Финансовый контроль и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение вопроса о том, что такое финансовый контроль, какие виды и формы ему присущи, пути повышения эффективности финансового контроля.
Развитие разнообразных общественных систем на протяжении всей многовековой истории человеческой цивилизации, формирование и трансформации материальных основ жизнедеятельности

Содержание

Введение 2
1. Содержание и значение финансового контроля 3
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля 7
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ 12
Вывод 17
Литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль и его оценка его эффективности.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

3. По характеру компетенции  выделяют: органы общей компетенции  — осуществляют контроль в  отношении достаточно широкого  круга вопросов (например, Счетная  палата РФ, Главное контрольное  управление Президента РФ, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора  РФ и др.); органы отраслевой  компетенции (Федеральная служба  страхового надзора); органы межотраслевой  компетенции (Федеральная налоговая  служба, Федеральная таможенная  служба).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский  контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие  формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов  хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью  обязательного аудита является получение  информации о финансовом положении  организации, пользователями которой  являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также  органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом  образования, распределения и использования  государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии ее взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет  свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность  в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской  проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности  отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие  от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой  проверку функционирования отдельных  частей хозяйственного механизма организации  в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных  актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут  осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных  действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей  от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие  формы финансового контроля (табл. 2).

 

Таблица 2

Основные формы финансового  контроля

Признак классификации

Формы финансового  контроля

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия  субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведения контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Сплошной, выборочный

Характер источников контроля

Документальный, фактический

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Полнота охвата проверяемых  вопросов

Комплексный, тематический, встречный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный, дополнительный


 

  1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Деятельность органов  финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками  которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.)- В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная  палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной  палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе  органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими  функциями функцию контроля и  надзора в финансово-бюджетной  сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка  организации контроля в финансово-бюджетной  сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства  РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении федеральных  служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также  осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями  и иными организациями. В своей  деятельности они руководствуются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158—160) предусмотрено, что главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных  средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании  бюджетных средств. Главные распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской  деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными  федеральными законами, регулирующими  отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

Аудиторская деятельность в  РФ осуществляется на основании федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые  действуют в профессиональных аудиторских  объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими  свою деятельность без образования  юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая  сопоставимость деятельности аудиторских  фирм (аудиторов).

Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного  аудита. Федеральным законом «Об  аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской  проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

В отдельных случаях орган  государственной власти может выступать  заказчиком аудиторского контроля, например, при проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

 

Вывод

Роль финансового контроля в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности.

Информация о работе Финансовый контроль и его оценка