Финансовые проблемы несостоятельных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение причин возможной финансовой несостоятельности, банкротства предприятия в условиях кризиса 2008 года и мер по предотвращению банкротства.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность понятия «финансовой несостоятельности» как экономической и юридической категорий;
- рассмотрены виды и стадии банкротства
- классифицированы факторы, оказывающие влияние на кризисное состояние организации
- изучены меры по восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости и долгосрочного финансового равновесия.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………
1.Финансовая несостоятельность предприятия……………………………………
1.1. Понятие несостоятельности…………………………………………………..
1.2. Виды несостоятельности и банкротства……………………………………
1.3. Процедуры банкротства…………………………………………………………..

2. Причины банкротства предприятия………………………………………………
2.1. Классификация факторов, оказывающих влияние на кризисное состояние
Предприятия……………………………………………………………………………..
2.2. Общие причины неплатежеспособности предприятия………………………….
2.3. Причины банкротства предприятия в условиях кризиса……………………….

3. Основные направления предотвращения банкротства предприятия………….
3.1. Профилактика банкротства предприятия………………………………………….
3.2. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия………..
3.3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Тлесова Г. - копия.docx

— 221.39 Кб (Скачать файл)

2)долгосрочный кредит  вложен в строительство административных  заданий и производственных цехов. Прибыль предприятия из-за изменения  внешних условий не в состоянии  покрывать расходы по обслуживанию  и погашению кредита. Это результат  финансовых просчетов администрации  предприятия;

3)вложение долгосрочного  и краткосрочного кредитов в  рисковые инвестиционные проекты  – например, в ценные бумаги. Из-за  просчетов в прогнозе курса  ценных бумаг происходит потеря  капитала и, как следствие, наступает  несостоятельность организации;

4)краткосрочный  кредит  вложен в расширение оборотных  активов – в запасы. Из-за ошибок  в маркетинговых расчетов  объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно  кредит и проценты по нему, что влечет за собой снижение платежеспособности организации.

2. Неэффективная маркетинговая  политика:

1) неоправданное увеличение  запасов  материальных ресурсов, без увеличения объема выпуска  и реализации продукции.  Отсутствие  контроля за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве. В конечном счете это приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просроченности, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;

2) недостаточное изучение  и нахождение новых рынков  сбыта и рынков поставщиков, что  приводит к приобретению материальных  ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, затовариванию продукцией и появлению  убытков. Вовремя не реализуется  продукция, «застрявшая» на складе  по различным причинам.

3. Неэффективная политика  предоставления товарного (коммерческого) кредита:

1) увеличение сроков и  задержка оплаты потребителями  поставляемой продукции. Результат -  образование большого объема  дебиторской задолженности, увеличение  длительности оборота дебиторской  задолженности, что приводит к  недостатку оборотных средств, невозможности  исполнить обязательства перед  налоговыми органами, поставщиками  и в конечном счете -  к невыгодным краткосрочным заимствованиям, в результате чего возникает финансовый кризис;

2) нарушение равновесия  между выпуском продукции. Ее  реализацией и предоставлением  товарного кредита потребителям.

4. Увеличение издержек  производства из-за применения  устаревшей технологии, отсутствие  ресурсосберегающей технологии, что  влияет на конкурентоспособность  продукции по ценам и приводит  к снижению реализации и выпуска  продукции, к росту издержек в  себестоимости продукции и в  конечном итоге к невозможности  расплачиваться по долгам.

5. Неумелое руководство  деятельностью организации:

1) неэффективная, негибкая, громоздкая организационная структура  управления, плохое управление финансами  предприятия;

2) отсутствие текущих  и перспективных планов работы  организации (производственных, финансовых), низкая управленческая дисциплина  и низкий уровень  ответственности. Все это приводит к вытеснению  продукции организации с рынков  сбыть, снижению объемов продаж  и увеличению непроизводительных  затрат и, как следствие, к кризисному  состоянию организации;

3) низкая квалификация  руководящих кадров. Способствующих нерационально, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации.

4) хищение и воровство  в различных формах и явлениях, на различных уровнях управления  организацией. Это  прямые убытки, приводящие в  конечном итоге  к банкротству организации и  др.

Перечисленные причины, вызывающие несостоятельность отечественных предприятий, следует учитывать при разработке мер антикризисного управления предприятием.

 

 

 

 

2.3. Причины банкротства  предприятия в условиях кризиса

 

Мировая экономика сейчас вступила в очень сложный экономический период. В центре этого глобального кризиса американская финансовая система. Причиной послужили инновации в области ипотечного кредитования. Низкие процентные ставки сделали кредиты привлекательными для широких слоев населения. Огромное количество кредитов, выданных американскими банками, напоминало настоящий “пузырь”, который в один прекрасный день лопнул. Вследствие этого начался кризис строительства, ведь банки перестали кредитовать строительство домов, а вслед за неразберихой в стройиндустрии появились проблемы с безработицей.

Кроме этого, отмечается заметное снижение темпов роста экономики и производства во многих развитых странах, в том числе в Китае и Индии, население которых составляет треть земного шара. Этот спад сказался на стоимости нефти. Спрос на нее упал, а вместе с ней и цена за баррель. По цепной реакции кризис подтолкнул к росту и инфляцию. Сейчас в США, Европе и Китае она достигла рекордного максимума.

Главная опасность, которая перед нами стоит: серьезный экономический кризис может перерасти в социальный. Мы находимся еще не в середине, но и не в конце этого пути. Поэтому возможны разные сценарии его развития. Пока же имеет место серьезный фактор недоверия: недоверие бизнеса к власти, бизнеса к банкам и бизнеса к бизнесу.

На сегодняшний день можно выделить несколько причин банкротства предприятий. Первое - резкое увеличение процентных банковских ставок. Второе - сокращение сроков кредитов. Третье - пересмотр условий кредитования. Четвертое - пересмотр объемов залога, который предоставляется в обеспечение кредитов. Речь идет уже о том, что процентные ставки по банковским кредитам зашкаливают за 20-30%. А такие кредиты не выдерживает даже потребительский рынок.

Из-за приостановки кредитования и ужесточения его условий в сложное положение попадают все заемщики, которыми является абсолютное большинство предприятий, да и банков тоже. Дело в том, что значительная часть оборотных средств, а также средств, направляемых на развитие и модернизацию производства, предприятия берут взаймы. В результате резко осложнится как реализация инвестиционных программ, так и оперативная деятельность предприятий (из-за нехватки оборотных средств). Последствия этого могут широко варьировать от сокращения темпов экономического роста (благоприятный сценарий) до каскадов банкротств по "принципу домино" и дефолтов. 
         Наряду с тем, что сложилось недоверие банков к бизнесу, бизнес в свою очередь не доверяет друг другу. Ведь известно, что даже торговля, я не говорю о производственной сфере, жила на кредитах. Есть такое понятие, как отсрочка платежа: магазины получали товары от поставщиков на условиях того, что рассчитаются за поставку не сразу, а спустя 30-60, а то и вовсе 90 дней. В сегодняшней ситуации поставщики боятся на такой длительный срок отгружать свои товары, свою продукцию в долг. Им неизвестно и непонятно, что будет с инфляцией, с валютным курсом. Поэтому производители и поставщики просят оплату сразу же, в крайнем случае, предоплату. А у магазинов нет такого объема оборотных средств, они обращаются за кредитами в банк, где довольно-таки большие проценты.  Бизнес попадает в замкнутый круг, который к тому же обрастает огромным количеством разных рисков.

Пятое - нынешний кризис ударил по главному — по способности к развитию. Кто-то пытался брать для этого кредиты, кто-то привлекал деньги через облигационные займы  

это когда выпускаются облигации с гарантией, что через какое-то время можно выплатить  по ним проценты или выкупить по оговоренной цене. Но в последние несколько месяцев на казахстанском рынке произошло уже около десятка дефолтов по облигационным займам — компании, которые таким образом занимали деньги, не смогли вовремя расплатиться с кредиторами. Если такие случаи продолжатся (а эксперты в этом не сомневаются), это напрямую повлияет на развитие экономики. Чаще всего крупные компании привлекают заемные  деньги на реализацию крупных проектов. Чувствуя, что в условиях кризиса они не смогут их реализовать, они от них откажутся. Очевидно, что это скажется на росте ВВП страны.

Шестое – отток инвестиций. В условиях кризиса предприятия побоятся вкладывать деньги в новые проекты и технологии. Сейчас рассматриваются вопросы по сокращению инвестиционной деятельности, то есть по ограничиванию объемов вложений в инфраструктуру, строительство, капитальные ремонты. Проводится анализ по инвестиционным проектам, чтобы понять, какие проекты пока вообще не начинать, а какие приостановить и оставить до лучших времен. Вся надежда на государство, которое может в рамках объявленной стратегии частно-государственного партнерства помочь с реализацией некоторых проектов. Впрочем,  вопрос не в том, откуда государство возьмет деньги, а в том, насколько эффективно оно их будет расходовать.

Вывод: В этой главе были рассмотрены причины неплатежеспособности организации, и выяснено, что основными причинами является получение кредитов, неэффективная маркетинговая политика, неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита, неумелое руководство деятельностью организации, увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, отсутствие инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления предотвращения банкротства предприятия

3.1.  Профилактика банкротства  предприятия 

 

К профилактическим мерам, предупреждающим наступление кризисного состояния предприятий, относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий.

Для успешной реализации профилактических мер на предприятии необходимо соблюдение следующих условий:

формирование у руководящего звена определенного уровня знаний и практических навыков финансового менеджмента;

разработка эффективных стратегических и бизнес-планов развития предприятий, объединенных в комплексную программу экономического развития региона;

создание регионального центра обучения, экспертизы и консультирования;

оснащение ведущих предприятий региона передовыми программными продуктами.

Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.

Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой срочности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:

инновационное реформирование, т. е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты;

умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, а во-вторых — эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов участникам;

факторинг — уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности; договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита;

лизинг;

прекращение убыточных видов деятельности;

создание эффективной системы управления предприятием;

внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;

непрерывное обучение руководящего состава предприятия;

реструктуризация предприятия — это его структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; различают добровольную и принудительную реструктуризацию;

консолидация как период постреструктуризации — объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих предприятий; формирование комплексной информационной системы;

повышение конкурентоспособности продукции;

разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;

управление запасами при минимуме оборотных средств;

распространение передового опыта;

развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;

сокращение производственного цикла и цикла обращения;

электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местонахождения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.

Информация о работе Финансовые проблемы несостоятельных предприятий