Финансовый контроль, виды, формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть финансовый контроль, а также его виды формы и методы.
Для достижения поставленной задачи в своей работе я постараюсь выполнить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и значение финансового контроля;
Рассмотреть классификацию финансового контроля;
Определить сущность аудиторского контроля;
Разобрать методы финансового контроля;
Проанализировать организации финансового контроля в Республике Казахстан.

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ …………..
• 1.1.1.Сущность и значение финансового контроля 2
Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 2
• 1 Виды финансового контроля 2
2.2 Формы финансового контроля 2
2.2 Методы финансового контроля 2
• 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 2
• ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………………
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль, виды, формы и методы.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Эффективность финансового  контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных администраций. Этот вид контроля проводит Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Исходя из концепции строительства правового государства усиливается роль законодательных органов в осуществлении финансового контроля. Поэтому выделяются функции Парламента Республики Казахстан как субъекта контроля и соответствующий вид контроля - парламентский (депутатский). Объектом данного контроля выступают государственные расходы: при утверждении любого мероприятия, вызывающего расходы государственного бюджета; при проверке соответствия представленных в бюджете расходов целям принятых законов; при ревизии составления бюджета. Основной целью предварительного парламентского контроля является определение общей целостности предусмотренных расходов в данных конкретных политических, экономических и социальных условиях. Ревизия составления бюджета проводится под углом зрения правильности цифр, включенных в сметы. Кроме того, Парламент должен осуществлять текущий контроль и особенно последующий при проверке отчетов распорядителей ассигнований по принятому Закону о республиканском бюджете. При этом основной формой парламентского контроля должен быть предварительный контроль. В Парламенте Республики Казахстан имеются специализированные рабочие органы в обеих Палатах - Сенате и Мажилисе - комитеты по экономике, финансам и бюджету. Эти органы в процессе законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции палат, проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции -министерства, ведомства, а также в Правительство республики. Для организации контроля за исполнением указов, постановлений и распоряжений Президента республики, усиления ответственности должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел. В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов государственного управления. Аппарат информирует Президента о принятых мерах по устранению выявленных недостатков и нарушений, вносит предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении актов Президента; вносит для рассмотрения в Правительство, главам администраций, другие органы государственного управления представления об устранении выявленных нарушений, причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению актов Президента. В реализации своих функций Аппарат наделен соответствующими полномочиями в получении необходимой информации от руководителей и должностных лиц проверяемых органов. Государственным органом является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан. Задачами и функциями Счетного комитета являются: 1) контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных актов по исполнению республиканского бюджета; 2) выполнение поручений главы государства по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета; 3) контроль за поступлением средств в республиканский бюджет и законностью их использования; 4) контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ и финансирование государственных потребностей; 5) представление на рассмотрение Парламенту Республики Казахстан отчета об исполнении республиканского бюджета. Широкими полномочиями в сфере контроля обладает Правительство Республики Казахстан. Оно, возглавляя систему исполнительных органов, осуществляет руководство и контроль их деятельности, по всему кругу вопросов, входящих в компетенцию министерств, ведомств, исполнительных органов административно-территориальных единиц, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и собственных постановлений и распоряжений. Правительство осуществляет предварительный контроль в процессе разработки и рассмотрения индикативных планов развития республики, программ развития сфер и секторов экономики, отраслей, регионов, важных направлений инвестиционной деятельности. В ходе выполнения указанных действий Правительство проводит текущий контроль как по полноте их осуществления, так и целевого финансирования по объемам, срокам, исполнителям. Представительные органы (маслихаты, собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль ими осуществляется в двух формах: предварительного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки. Объектом контроля выступают местные фонды денежных средств. К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство государственных доходов, Национальный банк Республики Казахстан. Министерство финансов, Министерство государственных доходов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности. При Министерстве финансов функционирует Комитет финансового контроля, который наделен обширными полномочиями по контролю рационального использования государственных финансовых ресурсов. Управления Комитета проводят ревизии министерств, ведомств, других органов управления, охраны правопорядка, предприятий и организаций обороны, государственных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций, сферы образования, науки, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, средств массовой информации. В областях и городах Астане и Алматы функционируют Управления Комитета финансового контроля Министерства финансов по области и городу, осуществляющие контрольно-надзорные функции по контролю за целевым использованием средств государственного бюджета, целевым использованием и возвратом заемщиками правительственных займов и займов под гарантии Правительства, бюджетных кредитов. Они контролируют правильность составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из бюджета, средств на выполнение государственного заказа, полноту и своевременность отчислений доли дохода государственными предприятиями в соответствующие бюджеты. Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства. В положении о Казначействе Министерства финансов Республики Казахстан установлено, что одной из основных задач органов Казначейства является организация, осуществление и контроль кассового исполнения республиканского бюджета. В целях исполнения основных задач и укрепления бюджетной дисциплины органы Казначейства имеют право производить в министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях проверки денежных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием финансовых ресурсов Правительства. В начале 2001 г. сформирована новая правоохранительная структура - финансовая полиция, включающая Агентство финансовой полиции как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан и территориальные органы в областях, городах Алматы и Астане, межрайонные отделы. Органы финансовой полиции выполняют функции по выявлению, пресечению преступлений и иных правонарушений, связанных с финансовыми операциями: растратами, хищениями государственных средств, нецелевым использованием бюджетных ресурсов, легализацией (отмыванием) денежных средств и имущества, приобретенных незаконными путями, неуплатой налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, либо совершенных с целью сокрытия или занижения доходов, укрытия объектов налогообложения или объектов, связанных с ним, иного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей. Органы финансовой полиции вправе осуществлять дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность согласно уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан, проводить финансовые проверки, принимать решение о возбуждении уголовных дел по фактам финансовых правонарушений. Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль наряду с выполнением своей основной работы - управлением доходами и расходами государства (региона). Поэтому для финансовых управлений (отделов, инспекций) контроль является попутной задачей, то есть он проводится наряду с исполнительско - распорядительной деятельностью. На Министерство финансов и его органы на местах возложен контроль за соблюдением закона о бюджетных правах республики и местных органов власти за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и законным расходованием ими бюджетных и собственных средств. Эти органы производят ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений, и в установленном порядке - ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности хозрасчетных предприятий и организаций. Контроль финансовых органов осуществляется во всех формах, причем преимущественными являются предварительный и текущий контроль. Основными методами контроля выступают счетная проверка отчетности, проверки. Специалисты отраслевых управлений (отделов) привлекаются к ревизии в составе ревизионных бригад. Объектом контроля финансовых органов на местах выступают вопросы правильности образования и использования децентрализованных фондов денежных средств. Контроль доходов субъектов хозяйствования осуществляют Министерство государственных доходов Республики Казахстан и местные комитеты в областях, городах, районах. Налоговые органы имеют право применять экономические санкции - штрафы за нарушение дисциплины цен. Штрафы многократно возрастают и становятся одной из основ механизма регуляции рыночных цен. Доходы, полученные на нарушениях, в бесспорном порядке перечисляются в бюджет независимо от формы собственности. В обусловленном законом размере с нарушителя взимается штраф. В случае злостных нарушений материалы передаются следственным органам. К органам общественного контроля относится контроль профсоюзных организаций за деятельностью администрации, осуществляемый на предприятиях, организациях, учреждениях, ведомствах. Финансовый контроль в деятельности этих органов не является основным. Разнообразные общественные организации, в том числе политические партии, молодежные, организации массовых движений, творческих союзов, культурных и просветительных центров, научные, технические, природоохранные, спортивные, ветеранов войны и труда, благотворительные фонды проводят финансовый контроль своими силами (комиссиями или представителями аппарата), а также могут привлекать аудиторские фирмы. Объект контроля—проверка источников получения доходов и их использования в соответствии с уставными задачами. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики, управления (отделы) местных администраций в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений. Ведомственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Основными методами контроля являются рассмотрения проектов финпланов, ревизии и проверки. Объектом контроля выступают децентрализованные фонды денежных средств. Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов. Контрольные функции в области финансов осуществляют руководители, бухгалтерия и финансовый отдел. При этом важная роль принадлежит главным (старшим) бухгалтерам. Внутрихозяйственный контроль осуществляется во всех формах, присущих финансовому контролю. Основными его методами являются проверки и ревизии. Внутрихозяйственный контроль в коммерческих структурах (акционерных обществах, частых предприятиях и фирмах, биржах, банках и т.д.) осуществляет учредитель или собственник, а также по его поручению - аудиторские фирмы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев все теоретические  вопросы, связанные с финансовым контролем  и проявление его на практике,  можно сделать некоторые выводы.

Организация государственного финансового контроля в настоящее  время в Казахстане имеет множество  недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждается  в усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономических отношений.

К проблемам государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль по подготовке проекта  бюджета и его исполнением, оценку эффективности организационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительных постановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усиление государственного ведомственного контроля предприятий государственного сектора экономики.

Важным есть обновление и функций внутреннего контроля. В осуществлении внутреннего контроля важнейшее место занимают работники бухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный, также как руководители объединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушение правил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственную деятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и через аппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специалисты, на которых возложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).

Обновление внутреннего  контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.

В современных условиях каждая форма государственного контроля в Казахстане имеет свои задачи и  направления развития и требует  своего усовершенствования. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита./ М.-Информационный издательский дом “Филин”.-1996
  2. Брызгалин А.В. «Налоги и финансовое право» - Москва 1997 год.
  3. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль./М.-Финансы.-1973
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 1997 г.
  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг и менеджмент. ТОО НПК «Крылья», 1998. – 416 с.
  6. Дробозина Л. А.  Общая теория финансов: Учебник .. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  7. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
  8. Ковалева А.М. Финансы. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 1996.
  9. Краткий экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азреиляна –М. Институт новой экономики, 2001.
  10. Лекции по курсу "Общая теория финансов". Кеменова З.А. –М.: АБиК, 2000.
  11. Мельников В.И., Ильясов К.К. Финансы. - Алматы: Каржы-Каражат, 1999.
  12. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения./    М.- ТОО “Интехтех”.-1996 
  13. Омирбаев С.М. Финансы. – Астана, 2002.
  14. Опарин О. Финансовые составные перехода к рыночной экономике./Экономика Украины.-1992.-№8
  15. Русакова И.Г. «Налоги и налогообложение»: финансы «Юнити» 1998.
  16. Справочная по финансово-бюджетным вопросам: сборник нормативных документов, т.1, Алма-Ата: Казахстан, 1980. – 488 с.
  17. Терехова. Теория, практика и методология аудита./С.-П.- 1992.
  18. Терехова. Теория, практика и методология аудита./С.-П.- 1992.
  19. Финансово-кредитный  словарь  под  ред.  Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.
  20. Финансы Республики Казахстан, Алматы 1997 г.
  21. Финансы. /Под ред. Родионовой В.М, - М.: Финансы и статистика, 1995.
  22. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под редакцией Л.А.Дробозиной. –М., 1996.
  23. Финансы/ Ю.Я. Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; - М.: Финансы и статистика, 1996.
  24. Фомин П.А. Финансы, кредит и денежное обращение. М., 2001.
  25. Химичева И. «Финансовое право» - М.: Юристъ, 2000.

 

 

 


Информация о работе Финансовый контроль, виды, формы и методы