Финансовые рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг и биржевое дело привлекают в течение последнего десятилетия пристальное внимание, как профессиональных участников рынка, так и хозяйствующих субъектов (предприятий) и граждан. Развитие фондового рынка стало основой беспрецедентной в истории смены общественного строя. На первичном рынке ценных бумаг произошли обвальная приватизация и акционирование предприятий. В результате приватизации общество практически разделилось на различные группы – реальные и формальные, эффективные и неэффективные, крупные, средние и мелкие собственники и малоимущие.

Содержание

Введение
Глава I Сущность финансового рынка
1.1. Место финансового рынка в рыночной экономике
1.2. Состав и структура финансового рынка
Глава II Ценные бумаги в фондовом рынке
2.1. Виды ценных бумаг
2.2. Ценные бумаги в фондовом рынке
Глава III Фондовая биржа как механизм реализации финансового рынка
3.1. Сущность и происхождение фондовой биржи.
3.2 . Структура и функции фондовой биржи.
Глава IV Финансовые рынки,фондовая биржа и ценные бумаги в России
4.1. Регулирование рынка фондовой биржи, ценных бумаг
4.2 Проблемы и пути совершенствования на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Главный признак  классической фондовой биржи её экономическое  назначение в структуре хозяйственного комплекса страны. Выражая отношения  в кредитно-финансовом секторе экономики, она находится в фокусе процессов, происходящих с обращением товарно-материальных ценностей. При этом возникшие денежные потоки, опосредованные движением товара как внутри, так и за пределами материального производства создают условия для трансформации капитала и инвестирования.

Развитие производства, углубление разделения труда, ускорение  НТП и выделение инвестиционной сферы, развитие рыночных отношений, функции  денег, конкуренция, мобилизация ресурсов оказали решающее влияние на появление фондовой биржи. Она результат этих процессов.

На этом основании, признаками классической фондовой биржи можно считать:

- участие в  экономических отношениях, возникающих  в процессе производства, распределения,  обмена и потребления;

- осуществление  деятельности в качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- наличие правил  и документов, регулирующих внутренний  порядок функционирования.

Таким образом, в характеристике классической фондовой биржи заключена её структура  и функции, дающие представление о необходимости присутствия данной организации на фондовом рынке.

Фондовая биржа  может иметь определенное местонахождение  либо существовать только в электронной  форме. Так, например, Нью-Йоркская фондовая биржа располагается в здании у пересечения Уолл-стрит и Брод-стрит в Нижнем Манхаттене, а система «Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам» (НАСДАК) существует только в электронной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

            Крупнейшие фондовые биржи мира( 2008 г .)

БИРЖА

оборот, млн.долларов

    Нью-Йоркская

Токийская

Средне-Западная (США)

Лондонская

Осакская

Тихоокеанская (США)

Торонтская

Американская

Амстердамская

Парижская

Филадельфийская

Бостонская

Стокгольмская

Монреальская

   1023.2           392.3

               79.1

               76.4

               68.1

               36.8

               31.7

               26.7

               20.0

               19.8

               17.9

               14.4

10.8

7.5


 

 

                

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV.Финансовые рынки,фондовая        биржа и ценные бумаги в России

1. Регулирование  рынка ценных бумаг

Для того, чтобы рынок  ценных бумаг мог эффективно выполнять  свои функции, государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов  и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем: а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; б) регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии; в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ; г) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущую роль в области  государственного регулирования РЦБ  в России занимает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений осуществляет Центральный банк РФ.

Определенное место  в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулирующиеся организации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФКЦБ. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СОПУ устанавливают правила деятельности на РЦБ и осуществляют контроль за их соблюдением. Цель их создания состоит в обеспечении условий деятельности профессиональных участников, соблюдении ими этики на РЦБ, защите интересов инвесторов.

РЦБ будет эффективно выполнять свои функции, если он защищен от возможностей осуществления на нем финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или ограниченного круга лиц. Если по условиям выпуска ценные бумаги планируется размещать среди неограниченного круга лиц, то такая эмиссия называется открытой (публичной) подпиской, или открытым (публичным) размещением. Если ценные бумаги размещаются среди заранее установленного числа лиц, то эмиссию именуют закрытой (частной) подпиской, или закрытым (частным) размещением. При открытой подписке или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ (или уполномоченном им органе) проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии – это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель данного документа состоит в том, чтобы познакомить потенциальных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эмитента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им предлагается принять решение о покупке бумаг. Особенность проспекта состоит в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инвестиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики должны сделать самостоятельно на основе информации, включенной в документ. Регистрирующий орган отвечает за то, чтобы в проспекте была указана вся информация , требуемая законодательством.

При открытой подписке эмитент  обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте и опубликовать уведомление о порядке раскрытия  информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч  экземпляров. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченную ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию.

Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной  информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для  заключения сделок и передавать третьим  лицам. К служебной информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996) относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией, закон относит: а) членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют доступ к такой информации.

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

 В случае нарушения  законодательства о ценных бумагах  к участникам РЦБ применяются  соответствующие административные  или уголовные санкции. 

2. Проблемы и  пути совершенствования на современном этапе

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым, потому что на фондовой бирже действуют  старые финансовые инструменты (кредиты, ваучеры, акции) и, несмотря на определенное движение вперед рынок не обеспечивает финансирование экономики, т.к. идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице. Кроме того, инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и сдерживать его развитие, в связи с чем  рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

К основным проблемам  российского рынка ценных бумаг  относится:

- развитие инфраструктуры  фондового рынка - возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, создание расчетно-клиринговых систем;

- повышение информационной  открытости рынка, увеличение  его прозрачности;

- создание полной законодательной  и другой нормативной базы функционирования, т.к. без законодательного регулирования рынок ценных бумаг не может выполнять своего основного назначения: быть источником средств для преодоления инвестиционного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессиональной деятельности для кредитных организаций и других инвестиционных компаний;

- проблема мелкого  инвестора. Рынок государственных  ценных бумаг, самых ликвидных и надежных  на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же создает проблемы для самого рынка,  для мотивации деятельности банка на этом рынке, что порождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не используются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников покрытия. Таким образом,  на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.

- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал  банков в 7-8 раз меньше, чем  необходимо, а в бюджете денег нет, и довольно-таки трудно привлечь иностранный капитал, поскольку для нашего рынка характерен краткосрочный характер; и главная причина - нестабильность, как в экономической, так и в политической ситуации страны;

- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует ряд западных компаний (SC First Boston ING, Morgan Grenfell, Merryll Lynch);

- незначительный объем  ценных бумаг и небольшое их  разнообразие, а также вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.

- депозитарий, т. к.  нет крупного признания всеми  головного депозитария и существует  проблема с регистраторами и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой инфраструктуры в части денежных расчетов;

- отсутствие на нашем  рынке таких институтов, как дилеры-оптовики  и джобберские конторы;

- недостатки системы  российского бухгалтерского учета, проблема, мешающая превратить Россию в мировой фондовый центр и выталкивающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства.

 Отличительной чертой  развивающегося рынка ценных  бумаг стало появление новой  ценной бумаги – золотого сертификата, содержащего 10 кг золота с пробой 0,9999. Золотой сертификат начало выпускать в 1993 г. Министерство финансов из расчета 40% годовых в валюте. Однако его движение и развитие не были активными из-за высокой номинальной стоимости. С начала октября по конец 1993 г. было продано лишь 10% эмиссии. Основными покупателями стали банки “Менатеп”, “Российский кредит”, “Промстройбанк”, а также Автоваз. Главная цель этого сертификата - получение постоянного дохода государством и покрытие дефицита бюджета, возрастание которого объяснялось  либерализацией цен и шоковой терапией.

Позитивным моментом в нынешнем развитии рынка является  включение российского Фондового индекса в расчет индекса IFC. И это означает выход отечественных эмитентов  на международный рынок ценных бумаг и признание их зарубежными инвесторами. Так с 1995 г. российские предприятия активно осваивают рынок американских депозитных расписок, а  в 1997 г. появляются российские корпоративные еврооблигации, т.е. долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся за пределами России имеют колоссальное значение.

И еще следовало бы отметить признание России в качестве развивающегося рынка, и начало ежедневного  расчета отечественных фондовых индикаторов авторитетной Международной финансовой корпорации, что должно повысить статус нашей страны в глазах иностранных инвесторов. У российского рынка даже на нашей стадии развития есть преимущества. Рынок наиболее ликвидных российских корпоративных ценных бумаг имеет такую изменчивость, с которой не могут сравниться развитые рынки. Широкий размах колебаний курсов российских акций открывает широкие возможности для реализации разнообразных инвесторских стратегий. 

Кроме того, появились  банки, которые постепенно начали специализироваться на обслуживании операций с ценными бумагами, в частности, на депозитарной деятельности.  Развитие рынка ценных бумаг - одна из приоритетных задач государства, свидетельством является переговоры, проведенные с Всемирным банком на получение займа для его развития.

Информация о работе Финансовые рынки