Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и выработать предложения по их эффективному использованию.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
- проанализировать финансовое состояние , определить проблемы финансирования и пути их решения.

Содержание

Глава 1.Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения.
1.1.Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности.
1.2.источники финансовых ресурсов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.
1.3.Участники системы ОМС, обеспечивающие её работоспособность.
1.4.Финансовое планирование учреждений здравоохранения.
1.5.Современные механизмы оптимизации медицинской деятельности.
Глава 2.Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.1.Характеристика МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск».
2.2.анализ исполнения сметы расходов МУЗ «Городская поликлиника г.Гаджиево ЗАТО Александровск» по общим показателям.
2.3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
2.4.Анализ финансовых результатов.
2,5.Направления более эффективного использования финансовых ресурсов.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы. Курсовая работа копия.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

«Основными целями введения обязательного медицинского страхования являются:

- расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов, и в первую очередь средств хозрасчетных предприятий;

- децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям;

- повышение экономической эффективности расходования средств на медицинское обслуживание;

- расширение хозяйственной самостоятельности учреждений  здравоохранения, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы;

- создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицинского обслуживания;

-создание материальной заинтересованности у предприятий и граждан в улучшении условий труда, природоохранной деятельности, снижении заболеваемости за счет общей профилактики и здорового образа жизни.

Главными задачами на этапе мобилизации средств, направляемых на финансирование здравоохранения, являлись:

- введение нового целевого внебюджетного источника финансирования;

- создание структуры управления для осуществления обязательного медицинского страхования;

- сосредоточение основной суммы средств, направляемой на финансирование предоставления медицинской помощи, в системе ОМС»8.

 

 

          С введением обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Источниками финансовых ресурсов стали:

- бюджетные средства;

- взносы работодателей на обязательное медицинское страхование;

- средства населения;

-средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

«Финансирование лечебно-профилактических учреждений через систему ОМС осуществляется по согласованным тарифам. Тарифы на услуги определяются на основе уровня, структуры и состава компенсируемых расходов медицинского учреждения в рамках территориальных программ ОМС. В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью возмещению за счет средств ОМС подлежат только оплата труда с установленными начислениями, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания и мягкий инвентарь, обмундирование. Другие затраты государственных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС, покрываются за счет бюджета: коммунальные платежи, приобретение оборудования, ремонт помещений.      

Следует отметить, что наряду с финансовыми функциями  страховые медицинские организации  осуществляют контроль за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг. По фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба гражданам они предъявляют регрессные требования и иски медицинским учреждениям»9.

Таким образом  финансовые ресурсы, которыми располагает учреждение здравоохранения, должны обеспечить его эффективную работу по оказанию качественной и своевременной лечебно-профилактической помощи населению.

Эффективную работу можно обеспечить при рациональном использовании  финансовых ресурсов, применяя ресурсосберегающие технологии, снижающие расход труда, материалов, энергии, оборудования. К ресурсосберегающим технологиям относятся рациональная организация лечебно-профилактического процесса, повышение качества медицинской помощи, внедрение инноваций.

 

1.3.Участники системы ОМС, обеспечивающие  её работоспособность.

 

Законом «О медицинском страховании  граждан в РФ» определён круг лиц, участвующих в системе ОМС  и обеспечивающих её работоспособность.

В первую очередь это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС.

Взносы поступают следующему участнику  системы ОМС - в Федеральный или  Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи.10

«Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных.

Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное  на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также  имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.

И, наконец, самые многочисленные участники  системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования».11

В системе обязательного медицинского страхования предусматривается следующий порядок финансового взаимодействия субъектов:

- хозяйствующие субъекты-плательщики  перечисляют страховые платежи  в федеральный и территориальные  фонды медицинского страхования;

- органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- территориальный фонд ежемесячно  перечисляет на счета страховщиков  средства для оплаты медицинских  услуг с учетом среднедушевых  нормативов и количества застрахованных;

- страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов  за медицинскую помощь, контролируют  объем, сроки и качество ее  предоставления;

- оплата счетов-фактур медицинских  учреждений производится ежемесячно  в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медицинской помощи. В случае необходимости производится перерасчет по ранее авансированным средствам.12

 

1.4.Финансовое планирование  учреждений здравоохранения.

 

«В настоящее время частично сохраняется порядок планирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системы медицинского страхования, т.е. финансирование учреждений здравоохранения производится на основе сметного принципа: каждому учреждению утверждается смета расходов, производимых за счет выделяемых средств. Финансовые средства планируются и выделяются учреждениям по статьям экономической классификации бюджетных расходов.

Согласно установленному порядку, составление индивидуальной сметы  медицинского учреждения осуществляется исходя из нормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателей объема работы каждого подразделения: среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались по числу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи – по среднегодовому количеству коек».13

«Смета расходов медицинского учреждения включает следующие статьи:

- фонд заработной платы, устанавливающийся  в соответствии с Единой тарифной  сеткой по оплате труда работников  бюджетной сферы (составляет  60% затрат на содержание медицинских учреждений);

- начисления на заработную плату;

- расходы на медикаменты в  стационарах (по норме расхода  на койко-день) и на бесплатную  и льготную выдачу медикаментов;

- расходы на канцелярские и  хозяйственные нужды (по норме расхода на одну койку в год);

- расходы на питание больных  (по норме расхода на койко-день);

- расходы на приобретение оборудования  и мягкого инвентаря (по дифференцированным  нормам, в зависимости от профиля  отделения);

- командировочные расходы в  соответствии с действующими нормами;

- расходы на капитальный ремонт  зданий (на основе финансово-сметных  расчетов);

- прочие расходы: оплата летных  часов санитарной авиации, проведение  культурно-массовых мероприятий  среди больных и др.).

При инфляции закладываемый размер расходов корректируется на коэффициент инфляционных ожиданий.

Контроль за использованием выделенных средств медицинским учреждением  проводится в форме ревизий и  тематических проверок.

В сводном планировании расходов по районам, городам областного и краевого подчинения, области (края) среди расчетных показателей финансирования используются следующие:

- цена конкретной медицинской  услуги, определяемая на базе  сметы расходов;

- оплата средней стоимости пролеченного  больного на основе средней  стоимости лечения;

- оплата одного завершенного  случая лечения на основе клинико-статистических  групп или медико-экономических  стандартов. Стоимость лечения устанавливается  по группам заболеваний, в рамках  которых определяются одинаковые  расценки за лечение;

- финансирование по среднедушевому нормативу на работающее и неработающее население. Размер норматива зависит от возможностей территориальных бюджетов;

- комбинация перечисленных методов.

Выбор модели (расчетных показателей) финансирования осуществляется местным органом исполнительной власти.

Параллельно с бюджетным финансированием  содержания учреждений существует дополнительный канал их финансирования – целевые  программы по здравоохранению. Эта  форма бюджетного финансирования была введена как средство решения задачи ослабления дефицита финансовых ресурсов деятельности учреждений здравоохранения и поддержания уровня и объема оказания помощи»14.

Учреждения должны истратить полученные средства строго по их целевому назначению (то есть в соответствии с утвержденными показателями расходов по отдельным статьям) и не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов без соответствующего на то разрешения.

Метод сметного финансирования удобен финансовым органам. Он дает возможность  проконтролировать направления их использования и быть уверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату труда или приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб другим необходимым видам расходов.

Таким образом, можно сказать, что  в настоящее время финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования15.

 

1.5.Современные механизмы оптимизации  медицинской деятельности.

 

«Современные пути оптимизации  деятельности в здравоохранении  можно условно связать со следующими основными внутренними моментами  реформирования отрасли:

- реорганизацией видов бюджетной  и коммерческой деятельности  и организационно-правовых форм  медицинской деятельности;

-изменением порядка финансирования  общественно-потребляемых услуг  в государственных ЛПУ с переводом  их на оплату за конечные  результаты, определяемые по объёмно-финансовым критериям совместно по линии средств бюджетов и внебюджетных фондов;

-преобразованием функций менеджмента  ЛПУ для готовности к самостоятельному  управлению бюджетом и доведением  его до каждого исполнителя  на основе новых подходов к нормированию труда и его мотивации. Представляется также весьма своевременным привлечение к деятельности в здравоохранении заинтересованных инвесторов, что можно рассматривать как механизм внешнего воздействия на совершенствование деятельности здравоохранения через концессионные соглашения, лизинговые договоры и другие актуальные формы государственно-частного партнёрства (ГЧП). Кроме того, не исключается возможность оптимизации деятельности за счёт выведения непрофильных функций за рамки ЛПУ ( бухгалтерия и централизованная бухгалтерия; прачечная и стирка по договору со специализированными организациями и т.д. ) или экономии на содержании профильных функций за счёт, например, объединённых специализированных лабораторных служб ( отделений) вместо содержания их в каждом ЛПУ»16.

«Сбалансированность государственных гарантий медицинского обслуживания населения и их финансового обеспечения должна способствовать оптимизации коечной сети лечебно-профилактических учреждений, реализации мер по повышению прозрачности и рациональности использования бюджетных и страховых средств в системе здравоохранения. Бюджетные средства, направляемые на реализацию территориальных программ ОМС в качестве платежей на страхование неработающего населения, должны поступать в систему ОМС своевременно и в размере, предусмотренном региональным законодательством. Эти меры должны обеспечить соответствие доходов, поступающих на обязательное медицинского страхование и стоимости программы государственных гарантий. Оплата медицинских услуг должна стимулировать процесс реструктуризации здравоохранения. Это предполагает постепенный переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов отдельных видов медицинской помощи, определяемых на основе заказа медицинским организациям. Необходима разработка механизма экономической мотивации страховщиков, при которой размер расходов на ведение дела страховых организаций будет коррелироваться показателями эффективности использования ими средств ОМС, а также с качеством оказываемой медицинской помощи. При оплате амбулаторно-поликлинической помощи дополнительное поощрение поликлиник должно быть поставлено в зависимость от показателей качества лечебно-профилактической деятельности. При оплате стационарной помощи необходимо в договорной форме определять планируемые и реально заказываемые объемы, устанавливать допустимые отклонения фактических и плановых объемов помощи.

Информация о работе Финансовые ресурсы в учреждениях здравоохранения