Финансовый контроль и анализ территориальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

История планирования хозяйственной деятельности насчитывает многие тысячелетия. Как только люди стали заниматься земледелием и животноводством, они вынуждены были соизмерять свои трудовые усилия, материальные затраты и полученные результаты. Они должны были определять заранее объем семян, которые необходимо оставить из собранного урожая для будущего посева, а также количество животных, которое необходимо оставить для воспроизводства стада. Позже, по мере развития родов и племен и их объединения для совместной деятельности, в частности для создания ирригационных систем, строительства храмов, необходимо было заранее определить размер материальных ресурсов и трудовых затрат на реализацию этих долговременных проектов. Таким образом, были заложены основы экономического планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Текущее бюджетное планирование………………………………………5
2. Финансовый контроль и анализ территориальных финансов………….13
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

1.  Текущее бюджетное планирование………………………………………5

2. Финансовый контроль и анализ территориальных финансов………….13

Заключение…………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Планирование является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности человека.

История планирования хозяйственной  деятельности насчитывает многие тысячелетия. Как только люди стали заниматься земледелием и животноводством, они вынуждены были соизмерять свои трудовые усилия, материальные затраты  и полученные результаты. Они должны были определять заранее объем семян, которые необходимо оставить из собранного урожая для будущего посева, а также  количество животных, которое необходимо оставить для воспроизводства стада. Позже, по мере развития родов и племен и их объединения для совместной деятельности, в частности для  создания ирригационных систем, строительства  храмов, необходимо было заранее определить размер материальных ресурсов и трудовых затрат на реализацию этих долговременных проектов. Таким образом, были заложены основы экономического планирования.

С объединением племен и  созданием государств, возложением  на государство административной, военной, хозяйственной функций для материального  обеспечения выполнения этих функций  возникла необходимость централизации  сначала материальных ресурсов, а  с появлением денег — и финансовых ресурсов в государственной казне. Распределение этих ресурсов также  потребовало их планирования. Появились  государственные бюджеты. Развитие ремесел, товарного обмена, торговли, появление денег как средства платежа и накопления привело  к необходимости распределения  денежных средств внутри хозяйства  и между хозяйствующими субъектами. Так были заложены основы финансово­бюджетного планирования.

В процессе экономического, в том числе и финансово­ бюджетного планирования, определяются цели развития государства и производства, способы  их достижения, обосновываются темпы  роста отдельных отраслей, общеэкономические, отраслевые, территориальные пропорции. Для достижения этого составляются планы, которые призваны направлять и координировать экономические и социальные процессы в государстве.

В условиях рыночной экономики, при огромной роли финансовых ресурсов значение финансово ­ бюджетного планирования необычайно высоко. На финансово  ­ бюджетное планирование возложена  важная функция распределения и  обоснования планомерного использования  финансовых ресурсов в национальном хозяйстве, регионах, отраслях и организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Текущее бюджетное  планирование.

Управление средствами связано  с понятием бюджетирования, которое  включает систему финансовых ресурсов и бюджетных затрат, состоящую  из:

а) анализа;

б) планирования;

в) контроля.

Бюджетирование  в масштабах страны выявляет денежные потоки и связи в государстве, определяет источники поступления  и направления расходования денежных средств, создает систему контроля над финансовыми потоками, проводит корректировку доходных и расходных  статей бюджета. Термин "бюджет" понимается двояко: во-первых, это масса финансовых ресурсов; во-вторых, это соотношение  между доходами и расходами системы, т.е. баланс денежных средств объекта  хозяйствования.

Система бюджетного планирования в государстве  складывается десятилетиями, отражая  насущные проблемы состояния и развития конкретной страны. Государственные  органы власти составляют проект плана  получения и расходования средств, который после утверждения, становится бюджетным планом (бюджетом). План применяет  такие формы воздействия на экономику, как субсидирование и финансирование.

Показательна  эволюция понятия "бюджет". Вначале  в масштабах страны он рассматривался лишь как финансовый план, в котором  основное место уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Затем  в его методологию стали включать экономические аспекты, и их роль со временем возрастала. Сам бюджет стал восприниматься как главный  финансовый документ страны. Он стал основным средством государственного экономического планирования, влияющим на макроэкономическую стабилизацию и рост. Сейчас понятие  бюджета характеризует всесторонний процесс распределения ресурсов и распоряжения ими при сопоставлении затрат с доходами.

Планирование  распределения ресурсов зависит  от оценки будущего поступления средств. Для этого анализируется состояние  макроэкономических параметров страны (ВВП, внешний и внутренний кредит, занятость в обществе), учитывается  процесс стабилизации и роста  экономики и т.д.

Обоснование сумм расходования средств по направлениям бюджетного плана происходит на основе экстраполяции прошлых тенденций  с учетом качественно новых предполагаемых явлений. Сильное влияние на распределение  средств оказывает изменение  суммы доходной части бюджетного плана.

При превышении доходной части над расходной говорят о профиците средств бюджета, при превышении расходной -- о дефиците. Начало рыночных преобразований в России характеризовалось дефицитом. По. мере усиления экономического потенциала от дефицита в бюджете страна перешла к профициту. Тяжелое положение в российской экономике, связанное со значительным размером дефицита бюджета, было в середине 90-х гг. XX в. Дефицит, составляющий более 20% доходов, считается для любой страны критическим. Так, по стандартам ЕС, бюджетный дефицит союза не должен превышать 3% доходов.

Бюджетный кодекс страны, принятый в России в 1998 г., определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Согласно ему государственная бюджетная система страны состоит из трех звеньев: 1) федерального бюджета; 2) республиканских, областных и краевых бюджетов; 3) местных бюджетов (городские, районные, поселковые и сельские). При составлении бюджетов различных уровней действует принцип сбалансированности, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему поступлений из источников финансирования.

Методически обоснование бюджетного плана происходит на основе балансового метода. Значительную долю доходной части бюджетного плана  составляют налоги. Их обоснование  происходит в плане по налогам  и сборам. Наибольшая доля приходится на такие федеральные налоги, как  подоходный, налог на прибыль и  НДС. Налоги в доходы федерального бюджета  собираются по всей территории страны по единым нормативам. Кроме налогов  доходную часть бюджета образуют сборы: за право торговли, курортные, акцизные, таможенные пошлины, а также  другие доходы государства. Средства бюджета  в значительной мере формируются  Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Министерством  имущественных отношений, Министерством  по атомной энергии и др.

В динамике последних лет российская практика бюджетного планирования заметно  стабилизируется, хотя по-прежнему точное исполнение утвержденного бюджетного плана для страны является проблематичным. Бывает, что к концу года фактические  расходы превышают плановые, а  доходы наоборот: оказываются ниже плановых. Нередки случаи, когда для бюджета возникает необходимость неоднократных корректировок. Может происходить перераспределение резервов с тем, чтобы обеспечить ресурсами иные, чем предусмотрено, направления деятельности.

С укреплением рыночного потенциала закономерно уменьшается доля государственной  поддержки отраслей экономики. Так, в России заметно снижаются расходы  на промышленность, энергетику и строительство (с 1,82% в 1997 г. до 0,56% ВВП в 2001 г.), уменьшается  государственная поддержка и  сельского хозяйства из средств  бюджета. Однако в обществе всегда остаются виды деятельности, требующие государственной  поддержки: научные исследования, культура, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение  и некоторые другие. В бюджетном  планировании заметнее стала проявляться  тенденция к оптимизации расходной части бюджета путем снижения федерального влияния при усилении регионального (местного) влияния и частного предпринимательства.

Таким образом, составление и исполнение бюджетного плана является частью финансово-бюджетного регулирования страны. Государственная  бюджетная система состоит из трех звеньев.

1. Планирование бюджета определяет  процесс обоснованного формирования  и использования денежных средств  государства.

2.Бюджет  страны характеризует его масштаб  и структура.

3.Бюджетный  план является средством воздействия  государства на рациональное  использование имеющихся финансовых  ресурсов.

В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа бюджетной  системы, суть которой состоит в  переходе от идеологии контроля над  затратами к идеологии управления результатами путем оптимальной  децентрализации управления общественными  финансами. Первый уровень децентрализации  будет достигнут путем реформы межбюджетных отношений (с 2006 года), второй - за счет реформы бюджетного процесса (с 2007 года), третий - за счет реструктуризации бюджетной сети (с 2008 года).

В финансовых органах чрезвычайно  актуальна проблема перехода на новые  методы расчета бюджета. В соответствии с концепцией бюджетных реформ в  РФ, в настоящее время активно  ведутся исследования в области  организации среднесрочного финансового  планирования и бюджетного планирования, ориентированного на результат.

В структуре бюджетного механизма  выделяют следующие блоки, обусловленные  функциональными особенностями  управления бюджетными отношениями:

а) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

б) исполнения бюджета;

в) бюджетного контроля.

Каждому из блоков присущи  специфические методы, с помощью  которых решаются задачи, возникающие  на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный механизм состоит из элементов (блоков), которые обеспечивают выполнение этапов бюджетного цикла. Таким образом, из бюджетного механизма можно выделить, например, механизм бюджетного планирования, который обладает своим предназначением, организацией и методами.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном  уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с  материальными и трудовыми балансами  в стоимостном выражении.

В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы  и сводные финансовые балансы (СФБ), составляемые на общегосударственном  и территориальном уровнях управления.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей  прогноза экономического и социального  развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным  показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточнения  прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных  и использованных в государстве  или на определенной территории. Сводный  финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых  фондов и предприятий, расположенных  на соответствующей территории.

Составление сводного финансового  баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового  плана, т. е. бюджета.

Таким образом, бюджетное  планирование - это один из элементов  системы управления бюджетом, предназначение которого состоит в составлении  и утверждении бюджетного плана  на основании прогнозируемых данных и в соответствии с целями бюджетной  политики.

Со сводным финансовым планированием тесно связано  бюджетное прогнозирование.

Бюджетное прогнозирование  является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем  на год. Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

Метод экстраполяции, т. е. составление  перспективы исходя из практики предшествующих периодов.

Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными  специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства.

Применение этих двух методов  одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Следующий этап бюджетного планирования - процесс составления  проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета - определение  объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового  обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально - экономического развития государства или территории, которая в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей.

В основу разработки проекта  федерального бюджета закладываются  направления планируемой финансово-бюджетной  политике, определенной в Бюджетном  послании Президента РФ Правительству  Российской Федерации, и показатели разработанного Министерства экономики  РФ прогнозе социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового  баланса. Также, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным  банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных  прогнозов социально- экономического развития страны.

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территориальных финансов