Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и выработать предложения по их эффективному использованию.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
- проанализировать финансовое состояние , определить проблемы финансирования и пути их решения.

Содержание

Глава 1.Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения.
1.1.Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности.
1.2.источники финансовых ресурсов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.
1.3.Участники системы ОМС, обеспечивающие её работоспособность.
1.4.Финансовое планирование учреждений здравоохранения.
1.5.Современные механизмы оптимизации медицинской деятельности.
Глава 2.Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.1.Характеристика МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.2.анализ исполнения сметы расходов МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» по общим показателям.
2.3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
2.4.Анализ финансовых результатов.
2,5.Направления более эффективного использования финансовых ресурсов.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы. Курсовая работа копия.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

На основании  данных таблицы 4 можно осуществить анализ показателей использования персонала. Очень низкий показатель укомплектованности и прослеживается явная тенденция к дальнейшему снижению. Особенно низок данный показатель по группе «младший персонал» – 43,6%. Такое положение легко объяснить – тяжелая работа при крайне низкой оплате – 5823 рубля в месяц. Соотношение числа врачей и среднего медперсонала свидетельствует о более высоких темпах увеличения численности врачей по сравнению с темпами увеличения численности среднего медперсонала поликлиники за анализируемый период.

Основная роль принадлежит кадровому потенциалу поликлиники, поскольку именно от квалификации зависит насколько эффективно используются в поликлинике средства производства и насколько успешно она работает в целом.

Эффективность использования кадрового потенциала в определенной мере зависит и от структуры персонала поликлиники. Управление персоналом по уровню квалификации необходимо для того, чтобы своевременно готовить замену кадров, а также для достижения наиболее приемлемой для предприятия структуры кадров по половому и возрастному составу, по уровню квалификации.

 

2.4.Анализ рентабельности МУЗ « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».

В условиях перехода к рыночной экономике целесообразно  проводить более тщательный и  системный подход к анализу финансового  состояния ЛПУ. При этом анализ финансового состояния учреждения должен проводиться регулярно, так как он имеет многоцелевую направленность. Системный подход к анализу финансового состояния учреждения может включать следующие виды комплексного анализа: предварительный (общая оценка финансового состояния); финансовой устойчивости и платежеспособности; оборачиваемости капитала; финансовых результатов деятельности.

Анализ таблицы 522 показывает, что доходы от рыночных продаж работ и услуг МУЗ « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск»  выросли за анализируемый период на 14327,7 тыс.руб. Остальная часть доходов приходится на долю доходов из Федерального бюджета и доходы из фонда обязательного медицинского страхования. В целом доходы выросли, темп роста доходной части опережает темп роста расходов.

Рентабельность  — это относительный показатель, характеризующий уровень доходности . Его используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Анализ таблицы 523 показывает повышение всех показателей рентабельности, а в целом – улучшение деятельности, что связано прежде всего с резким ростом доходов МУЗ « Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск»  и, как следствием, финансового результата деятельности. Так, доходность реализации в целом за период увеличилась на 13230,1 тыс.руб. В состав выручки от реализации работ, услуг, оказываемых поликлиникой  входит выручка по хозяйственным договорам, стоматологическим услугам, другим платным услугам. В 2012 году выручка была получена от оказания платных услуг, полученная прибыль составила 1000,0 тыс. руб. Рентабельность платных услуг превысила показатели предыдущих лет. В целом анализ финансовых результатов подтверждает целесообразность осуществления поликлиническими учреждениями платных услуг. В перспективе следует расширить ассортимент оказываемых услуг при неуклонном росте качества.

Расходы поликлиники  ежегодно растут, поэлементный их состав и структуру в динамике можно  проанализировать на основании данных таблицы 5. В динамике произошло увеличение расходов на 12230,1 в отчетном году по сравнению с базисным. В первую очередь это связано с увеличением расходов на оплату труда и начислений на оплату труда, во-вторых с ростом тарифов на различные услуги, с заменой основных средств.

Таким образом, анализируя финансовое состояние МУЗ "Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск " можно сказать о его способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, что свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии МУЗ "Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск " в 2009 – 2012 года.

 

2.5.Направления  эффективного использования финансовых ресурсов.

 

Одним из направлений  совершенствования финансирования учреждений здравоохранения в РФ является переход к финансированию на основе подушевых нормативов, что предполагает выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий между муниципальными образованиями.

Для решения имеющихся проблем необходим дополнительный поиск резервов финансовых ресурсов.

Ими могут быть:

- доходы от платных услуг. При этом любая услуга может быть платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

- формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный источник финансирования. Сегодня тариф в системе ОМС – цена ниже себестоимости объективно дорогой медицинской услуги;

- развитие сети дневных стационаров, что также является резервом экономии средств на содержание больных;

- освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений от налога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медицины в условиях России – явление вынужденное;

- более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развития медицинских лизинговых компаний;

- использование факторинга как механизма продажи долгов лечебного учреждения государству. Поскольку муниципалитет на основании ст. 120 п. 2 ГК РФ несет субсидиарную ответственность за долги ЛПУ на основании того, что муниципалитет реализует права собственника (65% ЛПУ Российской Федерации – муниципальные);

- формирование предпринимательской среды. Основные средства ее решения – разгосударствление и приватизация учреждений здравоохранения. Результатом будет снижение нагрузки на госбюджет и высокий уровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовую устойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства по договорам;

- организации учреждения здравоохранения  в форме некоммерческого учреждения, которое работает по договорам  с органами местной власти  и самостоятельно определяет  основные параметры своей деятельности. Органы государственного управления не несут жестких обязательств по содержанию некоммерческих лечебных учреждений. Их финансирование осуществляется в форме субсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы;

- развитие ДМС как разновидности платной медицинской помощи. ДМС больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях «платной медицинской помощи»;

- возможность более широко пользоваться арендной платой, несмотря на то, что в учреждения здравоохранения Российской Федерации это, в основном, субаренда. Арендная плата – дополнительный внутренний источник финансирования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе была поставлена цель рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления эффективного использования.

Данная цель была достигнута решением следующих задач:

- рассмотрены понятие, источники  и механизмы формирования финансовых  ресурсов медицинских учреждений;

- проанализировано финансовое состояние медицинского учреждения (МУЗ "Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск "), определены проблемы финансирования и пути их решения.

В процессе исследования было выявлено, что недостаточное финансирование здравоохранения в целом по стране совмещается с низкой эффективностью использования ресурсов. На основе анализа финансовых показателей  МУЗ "Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» были выявлены ряд проблем, такие, как низкая техническая оснащенность поликлиники, нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований, средств ФОМС и внебюджетных средств.

Для решения данных проблем в  условиях ограниченности государственных  средств финансирования можно рекомендовать  мероприятия по дополнительному  поиску резервов финансовых ресурсов. К таким мероприятиям можно отнести: получение доходов от платных услуг; формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль МУЗ "Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск" как дополнительный источник финансирования; развитие сети дневных стационаров; освобождение отрасли здравоохранения и ее учреждений от налога на прибыль от платных медицинских услуг; более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга; формирование предпринимательской среды; использование факторинга; развитие ДМС; организации учреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения; возможность более широко использования арендной платой; разрешение накопления и формирования фонда амортизации; перспективные медицинские научные разработки с хорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение здравоохранения. Внедрению в практику деятельности лечебного учреждения данных мероприятий позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов.

Анализ ФЗП  труда поликлиники показал, что  его увеличение в анализируемом  периоде происходило в основном за счет увеличения поступлений из ФОМС и за счет осуществления учреждением  коммерческой деятельности. За анализируемый период наблюдалось уменьшение поступлений из ФОМС, но увеличение их от оказания платных медицинских услуг. Положительной тенденцией можно считать постоянный рост среднемесячной заработной платы персонала за счет увеличения поступлений из ФОМС и собственных средств учреждения, что способствует повышению уровня материальной заинтересованности работников.

На основании  анализа показателей использования  медицинского персонала поликлиники можно сделать вывод о проблемах кадровой политики, на что указывает недоукомплектованность больницы персоналом по штатному расписанию, хотя вместе с тем можно отметить низкий показатель текучести кадров. На мой взгляд решить проблему кадров можно рядом мер. Например путём приобретения жилья для прибывающих медработников, оплата найма жилья, компенсационные выплаты обучающимся по направлениям от  региона студентам. Оплата подъёмных, выплата процентных надбавок, освобождение от оплаты услуг ЖКХ для медработников и членов их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007);

3.Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 286 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год»

4.Приказ Минздрава РФ от15.10.1999 № 377 (ред. от 09.10.2007) «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения»

5.Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»

6.Приказ Минфина РФ от 21.01.2005 № 5н (ред. от 11.11.2005) «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»

7. Финансы: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. И доп. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703 с.

8.Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 363 с.

9.Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 400 с.

10.Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

11.Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.

12.Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с. – ( Экономическое образование ).

13.Стародубов В.И., Флек В.О. Финансирование медицинской помощи населению Российской Федерации, ориентированное на результат / под общ.ред.д-ра мед.наук, акад.РАМН В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2007. – 400 с.

14. Габуева Механизмы эффективного финансирования в здравоохранении / Под общ. ред. д-ра мед. наук, акад.РАМН В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2007. – 288 с.

15.Кондраков Н.П. Учётная политика организаций на 2009 год: в целях бухгалтерского финансового и налогового учёта. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с. (Настольная книга для главного бухгалтера).

16. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 543 с. (Высшее образование).

17.Бабич А.М., Павлова Л.Н. государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.

18. Леухин А.М. Финансовый менеджмент на бюджетных организациях. М.: Финансы и статистика, 2006 – 519 с.

19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник /  Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – 302 с.

20. Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005. – 336 с.

21. Панков Д.А. и др. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие – М.: Новое знание, 2004. – 409с.

22. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / под ред. Ковалева В.В. – СПб.: Экономическая школа, 2006. – 244 с.

23. Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.: Проспект, 2005. – с. 208.

24. Ковалев В.В.  Введение в финансовый менеджмент  – М.: Финансы и статистика, 2003 – 337с.

25. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. – М: ИКЦ «Маркетинг», 2007. – 320с.

26. Середа К. Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 448с.

27. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2005. Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2005. – 328 с.

28. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы, 2008. - №10; с. 8.

29. Мелянченко Н. Б. Здравоохранение России. Новая концепция организации и развития. — СПб.: Медицинская пресса, 2001.-216 с.

30. Экономика  и организация здравоохранения:  учеб. пособие / Р.3. Аширов, А.А. Голубенко,  Н.Д. Козин. — Саранск: Красный  октябрь, 2002. — 250 с.

Информация о работе Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения