Президентский финансовый контроль РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 5
2 ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право. Президентский финансовый контроль в РФ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ  В РФ 5

2 ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ. КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ПРЕЗИДЕНТА РФ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

На сегодняшний день президентский финансовый контроль довольно актуальная тема. Система финансового контроля в стране не эффективна и требует совершенствования. Слабость государственного финансового контроля, вызванная отсутствием законодательно регламентированной системы его осуществления и правовой неопределенностью содержания работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных средств, а иногда ведет к их прямому расхищению и утрате.

Главная цель контрольной работы детально изучить президентский финансовый контроль в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 

Развитие рыночных отношений в России обусловливает необходимость развития финансово-правовых механизмов управления государственными финансами. Одним из важнейших институтов финансового права является финансовый контроль. Однако до последнего времени этому вопросу уделялось недостаточно внимания, хотя во всем мире признается необходимость финансового контроля в системе управления финансами. В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОС АИ) в 1977 г., отмечено, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансами и такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. 1

В связи с переходом экономики нашей страны к рыночной экономике предполагалось, что осуществление государственного финансового контроля будет достаточным при осуществлении только налогового контроля, но со временем стало ясно, что его недостаточно при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств. 

В связи с этим начали развиваться новые органы, осуществляющие финансовый контроль: Контрольное управление Президента РФ, Счетная палата Федерального Собрания РФ; Государственная налоговая служба РФ - Министерство РФ по налогам и сборам - в настоящее время Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ; Федеральное казначейство (федеральная служба) Министерства финансов РФ, Комитет финансового мониторинга Министерства финансов РФ - Федеральная служба финансового мониторинга Министерства финансов РФ и др. 

Что касается Контрольно-ревизионного управления (КРУ) Минфина России (в настоящее время - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина России), то оно являлось одним из ведущих органов государственного контроля в системе органов советского периода развития нашего государства (наряду с Комитетом народного контроля), поэтому считалось, что оно будет отмирать. 

Однако вышеуказанные органы осуществляли, как правило, предварительный и текущий контроль. А органы КРУ - в основном последующий контроль, т. е. обеспечивали эффективное использование бюджетных средств, контроль за эффективностью использования государственной собственности, а также льгот, предоставляемых государством, контроль за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд и своей деятельностью; предотвращали финансовые нарушения, поскольку органы КРУ по обращениям правоохранительных органов проводили значительное количество ревизий и проверок в организациях различных форм собственности, выявляли факты финансовых нарушений, в том числе нарушений бюджетного законодательства и неэффективного использования бюджетных средств, а также осуществляли некоторые надзорные функции. 

В стране много организаций осуществляют функции контроля. Так, например, Контрольное управление Президента РФ контролирует выполнение актов Президента, а также в целом выполнение законодательства; Прокуратура осуществляет надзор, в том числе и за расходованием бюджетных средств; существует технический контроль, а также налоговый и другие виды контроля. 

Сейчас усилено внимание к правовому регулированию общественных отношений в области финансового контроля и надзора, организации работы органов, осуществляющих государственный финансовый контроль и надзор.

Конституция РФ является юридической базой российского законодательства. Закрепляя основные стороны социально-экономической системы, она распространяет свое действие на всю систему общественных отношений, в том числе и на финансовые отношения.  
В области финансов четкое соблюдение всеми юридическими и физическими лицами установленных правил образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств предприятий, организаций и физических лиц является необходимым требованием соблюдения финансовой дисциплины. 

Конституция РФ установила трехзвенную систему государственного конституционного контроля на федеральном уровне.  
К числу органов, осуществляющих функции по государственному контролю в РФ, в первую очередь необходимо отнести представительный орган государственной власти - Федеральное Собрание РФ.  Президент РФ наделен рядом конституционных полномочий в области правовой охраны Конституции РФ. Полномочия Президента по осуществлению конституционного контроля определены п. 3 ст. 115 Конституции РФ: как глава государства Президент на основании ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.2 При осуществлении обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент РФ осуществляет функции общего контроля, в том числе и в сфере бюджетной политики.  Судебный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. 

Конституционный контроль, организованный в сфере обеспечения конституционных основ финансовой деятельности государства, проявляется в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ. Большое количество постановлений и определений вынесено Конституционным Судом по регулированию отношений в области финансовой деятельности государства, местного самоуправления.

Конституция РФ относит к предметам ведения РФ: 

    • установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежную эмиссию, определение основы ценовой политики;
    • управление федеральными экономическими службами, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71); 
    • устанавливает основы регулирования денежного обращения (ст. 75); 
    • определяет основы статуса Счетной палаты (ст. 101);  
      определяет полномочия Правительства РФ в области финансово
    • правового регулирования (ст. 114); 
    • устанавливает правило, в соответствии с которым законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение только при наличии заключения Правительства РФ (п. 3 ст. 104);
    • закрепляет норму об обязательном рассмотрении Советом Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106).3

Хотя финансовое законодательство состоит из различных нормативных актов, основополагающие нормы Конституции РФ обладают наивысшей юридической силой. При этом необходимо единство всех правовых актов и механизм сочетания их, что является условием функционирования федеративного государства, обеспечения соответствия общефедеральной правовой системы и правовых систем субъектов Федерации и местного самоуправления. Проведение в жизнь принципов разделения властей, создания правового государства оказали существенное влияние на правовой статус органов, осуществляющих финансовый контроль. Эффективная система финансового контроля будет способствовать проведению в жизнь норм Конституции РФ, законов и других актов в области финансовой деятельности. 

Контроль в зависимости от органов его осуществления может быть государственным и негосударственным. Государственный контроль в федеративных государствах предстает как федеральный государственный контроль, контроль субъектов федерации. Негосударственный контроль бывает муниципальным, аудиторским и общественным. 

Как и во всех федеративных государствах, своеобразие осуществления финансового контроля в РФ заключается в том, что в области финансовой деятельности действуют различные нормы правового регулирования общефедеральной правовой системы и правовых систем субъектов Федерации, а также местного самоуправления. 

Финансовый контроль представляет собой разновидность финансовой деятельности государства, которая осуществляется всей системой органов государственной власти и управления, специальными контрольными органами и состоит в проверке законности и целесообразности действий в области образования и расходования денежных средств, а также субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия. 

Государственный финансовый контроль - это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положениях основных законов государства. Государственный финансовый контроль означает контроль за образованием, движением и расходованием государственных средств. 

Основная задача финансового контроля в Российской Федерации - это осуществление деятельности по проверке, выявлению, констатации и устранению выявленных нарушений в финансовой деятельности субъектов финансового права. Финансовая деятельность субъектов финансового права сложна и многообразна, поэтому разнообразны виды и методы финансового контроля.

В Бюджетном кодексе РФ теме финансового контроля посвящен раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль", но в нем не содержится определения финансового контроля. К тому же, говоря о финансовом контроле в рамках Бюджетного кодекса, законодатель придает данному термину очень конкретный, узкий смысл - контроль за формированием и расходованием бюджетных средств, т. е. бюджетный контроль.4 

В иных нормативных правовых актах, касающихся государственного регулирования денежного обращения, деятельности субъектов на финансовых рынках, формирования и использования денежных фондов и др., упоминаются лишь отдельные виды государственного финансового контроля (валютный контроль, страховой надзор, контроль на рынке финансовых услуг и т. д. ) в зависимости от объекта правового регулирования. При этом в них отсутствует нормативное определение того или иного вида финансового контроля, его целей и задач, и, фактически, правовое регулирование осуществления финансового контроля сводится к установлению системы контролирующих органов и определению их полномочий и функций.  
Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля. 

Виды финансового контроля практически различаются в зависимости от специфики финансовых отношений. Так, различаются бюджетный, налоговый, валютный контроль и, соответственно, различаются банковский и страховой надзоры. Существует специфика в осуществлении методов различных видов финансового контроля. Например, в бюджетном контроле в зависимости от методов контроля можно выделить парламентский контроль, бюджетный контроль, осуществляемый Счетной палатой, и бюджетный контроль, осуществляемый другими органами. Методы налогового контроля различаются в зависимости от видов взимаемых налогов (платежей).  
На основе конституционных норм в российской законодательстве появилось весьма значительное количество нормативных актов, регулирующих отношения в области финансового контроля, которые можно разбить на пять групп. 

К базовым нормативно - правовым актам по основным подотраслям финансового законодательства относятся: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ряд других. 

Нормативно - правовые акты, устанавливающие правовой статус органов финансового контроля: федеральные законы "О Счетной палате Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" "О налоговых органах Российской Федерации", Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", утвержденные Правительством РФ положения о Министерстве финансов РФ, о Федеральной налоговой службе, о Федеральной службе страхового надзора, о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, о Федеральной таможенной службе, о Федеральной службе по финансовым рынкам, о Федеральной службе по финансовому мониторингу.   

Информация о работе Президентский финансовый контроль РФ