Финансовый контроль и его оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение вопроса о том, что такое финансовый контроль, какие виды и формы ему присущи, пути повышения эффективности финансового контроля.
Развитие разнообразных общественных систем на протяжении всей многовековой истории человеческой цивилизации, формирование и трансформации материальных основ жизнедеятельности

Содержание

Введение 2
1. Содержание и значение финансового контроля 3
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля 7
3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ 12
Вывод 17
Литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль и его оценка его эффективности.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Содержание и значение финансового контроля 3

2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля 7

3. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ 12

Вывод 17

Литература 19

 

 

Введение

Основной целью данной работы является рассмотрение вопроса  о том, что такое финансовый контроль, какие виды и формы ему присущи, пути повышения эффективности финансового  контроля.

Развитие разнообразных  общественных систем на протяжении всей многовековой истории человеческой цивилизации, формирование и трансформации  материальных основ жизнедеятельности, постоянная эволюция хозяйственной  практики, ведущей к возникновению, созданию и накоплению богатства  общества, породили различные экономические  системы, сосуществующие и сменяющие  друг друга.

Общественный прогресс в своей материальной основе, проходя через все стадии - и примитивную, и технократическую, и гуманистическую, подтвердил жизнестойкость и рациональность товарно-денежных отношений как базы наиболее устойчивой оптимальной и эффективной экономической среды. Появление и существование рынка немыслимо вне денежных отношений. Важнейшим элементов рыночной экономики, безусловно, являются финансы.

Финансы в корне изменили содержание всех разнообразных хозяйственных  связей. Но и сами контактирующие субъекты, и объекты взаимодействия оцениваются  в том же денежном измерении. Тем  самым появилось единообразное  и поэтому условное отражение  всей хозяйственной деятельности - производства и обслуживания, предпринимательства  и благотворительности, распределения  и перераспределения, обращения  и обмена, доходов и расходов, накопления и потребления, все участников и предметов - населения, предприятий, рынков, продуктов, работ, услуг, финансы  стали универсальным индикатором  состояния экономики.

 

 

  1. Содержание  и значение финансового контроля

Контроль, являясь одной  из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и  проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов  управленческих воздействий на управляемый  объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Как форма реализации контрольной  функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах  с рыночной экономикой роль финансового  контроля особенно велика, так как  важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права  становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее  значение для управления финансами  на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению  финансовой безопасности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового  контроля раскрывается через его  цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном  получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового  контроля являются:

  • обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  • соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
  • повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового  контроля выделяют как основные, так  и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового  контроля можно выделить: объект и  субъект; информационное, правовое и  методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового  контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение  контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных  элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное  единство в процессе достижения целей  контроля, представляет собой систему  финансового контроля.

В качестве объекта финансового  контроля выступают: процессы образования, распределения и использования  финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом  в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как  они в соответствии с действующим  законодательством непосредственно  осуществляют контроль и несут ответственность  за свои действия.

Субъектами финансового  контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные  органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные  специализированные организации), а  также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых  осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего  контроль.

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс  финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления  контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных  действий и операций реализуется  в определенной форме контроля. Установленный  порядок осуществления контрольных  действий и операций составляют процедуры  контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в  совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового  контроля включает следующие основные этапы:

  • планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
  • проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
  • систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
  • реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов. Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Основными принципами финансового  контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций  и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает  наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость  органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется  действующим законодательством. Под  объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную  деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов  по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового  контроля при соблюдении установленных  норм и правил, касающихся государственной  и коммерческой тайны. Принцип ответственности  предполагает добросовестное отношение  сотрудников органов финансового  контроля к своим должностным  обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

  1. Характеристика  видов, форм и методов финансового  контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие  определенные связи между объектами  классификации.

Для определения видов  финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект  и объект контроля. В зависимости  от определенных признаков классификации  выделяют следующие виды финансового  контроля (табл. 1).

Таблица .1

Основные виды финансового  контроля

Признак классификации

Виды финансового  контроля

Субъект контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Объект контроля

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.


В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные  с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Система контрольных органов  в рамках исполнительной власти в  Российской Федерации формируется  Правительством РФ в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в  Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню  государственной власти выделяют: федеральные органы государственного  финансового контроля и региональные  органы государственного финансового  контроля. К федеральным органам  относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; в Германии (ФРГ) — Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ — счетные палаты федеральных земель; во Франции — региональные счетные палаты.

Информация о работе Финансовый контроль и его оценка