Финансовый контроль РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 03:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть финансовый контроль в РФ.

Задачи исследования:

Изучить понятие и принципы финансового контроля.
Проанализировать пример финансового контроля.
Определить особенности методов финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое значение финансового контроля…………………………....5

1.1 Понятие и принципы финансового контроля……………………………...5

1.2 Виды финансового контроля…………………………………………….…9

2. Изучение финансового контроля на примере анализа финансовой деятельности предприятия……………………………………………………...14

2.1 Анализ финансовой деятельности предприятия ООО «Люнет-Оптик»...14

3. Методология финансового контроля в РФ………………………………….18

3.1 Характеристика основных методов финансового контроля……………..18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсач.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Сведения о  капитале (средств предприятия) находятся  в пассиве баланса.

Пассив баланса  показывает величину капитала вложенного в производственно-хозяйственную  деятельность, а так же свидетельствует, кто и в какой форме участвовал в создании его имущества, т.е. в  пассиве баланса отражаются различные  источники средств предприятия, включая его собственные.

Аналитическая группировка и анализ статей пассива  баланса предоставлена в

табл.1.2 

Таблица 1.2

Пассив баланса На начало года На конец  года Абсолютное  отклонение Темп роста
    1000 % 1000 %    
1 Собственный капитал 81 4,9 77 3,5 - 1,4 71,4
2 Кредиторская  задолженность 1578 95,1 2139 96,5 1,4 101,5
  Источники имущества 1659 100 2216 100 + 558 133,6
 

Анализируя данные пассива баланса, наблюдаем, увеличение валюты баланса на 558 тысяч рублей, что в процентном отношении составило 33,6.

Заметно уменьшение собственного капитала. Собственный  капитал уменьшился на 4 тысячи рублей или на 1,4 % по сравнению с наличием собственных средств на начало отчетного  периода.

Мы видим, увеличилась  кредиторская задолженность на 561 тысячу рублей перед поставщиками, перед  персоналом по заработной плате, перед  бюджетом по налогам и сборам. Если кредиторская задолженность сильно возрастет, то предприятие ООО «Люнет-Оптик» может столкнуться с финансовыми  затруднениями в связи с дефицитом  денежных средств.

Предприятие ООО  «Люнет-Оптик» использует только собственные  средства и поэтому меньше рискует, однако доходность у него ниже, чем  у тех, кто на ряду с собственными использует заемные средства.

 

  3. Методология финансового контроля в РФ

  3.1 Основные методы финансового контроля и их характеристика

Можно выделить шесть основных методов  финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия  и финансово-экономическая экспертиза.

     Четкого перечня методов финансового  контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

          Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

     Обследование  — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта.

     Основная  цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

     Анализ  представляет собой специальный  метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

     Проверка  представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

     В зависимости от различных оснований  проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

     Формой  завершения проверки служит акт о  выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

  • о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
  • о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
  • о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
  • о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

     При вынесении решения о привлечении  подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

     Ревизия - это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др.

     Характерными  чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

     Проведение  ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

     Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

     Финансово-экономическая  экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

     Сотрудники  контролирующих органов и их близкие  обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности, правовой и социальной защиты. Государственная защита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лиц), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т. д.

 

      Заключение

 

     Таким образом, установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства.

     Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики, и в таком  качестве он имеет несколько аспектов.

     Во-первых, государственный и муниципальный  финансовый контроль представляет собой  одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления  нарушений норм права.

     Во-вторых, государственный и муниципальный  финансовый контроль - это одна из стадий конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачи физическими  лицами налоговой декларации, государство  в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы  и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность  уплаты им обязательных платежей в  бюджет.

     В-третьих, государственный и муниципальный  финансовый контроль - это форма  обратной связи в системе финансово-правового  регулирования, поскольку, получая  информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство  оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную  корректировку.

     В-четвертых, государственный и муниципальный  финансовый контроль представляет собой  способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение  соблюдения норм финансового права.

     С учетом изложенного для объективной  оценки роли и места финансового  контроля его следует рассматривать  в двух аспектах: узком и широком.

     В широком аспекте государственный  и муниципальный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях  осуществления эффективной государственной  финансовой политики экономическую  безопасность России и соблюдение государственных  и муниципальных интересов в  процессе публичной финансовой деятельности.

     В узком аспекте государственный  и муниципальный финансовый контроль - это контроль государства и муниципальных  образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью  действий в процессе аккумулирования, распределения и использования  денежных фондов государства и муниципальных  образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Информация о работе Финансовый контроль РФ