Финансовый контроль, его содержание, значение и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль в любой сфере в настоящее время наиболее значим. Финансовый контроль как на предприятиях так и на уровне государства на современном этапе является главной задачей субъектов контроля. Этим и объясняется актуальной курсовой работы. Целью данной работы является изучение содержания, значения и задач, а также, рассмотрение путей развития финансового контроля в ближайшей перспективе. В связи с целью работы были поставлены и решены следующие задачи: -Рассмотрение теоретических основ финансового контроля; -Поиск путей развития финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы финансового контроля…………….………...….6

1.1. Сущность финансового контроля и его содержание и значение ……6
1.2. Задачи и функции финансового контроля…………………….……..11
1.3. Субъекты и объекты, классификация финансового контроля..…….13

2. Развитие и совершенствование финансового контроля в РФ................17

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

ФИн контроль, его сод, знач и задачи2.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

  Сформированы также  новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой  службы, государственного страхового  надзора; функции финансового  контроля осуществляют и созданные в 1990 – х. гг. органы федерального казначейства.

Широкое развитие получил  контроль в новой форме – аудиторской  деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской  деятельности.

  Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая  служба РФ, преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».

  Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов. [5, с 20]

  К задачам Совета  отнесены: формирование тактики  и методологии государственного  финансового контроля; определение  его основных направлений и  механизма; согласование практических  мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового

Законодательство определяет формы взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными  органами в целях усиления его  эффективности, что имеет особо  важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Создание системы государственного финансового контроля. Одним из направлений  совершенствования государственного финансового контроля в Российской федерации является построение единой финансовой системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. В этой связи необходимо:

-привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями;

-разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных органов;

реформировать организационную  структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения;

-организовать адекватную информационную инфраструктуру;

-повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

Важным шагом на пути построения эффективной системы  государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля. В законе «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» следует определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами. [8, с 18]

Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля )государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной  палаты РФ, направленных по результатам  ревизии государственным органам  и коммерческим организациям. Это  может быть достигнуто либо путем  установления штрафов, взыскиваемых с руководителей учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение предписаний Счетной Палаты РФ; в таком случае следует внести дополнения и ныне существующую ст. 287 УК РФ.

Использование новых  информационных технологий должно стать  фактором повышения технологий государственного финансового контроля в сфере  финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с этим необходимо:

-Формирование единого информационного пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизации учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;

-Усиление совместной работы органов государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой информации;

-Совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования;

-Создание системы антивирусной защиты информационных систем и баз данных органов государственного финансового контроля, осуществление эффективного совместного контроля со специалистами Центра безопасности связи ФСБ России.

-Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности. Важнейшим направлением деятельности высших органов государственного финансового контроля в Российской Федерации является контроль за эффективностью использования государственных средств и государственной собственности (аудит эффективности). Учитывая тот факт, что важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности бюджетных расходов, значение внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности трудно переоценить. [9, с 18]

 

Этот факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования  системы государственного финансового  контроля, ориентируя контрольно-счетные  органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с позиций ее эффективности и результативности. [11, с 50]

Важным этапом внедрения  аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового контроля в РФ является его законодательное обеспечение. Следует дополнить нормативную правовую базу государственного финансового контроля рядом положений, в частности:

- определить аудит  эффективности государственных расходов как деятельность, направленную на анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявления причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимального положительного общественного эффекта.

- определить аудит  эффективности государственных  расходов как направление деятельности  контрольных органов;

- определить критерии  и показатели эффективности функционирования органов (организаций), деятельность которых является объектом проведения аудит эффективности государственных расходов;

- определить понятие  «неэффективное использование бюджетных  средств» как такое, которое  связано с нарушение бюджетного законодательства и является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства;

- сформулировать и  законодательно определить соответствующие  меры принуждения за неэффективное  использование бюджетных средств,  внести необходимые изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Повышение роли финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства. Одной из основных причин, тормозящих усилия органов государственной власти по созданию конкурентоспособной многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роса, повышение уровня жизни населения, развития государств и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Возросшие экономические возможности позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют провалы в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом

В связи с этим проблемы, связанные с необходимостью создания государственного правового механизма  обеспечения финансовой безопасности, с повышением результативности деятельности органов государственного финансового  контроля в сфере финансовой безопасности, требуют незамедлительного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев все теоретические  вопросы, связанные с финансовым контролем  и проявление его на практике,  можно сделать некоторые  выводы.

Организация государственного финансового контроля в настоящее  время в России имеет множество  недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждается  в усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономических  отношений. Например, используя мировой опыт, в России создана Счетная Палата,  что является, безусловно, позитивным фактором, но сфера ее деятельности ограничена. Так, решением Конституционного Суда признано неправомерным Счетной Палатой России финансового контроля по использованию денежных средств государственного бюджета, так как контроль по осуществлению государственного бюджета является частью государственного финансового контроля, возникает необходимость в новом контрольном органе, который бы осуществлял  указанные функции.

К проблемам государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль по подготовке проекта  бюджета и его исполнением, оценку эффективности организационных  и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительных постановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усиление государственного ведомственного контроля предприятий государственного сектора экономики.

Важным есть обновление и функций внутреннего контроля. Его организация, согласно закона  России о предприятиях, возложена на руководителя предприятия.

В осуществлении внутреннего  контроля важнейшее место занимают работники бухгалтерии, кроме главных  бухгалтеров. Но главный, также как  руководители объединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушение правил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственную деятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и через аппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специалисты, на которых возложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).

Обновление внутреннего  контроля, по моему мнению, усилит контрольную  функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.

Информация о работе Финансовый контроль, его содержание, значение и задачи