначения инициативного  аудита очень широка, но можно привести основные, самые распространенные случаи, когда он необходим:

-    смена собственников  предприятия; 

-    продажа предприятия как имущественного комплекса;

- проверка состояния  бухгалтерского учета и помощь  в работе бухгалтерской службы  предприятия; 

-    оптимизация  налогообложения; 

-    постановки  системы бухгалтерского учета; 

-    внедрение  крупных инвестиционных проектов;

-    проверка эффективности  работы административного персонала; 

        -    повышение доверия партнеров  и инвесторов.

Аудит по специальным  аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской  отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское  задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению  государственных  органов  в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.

Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от:

-      экономических  субъектов;

-      государственных  органов;

-    заинтересованных  пользователей бухгалтерской отчетности  какого-либо экономического субъекта.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.

Перед  выполнением  специального аудиторского задания  аудиторская  организация  должна  удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудиторской организацией.

Планируя выполнение специального задания,  аудиторская  организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным  аудиторским заданиям, а также  определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.(3)

        2.2 Формы аудиторского контроля

 

По организационным признакам  аудит подразделяется на следующие  формы: регламентированный, договорный, внутренний (ведомственный) и государственный.

Проведение регламентированного аудита регулируется законодательством и нормативными актами, которыми определены субъекты хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному аудиту, например, по данным годового финансового отчета о финансово-хозяйственной деятельности до представления его налоговым службам или в сроки, определенные органами государственного управления; при получении банковского кредита — обязательное представление заемщиком заключения аудитора о его финансовом состоянии.

Договорный — объект аудита, объем  работ, период и сроки их выполнения обусловливаются договором между субъектом предпринимательской деятельности и аудиторской организацией (аудитором).

Внутренний (ведомственный) аудит  — проводится собственником в  зависимости от потребности управления маркетингом, определения платежеспособности и предупреждения банкротства. Применяется он как на предприятиях, так и внутри компаний, концернов и др.

Государственный — аудиторские  подразделения налоговых служб, которые непосредственно у плательщиков налогов (юридических и физических лиц) проверяют состояние учета хозяйственных операции и отражение их в финансовой отчетности, полноту и своевременность начисления и уплаты налогов в государственный и муниципальный бюджеты, финансовые фонды и др.(5)

По процессуальным признакам, т.е. участию в процессе проведения аудита различных специалистов и аудиторских организаций, аудит подразделяется на одно-, многопредметный (комплексный), комиссионный.

Однопредметный — исследуется  вопрос одного вида (предмета) аудита - платежеспособности, эмиссии ценных бумаг и др.

Многопредметный — комплексный  аудит стратегии управления маркетингом, выполнения народнохозяйственных программ, поэтому в нем принимают участие  специалисты разных профессий, а  также различных аудиторских  организаций. Комплексный аудит может выполняться локально, когда каждый аудитор исследует вопросы, относящиеся к его компетенции (предмету). Свои заключения они передают заказчику для обобщения и комплексной оценки в зависимости от его потребностей.

Комиссионный аудит проводится несколькими специалистами разных профессий, но одной аудиторской организации, поэтому обобщение делается в одном заключении, которое подписывается всеми аудиторами, принимавшими в нем участие. Этот аудит осуществляется, как правило, аудиторскими фирмами, которые назначают одного из аудиторов руководителем. Обязанностью его является синтезирование результатов исследования разных аудиторов, принимавших участие в комиссионном аудите. Руководитель аудиторской группы должен иметь наибольшие познания в отрасли методологии финансово-хозяйственного контроля, методики экономических исследований, уметь синтезировать выводы других аудиторов (экономистов, социологов, технологов), имеющих отношение к одной программе исследования, т.е. классифицировать аудиторскую идентификацию их.(1)

По содержанию и функциям в управлении финансово-хозяйственной деятельностью  аудит подразделяют на предупредительный, перманентный (текущий), ретроспективный (послеоперационный) и стратегический.

Предупредительный — это аудит, целью которого есть предупреждение разного рода конфликтных ситуаций в финансово-хозяйственной деятельности до их возникновения.

Перманентный — это аудит, который  проводится непрерывно в процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Целью его  является обеспечение менеджеров информацией об отклонениях производственных процессов от заданных параметров, финансовой стабильности в маркетинговой деятельности, конкурентоспособности произведенной продукции, работ и услуг на внутреннем и зарубежном рынках.

Ретроспективный — это аудит, который проводится после выполнения хозяйственных операций преимущественно за прошлый год.

Стратегический — это аудит, который решает вопросы стратегии  развития фирмы, компании в перспективе.

Необходимо  отметить, что все виды аудита взаимосвязаны в единой системе финансово-хозяйственного контроля, направлены на совершенствование предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования в условиях рыночных отношений.(5)

        2.3 Методы аудиторского контроля

 

В процессе функционирования аудиторский  контроль сформировал в системе  прикладных экономических наук свой метод. Метод аудиторского контроля в осуществлении своих функций  характеризуется использованием общенаучных  и собственных методических приемов  контроля расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта.

В аудиторском контроле применяют  организационные модели проведения контрольно-аудиторского процесса —  стандарты.

Собственные методические приемы аудиторского контроля — это специфические приемы, разработанные практикой на основе достижений экономической науки. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции науки и ее общенаучных приемов и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Так, методические приемы аудиторского контроля развились на основе бухгалтерского учета и экономического анализа, статистики и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы аудиторского контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, маркетинг, финансирование, кредитование и др.).(4)

Методические  приемы аудиторского контроля можно  объединить в такие группы: органолептические, расчетно-аналитические, документальные, обобщения и реализации результатов  контроля.

1) Органолептические (от греч. organon — орудие, инструмент) — инвентаризация, контрольные замеры работ, выборочные и сплошные наблюдения, технологический и химико-технологический контроль, экспертизы, служебное расследование, эксперимент.

Инвентаризация  — проверка объектов контроля в натуре органолептическим способом.

Сущность  этого приема контроля состоит в  том, что проверка наличия и состояния  объектов проводится путем осмотра, подсчетов, взвешивания, обмера. В аудиторском  контроле применяется как основной методический прием фактического контроля сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также состояния расчетно-кредитных отношений и других активов и пассивов объединения, предприятия.

Информация о работе Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе